В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: По сибирским масштабам Назад
Александр Усс: По сибирским масштабам
Можно сказать, лейтмотив формируемой национальной программы "Дороги России XXI века" (да и завершающего этапа ныне действующей) - создание транспортных коридоров между субъектами Федерации, укрепление межрегиональных связей. Нам, красноярцам, не избалованным современными магистралями, как никому, понятен этот курс Российского дорожного агентства, и наши дорожники стремятся следовать ему.
Пожалуй, особая нужда у нас в надежных транспортных связях с северными регионами. Беды нынешней зимы в Эвенкии, по сути, оставшейся без топлива, лишний раз подтвердили это. Много было сказано и написано о причинах случившегося, о недостаточном финансировании северного завоза, о срыве летней навигации, весьма короткой на местных реках, о нерасторопности и амбициозности некоторых руководителей округа. Все это имело место. Но если по большому счету, то суть проблемы все же именно в отсутствии прочной круглогодичной транспортной связи края с округом, прежде всего - автомобильной.
И не случайно, когда весной начались перебои в воздушном сообщении с округом, когда население Туры и других поселков, лишенных тепла и света, было поставлено буквально на грань выживания, руководству края совместно с региональным отделением МЧС и другими службами срочно пришлось организовывать доставку топлива именно автомобильным транспортом.
Задача, прямо скажем, не из легких, если иметь в виду сибирские масштабы. Ведь речь шла о 1000-километровом зимнике от железнодорожной станции Абалаково через Туру, который надо местами восстанавливать, местами пробивать заново и затем поддерживать в рабочем состоянии, покуда по нему не будет заброшено около 3000 тонн дизтоплива, бензина, мазута, действительно жизненно необходимых людям округа, чтобы дотянуть до навигации, до прихода первых речных танкеров.
И сделать все это надо было быстро. Естественно, столь спешная мобилизация материальных и людских ресурсов требует немалых финансовых затрат, а стопроцентной гарантии успеха акции не было.
Но при любом исходе дела эта вынужденная "чрезвычайщина" послужит суровым уроком руководству края и Эвенкии, дополнительным импульсом к ускоренному строительству северных автотрасс. Впрочем, после прошлогодних консультаций и договоренностей с руководством РДА в этом направлении уже сделаны первые шаги.
Составлен проект соглашения между администрациями Красноярского края, Эвенкийского автономного округа и Российским дорожным агентством о совместно и устройстве и содержании зимника (Абалаково - Северо-Енисейск - Юрубчен) с последующим доведением его до уровня магистрали общего пользования с круглогодичным проездом. Проект рассмотрен и в принципе одобрен всеми сторонами.
Но пока наши дорожники над ним работали, возникла необходимость в строительстве еще одной северной трассы, связанной с началом добычи нефти на Юрубченском месторождении и доставкой ее от пятой скважины до железной дороги. Вышло совместное постановление по проблемам развития топливно-энергетического комплекса Красноярского края и Эвенкийского автономного округа, подписанное губернаторами А. Лебедем и А. Боковиковым. Суть его сводится к тесному взаимодействию в освоении богатейшего Юрубченского нефтегазового месторождения, представляющего не только общекраевой, но и общероссийский интерес. Непосредственно промышленной разработкой будет заниматься АО "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания".
Самое трудное в освоении этого месторождения - его удаленность и малодоступность. И недаром вслед за постановлением появился протокол, подписанный не только двумя губернаторами, но еще "косым десятком" представителей заинтересованных ведомств и фирм, вознамерившихся общими усилиями провести от пятой скважины Юрубчена до станции Карабула Богучанского района нефтепровод. Причем сделать это к концу нынешнего года, чтобы в следующем уже качать нефть и "гнать" по 500-миллиметровой трубе до Карабулы, а далее в цистернах по железной дороге доставлять на нефтеперерабатывающие заводы - Ачинский, Ангарский и другие.
Речь пока идет о верховом, временном нефтепроводе, но и его прокладка и обслуживание, понятно, немыслимы без добротной автотрассы. От той же пятой скважины - с выходом на Богучанский район. Кстати сказать, в упомянутом протоколе содержится предложение в адрес правительства Российской Федерации признать маршрут Богучаны - Юрубченское месторождение - Байкит - Северо-Енисейск трассой федерального значения. Думается, РДА поддержит это предложение и найдет формы участия в осуществлении интересного проекта.
Новые автотрассы призваны не только решить проблему доставки нефти "на материк", но и обеспечить круглогодовой завоз грузов в северные районы, оживить торговые отношения между краем и округом, помочь продвижению "лесных даров" на широкий краевой рынок, вообще послужить взаимному развитию регионов.
Понятно, сразу невозможно построить круглогодичные автотрассы. Предполагается проложить сначала зимник с просеками и уплотненной снежной полосой, способный обеспечить 6-7-месячную связь в году. Затем навести мосты через речки и речушки, что позволит продлить срок проезда на два- три месяца, а уж потом отсыпать грунтовые, гравийные участки, создавать метр за метром прочную дорожную одежду. Это потребует, конечно, огромных затрат времени, труда и средств, соединения возможностей центра и регионов.
Но начинать можно и нужно уже сегодня. Движение автотранспорта, организованное даже при минимальных затратах, без сомнения, исключило бы нынешнюю катастрофу в Эвенкии, когда при срыве завоза топлива речным флотом жизнь в ней фактически оказалась парализованной. Так надо ли ждать очередного "урока"?
Заметим с удовлетворением, что наш край за счет собственных средств продолжает сооружение "транспортного коридора" в Эвенкию и с юго-восточной стороны - от Канска (с трассы "Байкал") на Абан и далее на Богучаны. Из краевого бюджета, дорожного фонда сюда ежегодно вкладываются немалые деньги. Здесь одновременно сооружаются два больших моста - через реки Бирюсу и Чуну. Причем мост через Бирюсу будет введен в эксплуатацию в нынешнем году.
Довольно высокая степень готовности (более 50 процентов) и у другого моста - через Чуну. Завершается строительство опор. К концу года закончится монтаж пролетных строений - и мост будет вчерне готов. Форсирование работ объясняется тем, что именно между Чуной и Бирюсой на протяжении 54 километров пока вообще нет дороги. Но в соответствии с постановлением губернатора в 2002 году между мостами должен открыться проезд. И тогда оживет вся трасса, откроется новый коридор в Эвенкию не только из нашего края, но и из Иркутской области и даже из Хакасии и Тувы.
Как Председатель Законодательного Собрания Красноярского края хочу еще раз подчеркнуть непреходящее значение межрегиональных автодорог как для развития хозяйственных связей, так и для укрепления сотрудничества соседей в области образования, здравоохранения, культуры. А это особенно важно в нынешних условиях, когда отдельные регионы тяготеют к опасному сепаратизму.
Ради восстановления тесных исторических связей с Таймыром и Эвенкиеймы в прошлом году провели в Красноярске рабочее совещание представителей законодательных органов края и округов. Его участники дружно высказались за создание единого координационного совета депутатов и управленцев, который бы взялся за разработку совместных законопроектов и целевых программ, в том числе по развитию коммуникаций, автотранспортных коридоров.
Так что в программу "Дороги России XXI века" мы вписываемся довольно органично, понимая, что чем лучше дороги, тем ближе соседи.


Российская Федерация сегодня

http://www.speaker.su/more.php?UID=42

15.04.2000

Док. 375422
Перв. публик.: 15.04.00
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 315

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``