В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Сепаратизм - могильщик федерации` Назад
Александр Усс: `Сепаратизм - могильщик федерации`
В России полным ходом идет передел сфер влияния, как экономических, так и политических. Создают военно-политические округа, назначают генерал-губернаторов. К чему это приведет? Оценить происходящее мы попросили видного регионального политика, председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усса.
- Александр Викторович, как вы оцениваете формирование семи округов власти для представителей Президента?
- Вертикаль власти надо укреплять: лоскутная федерация неперспективна. Я один из тех, кто первым предложил ввести институт федерального контроля за деятельностью регионов. К сожалению, региональный сепаратизм начинает превышать все терпимые пределы, он могильщик федерации. Деспотизм и произвол местных лидеров не менее, а, зачастую, более опасны, чем чрезмерное укрепление федерального Центра. Произвол на местах никак не совместим с тем, что мы называем демократией. Поэтому я всегда говорил: у Президента должно быть право приостанавливать действия региональных парламентов, отменять нормативные акты, противоречащие Конституции. Те, кто не согласен, пусть обращаются в суд. Необходимо, чтобы мы, если можно так сказать, судились с Президентом, а не он с нами.
Сейчас мы принимаем неверное решение, администрация Президента обращается в суд, там рассматривают, выносят решение, мы не исполняем его - и пошло-поехало. Ерунда получается. Необходимо, чтобы центральная власть принимала решение. Мы, если не согласны, должны его оспаривать. Так будет правильно. Потому что Президент один, а нас 89. К тому же, в конце концов, он - гарант Конституции.
Я давно уже предлагал дать Президенту право запускать институт политической ответственности. Сегодня сложилась ситуация, когда отобрать власть у губернаторов и региональных президентов невозможно. Их оппонентов или подкупают, или запугивают - примеры имеются. Поэтому если Президент видит, что региональный лидер нарушает Конституцию, права человека, то он должен иметь возможность вмешаться в ситуацию, обратиться к народу, провести референдум. Президент как гарант Конституции должен давать народу возможность решать: прав или нет зарвавшийся руководитель. Вот эти мои идеи и получили отражение в первых шагах нашего Президента. В апреле этого года я опубликовал большую статью "России имперская федерация". Президент внес похожие предложения на рассмотрение парламента. Это означает, что такое решение востребовано временем.
- Вы считаете, что федеральные округл и есть та панацея, которая спасет Отечество от развала?
- В некоторых СМИ говорят, что Путин объявил крестовый поход против местного начальства. В таких заявлениях сквозит пренебрежение к провинции. А ведь патриоты России живут не только в пределах Садового кольца. Большинство сенаторов заботятся и о благополучии своего региона, и о государственных интересах. Знаю многих своих коллег, которые очень неодобрительно относились к практике, когда в Москве федеральная власть торговала собой и говорила: берите суверенитета столько, сколько можете проглотить. Многие губернаторы были против, но... отталкивали друг друга локтями, пытаясь получить кусок больше. Понимали, что это неправильно, но участвовали в разрушении каркаса государства. Так что округа нам необходимы как средство лечения экономических болезней государства.
- Вы говорите об этом с сожалением. Почему? Кто-то мешает реформам, парламент плохо работает?
- Проблема не в парламенте, он вполне работоспособный. Сегодня Россия более страдает от избытка реформ и кадровой чехарды в федеральных структурах. Кадровые перестановки стали приметой современной политической жизни. В управлении государством появились сбои, нарушилась вертикаль власти. Окружное деление страны не панацея от междоусобиц. Во-первых, надо еще развить "окружную" систему управления: сегодня нам легче добраться до Москвы, чем до Новосибирска. Во-вторых, есть опасность создания региональных княжеств. Как будет выглядеть взаимосвязь округов, не приведет ли это к их отдалению друг от друга и к распаду России?
- В чем угроза распада страны?
- В идее создания самих округов. Если мы не будем их укреплять, то это выстрел вхолостую. Укрепим слишком сильно и наделим их серьезными возможностями, то ослабим и так слабое влияние федерального Центра. Если федеральный министр будет умело решать все свои вопросы, то зачем наместник? Если все будет решать наместник, как это понравится министру? С кем решать вопросы регионам?
- Думаете, может получиться как в анекдоте: жене сказал, что пошел к любовнице, любовнице, что пошел к жене, а сам в шалаш, в Разлив - и работать, работать?
- И такое может быть. Одни начнут рапортовать о "достижениях", другие будут игнорировать и Центр, и округи делать то, что в голову взбредет. Вполне вероятно, что появятся округа, которые возьмут власти больше других и смогут стать отдельными государствами со всеми вытекающими из этого последствиями. Правда, я думаю, что нам до этого далеко. Россия традиционно замкнута на Москву. Так что создать региональные центры будет непросто. У нас хватит времени разобраться и вовремя принять решение.
- А почему центр вашего округа не в Красноярске?
- Есть мнение, что, выбор сделан из конъюнктурных, политических соображений. Хотя надо признать, что есть и объективные причины: в Новосибирске много центров федерального подчинения - консульские центры, таможня, оптовые центры торговли.
- Ходили слухи, что вас тоже хотели привлечь в высший эшелон власти, и ваша кандидатура рассматривалась на пост Генпрокурора России?
- Интересное явление - слухи. Ходят сами по себе, хотя, вполне возможно, и имеют родителей. Однако мне ничего неизвестно. Ко мне никто не обращался, никаких предложений не делал. Я узнал об этом только из СМИ. Думаю, что это разновидность черного пиара: распуская такие слухи, кто-то мог проверять и мою реакцию, и реакцию моих соратников и оппонентов.
- И какая она, реакция?
- Да нот, друзья задают вопросы, а мне ответить нечего. Ведь Генпрокурором должен быть не политик, а человек, вышедший из прокурорской среды. Эта сфера деятельности очень специфична. Тут нужны профессионализм, глубокие знания. Президент уже сделал свой выбор, и, я думаю, правильный.
- Последний вопрос: как развивается ситуация у вас в крае. Тоже идет передел собственности и власти, меняются хозяева предприятий, имеющих не только краевое, но и общероссийское значение?
- Я считаю, что было бы лучше, если бы хозяевами у нас становились люди, которые выросли здесь. Но что делать, если капитал интернационален?! Поэтому мне бы хотелось, чтобы новые хозяева приносили больше пользы. Такие примеры есть. Например, в Норильске. Но чаще встречаются примеры обратные. По Ачинскому глиноземному комбинату так и получилось. Какие были войны! Исполнительная власть говорила, что надо гнать прежних хозяев алюминиевого завода, так как новые наведут порядок, будут платить больше. Но стало хуже. Теперь уже и на самом алюминиевом заводе сменились хозяева. Захотят ли они поддерживать социалку? Но я знаю точно, что никакие переделы не должны сказываться на престиже России, на снижении уровня жизни россиян. Ведь для чего все затевается? Для того, чтобы люди жили лучше. Если они станут жить хуже, зачем перемены? Сегодня наши позиции на алюминиевом рынке уже ухудшились. Ухудшилось социальное положение людей. Вот и все доказательства.


Парламентская газета на Енисее

21.06.2000

http://www.speaker.su/more.php?UID=120

Док. 375416
Перв. публик.: 21.06.00
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 276

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``