В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Я хочу в Австралию` Назад
Александр Усс: `Я хочу в Австралию`
Край, в котором мы живем
- Александр Викторович, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу нынешней ситуации в регионе.
- На фоне остальной России край в основном удерживает позиции, которые были характерны для него всегда, то есть входит в лидирующую группу регионов, хотя место там стало для него менее значимым. Некоторые показатели говорят о позитивных сдвигах. В основном ликвидирована задолженность по заработной плате. Относительно организованно прошла посевная и северный завоз. Мы пережили тяжелую зиму, были крупные аварии в Красноярске, Енисейске, других городах, но ничего катастрофического, к счастью, не случилось, и это при крайне слабой материальной базе предприятий, занимающихся энерго- и теплоснабжением. Но эти позитивные моменты нельзя считать исключительной заслугой власти.
У нас просто стало больше денежной массы. На сегодня порядка 70% краевого бюджета пополняется за счет экспортных предприятий. В условиях августовского кризиса 1998 года они получили большие преимущества: на внешнем рынке продукция продавалась за доллары, а на внутреннем - за рубли приобретались комплектующие, выплачивалась заработная плата. Известное выражение "Не было бы счастья, да несчастье помогло" по отношению к Красноярскому краю выглядит особенно справедливым в силу экспортной направленности нашего региона. Кстати, другие регионы, имеющие сходную структуру экономики, сработали лучше. Например, в Самарской, Иркутской, Пензенской областях рост объема производства составил 20-25 % против наших 8-10%. Тогда как, по оценкам экспертов, за минувший год Красноярский край мог иметь рост объема производства до 50%, а натуральных показателях - по 25%.
Я говорю об этом с тем, чтобы победные реляции и разговоры об успехах не помешали нам подготовиться к тяжелым временам, которые, возможно, ожидают нас в Сл душем. Потому что положительные сдвиги в промышленности имеют тенденцию к затиханию. В структуре стоимости продукции все большую роль играют растущие тарифы на электроэнергию, нефтепродукты и транспортные услуги.
Еще одна важная составляющая видимого благополучия заключается в том, что доходы после августовского кризиса уменьшились в три-четыре раза, соответственно обесценились долги. Не надо было большого ума, чтобы на фоне "дурной" выручки в рублевом выражении эти долги заплатить.
И еще об одном: выполняя святой долг по выплате зарплаты, мы оставляем в стороне не менее важные вещи, а именно - поддержание предприятий, обеспечивающих сохранение жизнеспособности нашего края. Коммуникации, теплотрассы, котельные постепенно приходят в негодность. Мы жертвуем ими, тратя деньги на зараплату, а между тем технологический кризис неуклонно приближается. Особенно это заметно на примере сельского хозяйства. Там наблюдается устойчивый спад по всем показателям. Износ сельхозтехники приобретает угрожающие масштабы. Через несколько лет будет не на чем выезжать в поле. И это не плач Ярославны, характерный для хитрого крестьянина, - так все и обстоит на самом деле. Не случайно два последних года мы оставляем хлеб под снегом. Дай Бог, чтобы нынешняя осень была благоприятна, но это не снимает проблему.
Сын председателя

- Вам не безразлично положение сибирского крестьянина не только по роду службы, ведь так?
- Я не отношу себя к числу специалистов в области сельского хозяйства. Мой отец - другое дело. Он был председателем очень известного колхоза, Герой Соцтруда, делегат различных съездов. Его задевают за живое сельские неурядицы. Недавно был столетний юбилей нашей деревни Новогородки, что в Иланском районе. Отца пригласили, он готовился ехать, но потом отказался - не хотел видеть еле живую деревню, которая когда-то процветала. Отец относится к числу настоящих мужиков, выживающих не благодаря, а вопреки экономической политике. К сожалению, таких людей очень мало.
- Которые не прогибаются под изменчивый мир?
- Именно. Он и сейчас такой и, несмотря на четыре класса школы, во многих отношениях более цельный и культурный человек, нежели я, получивший шикарное образование. Вне всякого сомнения, я ему во многом уступаю.
- Но пост вы занимаете повыше.
- Думаю, если бы жизнь отца сложилась по-другому, он достиг бы большего. И вообще говоря, занимаемый пост и потенциал человека - абсолютно разные вещи. Карьера, на мой взгляд, во многом результат случая. Вот, например, подавляющее большинство российских олигархов - москвичи. В столице сосредоточена власть и деньги, а эти люди просто оказались в нужное время в нужном месте. Это в основном талантливые личности, но есть множество не менее талантливых с меньшими стартовыми возможностями.
- Но ведь и у вас по сравнению с ровесниками для старта была высокая ступенька.
- Мы недавно летели в самолете со старшей дочерью и беседовали как раз на эту тему. Она спрашивала, насколько дед помог мне в жизни. А я и не скрываю, что отец мне действительно помог. В студенчестве я не задумывался о куске хлеба, но использовал возможность учиться на сто процентов. Когда отец давал мне деньги, я иногда возвращал ему то, без чего мог обойтись. Не хотелось выделяться. Я знал, что такое ответственность, мнение людей, тяжелый физический труд. Ездил в стройотряды, стремился сам зарабатывать на жизнь. Кстати, недавно сломался будильник, который я купил на первую зарплату в студенческие годы, на ЦБК "В Москву! В Москву!"

- У вас усталый вид, Александр Викторович. Часовые пояса сказываются?
- Да, только ночью прилетел из Москвы. Но это ничего, продолжайте.
- Вы так часто бываете в столице. И не только вы. Все чиновники высокого ранга проводят жизнь в небе между центром и вотчиной. Все-таки - насколько мы, весь край, зависим от Москвы?
- Думаю, что Москве мы действительно принадлежим, если вы так формулируете вопрос. Ситуация мало чем отличается от советских времен. Советский Союз был централизованной аграрной. Столице принадлежало все лучшее - кадры, театры, магазины, газеты. Тогда как западный мир значительно децентрализован не только в экономическом плане, но и в информационно-политическом. Вы знаете не хуже меня, что, например, лучшие газеты Америки "прописаны" не в Вашингтоне.
- Может быть, в характере русских людей такая нужда в Царь - городе?
- Не думаю. Наше общество, наша страна в течение многих лет были сплошь бюрократизированы. Вертикаль, обусловленная финансами, сконцентрированными в Москве, сохранилась и сейчас. Когда возникла соответствующая политическая ситуация, финансы стали работать на приватизацию и преумножение капитала нынешних экономических "капитанов". Финансовая мощь стала распространяться по регионам, поглощая провинциальную экономическую элиту. Процесс глобализации экономики характерен не только для России.
Компания "Сони" родилась в Японии, но теперь уже трудно сказать, кому она принадлежит, потому что производство рассредоточено по всему земному шару. Перелив капитала, интеграция - это, безусловно, вещь позитивная, но в своих конкретных преломлениях она может болезненно сказываться на экономике и социальном самочувствии людей, которых этот капитал поглощает.
Если предприятием владеют люди неместные, знакомые с ним только по экономическим отчетам, их будет в меньшей степени заботить то, как живет город и его население. Они рассматривают граждан как рабочую силу, а предприятие - как средство получения прибыли - главной цели, записанной в уставе любого акционерного общества.
Поэтому, повторяю, поглощение нашей промышленности финансовыми группировками, исторически сложившимися в Москве - неизбежный процесс, но для нас всех это может означать ухудшение социального самочувствия населения, попадающего под московское влияние. Поживем - увидим.
О нашем олигархе

- Эту тему обойти невозможно. Анатолий Быков дорос до уровня державного олигарха. В чем была его ошибка? Может, ему помешало преступное прошлое, о котором все говорят?
- Надеюсь, с прошлым Быкова разберутся Следин1гп.7т,Г5л, адвокаты и сам Анатолий Петрович. Разберутся объективно, без лишних интриг, давлений со стороны и скандалов. Кстати, биографии многих других людей, добившихся финансовых успехов, и в России, и за рубежом, мягко выражаясь, не безупречны.
Важным обстоятельством, предопределяющим сегодняшнюю действительность, когда красноярским алюминиевым заводом, гордостью края, владеют люди, живущие далеко от берегов Енисея, явились разборки прежних руководителей КрАЗа. Внутренние противоречия послужили на пользу московским и зарубежным эмиссарам, заинтересованным в предприятии. Между вчерашними партнерами вбили клин, а потом взяли их тепленькими поодиночке.
-Возникнет ли на месте алюминиевого короля наш, доморощенный новый олигарх? Или Москва не даст ему вырасти?
- Думаю, что не только Москва. Я не вижу экономической ниши, где может серьезно заявить о себе красноярский предприниматель, тем более что особого протекционизма местному бизнесу со стороны исполнительной власти я не замечаю. Напротив, была попытка создать здесь Губернский банк на каком-то огрызке московской финансовой системы, в то время как у нас в крае несколько банков, прошедших большие кризисы, и маленьких банков с незапятнанной репутацией. Финансисты понимают, что не в состоянии прожить в одиночку и нуждаются в объединении. Но исполнительная власть до последнего времени не проявляла заинтересованность в укрупнении региональной финансовой системы. Справедливости ради замечу, что буквально пару недель назад администрация пошла на создание координирующего органа для упорядочения банковской деятельности в крае.
Об исполнительной власти

- В чем же выражается политическая воля нашей власти? Или она и НЕ НАША вовсе?
- Дело не в том, где человек родился и откуда приехал. Важно, насколько он связывает свое будущее с территорией, где сегодня живет, и не является ли он политическим шабашником. На КрАЗе два года работал прекрасный директор Алексей Баранцев. Приезжий человек, но ни у кого язык не повернется назвать его чужим. Он не хаял предшественников, не подчеркивал свое "я", хотя был великолепным профессионалом, всегда шел навстречу коллективу, приезжал на завод ночью, матом ругался ради пользы, но никто на него не обижался, и дела шли как надо.
А бывает и по-другому. Бывший заместитель губернатора Марина Гончарова, выдававшая себя за крупного специалиста, заявляла, что красноярцы в слове "инвестиция" делают пять ошибок, никто, мол, ничего не умеет. Обидно, что наши газеты передавали ее речь без комментариев, с завидным самоуничижением. В итоге эта дамочка уехала отсюда, не привнеся в казну края ни рубля. Такие люди для нас действительно чужие.
- Говорят, в "сером доме" новые порядки завелись. Теперь ваши депутаты в губернаторское крыло без пропусков зайти не могут - велено не пущать.
- Не знаю. Я хожу свободно. Если меня хоть раз не пустят, то больше вообще там не увидят. Мы можем общаться и другим способом. Вот Александр Иванович доброе письмо в Законодательное собрание написал, почему-то через газету. (Усе показывает мне "Красноярский рабочий" от 17 июля). Не знаю, что и делать Может, так же, через газету, поблагодарить?
- Насколько я знаю, губернатор к вам относится с уважением.
- Вроде бы. К счастью, у нас не Владивосток, и общение по принципу "сам такой" не принято.
О Законодательном собрании

- С вашим приходом ЗС стало единым организмом, если можно так выразиться. Депутаты перестали ссориться и достигли какого-то консенсуса.
- Может быть. Я не веду закулисных игр и стараюсь быть честным с людьми, хотя нормальная атмосфера в Законодательном собрании зависит не только от руководства, но и от состава депутатов. Думаю, это их заслуга.
- Вы кому-нибудь высказываете свои особые симпатии?
- Нет. Кажется, я достаточно ровен со всеми и терпелив.
Наверное, это мое преимущество. Иногда такое странное ощущение - уже знаю, о чем человек думает, что он может сказать. Мы действительно едины, несмотря на то, что каждый имеет свои странности, привычки. И потом, я очень сомневающийся человек. Это входит в число моих добродетелей.
О президенте

- Что вы думаете о Путине, Александр Викторович?
- Путин у власти слишком мало времени, осторожен в словах, поступках, и это совершенно нормально. Продекларировать что-то и пойти по прямой может только политический самоубийца. Но, судя по очень кратковременному общению, могу сказать, что он внушает мне надежду. К сожалению, люди так устроены, что ждут от сильных мира сего каких-то великих замыслов. Как говорил Высоцкий: "Не надо думать - с нами тот, кто все за нас решит". Увы, даже самый могущественный человек не может и не должен решать наши с вами судьбы.
-А команда президента? Она имеет объединяющее начало?
-Команда, насколько мне кажется, неоднородна. И это хорошо. Будь иначе, это уже не команда, а клан. Но и больших разногласий быть не должно, иначе люди перегрызутся, как пауки в банке.
- Ваше отношение к политике Путина на Кавказе.
- Очень противоречивое. Необходимость удержать Россию в своих рамках не стоит жизни тысяч людей, но ведь в годы между первой войной и второй Чечня была очень далеко от России по своему образу жизни, и, тем не менее, им там не жилось. Систематически совершались похищения людей, потом боевики пошли на Дагестан. Если они так хотели независимости, почему же, фактически получив ее, не давали нам жить? Думаю, Путин прав, когда говорит, что нет другого выхода, кроме обеспечения в Чечне конституционного порядка. Иначе Российское государство перестанет существовать с такой кровоточащей раной.
И в то же время я испытываю внутренний дискомфорт. В Заозерном хоронили мальчика-солдата. У меня язык не повернулся говорить красивые слова. В доме - шаром покати. Не то, что есть нечего - не из чего есть! А я приехал на хорошей машине, в дорогом костюме говорить что-то о высоких целях.
О будущем Сибири

- Как трудно в эти дни сохранять в себе здоровое имперское мышление. Вот и вы - человек государственный, но тревожитесь больше за свою вотчину - Красноярский край.
- Меня волнует отсутствие государственного взгляда на проблемы Сибири. У нас здесь своя специфика, очень низкая плотность населения, с одной стороны, с другой - высокая привлекательность сырьевых районов для транснациональных компаний. Вокруг этих прибыльных районов возникают зоны социальной пустыни. Там неизбежен отток населения, а снизу нас подпирает многомиллионный Китай. Учитывая темпы экономического развития Азии и отсутствие серьезной заинтересованности в Москве нашими проблемами, есть основания опасаться экспансии южных соседей в Сибирь. Сейчас серьезно обсуждается создание треугольника Китай - Сибирь - Япония, где последняя будет вносить свой вклад в виде интеллектуального ресурса и финансового, Сибирь - природные ресурсы, а Китай - рабочие руки.
Для России это абсолютно гибельный вариант. Сибирь - источник валютных поступлений для страны, и поэтому Россия без Сибири - не Россия.
- А мы без Москвы?
- А нам-то что - будем жить с китайцами.
- Мрачный у вас юмор.
- Нет оснований для хорошего настроения.
О семье

- Мы сейчас о хорошем поговорим - у вас настроение и поднимется. Расскажите о своих детях.
Детей у меня трое. Красивые, разные и все мои.
- Но от двух, не менее разных женщин.
- Можно расстаться с женщиной, но остаться с ребенком. Я это доказал. Моя Маша, дочь от первого брака, надеюсь, считает меня настоящим отцом. Мы дружим. Она учится в Германии. Звонит, доверяет свои женские секреты. Стараюсь поддержать взрослую дочь не только материально, но и морально. Учу ее, как вести себя с мужчинами, цитирую Моруа, Монтеня, а в сущности, рассказываю девочке свои мемуары. Недавно у нее возникла проблема с Интернетом. Надо помогать. Приезжаю домой, а там восьмилетняя Сашка просит сделать рогатку. Я понимаю, что рогатка для младшей - не менее серьезно, чем Интернет для старшей. Есть еще сын Артем. Ему восемнадцать. Уже взрослый, терпимый, симпатичный высокий парень - похож на маму.
- Ваша жена действительно хороша. О таких женщинах говорят: "Порода!"
- Дочь алтайского тракториста, между прочим.
- Если когда-нибудь ваши дети захотят оставить своего мужа или жену и скажут: "Папа, я больше не могу". - Ваша реакция?
- Отговаривать не стану. Семья должна быть единым целым. Жить с нелюбимым человеком нельзя, даже ради детей - это ложь.
- Из вашей жены получилась хорошая мачеха?
- Были проблемы, но теперь все нормально.
- Мне кажется, в вашей семье патриархальный уклад.
- Я авторитарный человек, но знаю, что Люда гораздо глубже по натуре, чем я. Она более скрупулезна, благодаря прекрасной интуиции предостерегает меня от ненужных знакомств и почти никогда не ошибается в людях. Одним словом, женщина.
- Как вы отдыхаете?
- С дочкой отдыхаем, с Сашкой. Старшим детям для отдыха я уже не нужен. Ходим в поход, как она говорит. Едем к деду на Удачный. У него там собака-дворняжка Барс, надеваем на нее ошейник и гуляем в лесу. Там хороший дом, построенный 10 лет назад. Это его показывают в "Совершенно секретно".
Обнаружили, слава Богу. Между прочим, дом действительно достоин внимания как воспоминание о диком российском рынке начала девяностых. Толчком к его строительству послужил компьютер, купленный мною в Германии. Сейчас это кажется невероятным, но до павловской реформы его стоимость была эквивалентна пяти новым "Жигулям" 9-й модели. Мы продали компьютер и начали стройку.
- Вы считаете себя обеспеченным человеком?
- Да. В бытовом смысле слова обеспеченным. Могу не экономить на отдыхе, одежде и прочем. Не так, чтобы пить исключительно "Хенесси" по три раза в день, конечно.
- Это что, такая радость - "Хенесси" пить? Лучше поделитесь со мной - вы во многих странах побывали?
- Во многих. Может быть, в 25 - 30, не считал.
- А есть такое место в мире, кроме родины, где вам хорошо и уютно, куда бы хотелось попасть?
- Не знаю. Все чужое. Вот в Австралию хочу.
- Зачем вам Австралия?! Что там особенного?
- Просто слово красивое - "Австралия"...
- Вот вам всем - Усс хочет в Австралию.
- Да шучу я - просто не был там никогда.
- А Германию любите - вы же там учились?
- Действительно, когда я прожил с немцами определенное время и возвращался домой после Рождества, в полудреме пришло какое-то... не понимание, а бессознательное ощущение немецкой души, чем-то близкой нам, славянам...
- Все-таки вы романтик, а вначале показались весьма практичным человеком. Но, несмотря на любовь к Германии, эмигрировать вам не хотелось. Ну, хотя бы в Москву?
- Обетов никому не даю. Было много возможностей уехать, но у меня в Красноярске нормально устроена жизнь, а я не из тех людей, которые легко срываются с места. И высокие слова здесь ни при чем. Считайте, что это исключительно практические соображения.
- Хорошо. На этом и закончим. Но все же, приятно слышать, что Александр Усс не собирается нас покидать, потому что на его счет у многих красноярцев есть свои практические соображения.
Досье

Усс Александр Викторович
Год рождения: 1954.
Место рождения: д. Новогородка Иланского района Красноярского края.
Национальность: русский
Образование: высшее, окончил Красноярский государственный университет, 1976 г.
Специальность: правовед.
С 1976 по 1993 год преподавал в КГУ на юридическом факультете. Профессор права.
1993-1997 гг. - начальник правового управления, заместитель губернатора края
С1998 г. до настоящего времени - председатель Законодательного собрания Красноярского края.



Известия

http://www.speaker.su/more.php?UID=36

21.07.2000

Док. 375415
Перв. публик.: 21.07.00
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 310

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``