В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Надо только захотеть. Все будет нормально` Назад
Александр Усс: `Надо только захотеть. Все будет нормально`
Из телевизионной беседы А. В. Усса с обозревателем "7 канала" Ириной Долгушиной. 30 марта 2001 г.
Ирина ДОЛГУШИНА. Популярность, известность, которые преследуют Вас уже многие годы, имеют ещё обратные стороны: у популярных людей - шлейф слухов, всевозможных предположении, инсинуаций. То же самое касается и Вашего имени.
Александр Викторович! Наверное, из самого последнего, самого муссируемого сейчас слуха начнём: Анатолии Петрович Быков, чьё имя сегодня ассоциируется с Красноярским краем, Законодательным Собранием нашего края... Говорят, что у Вас с ним добрые давние дружеские отношения, что не позволяет Вам быть объективным в отношении Анатолия Петровича сегодня в этой серьезной скандальной ситуации. Так ли это?
Александр УСС. Анатолия Петровича я действительно знаю очень давно. Не считаю его своим другом, но этот человек мне достаточно хорошо знаком, прежде всего, как депутат Законодательного Собрания, а ранее, соответственно, как один из членов Совета директоров Красноярского алюминиевого завода. Это действительно факт! Что касается объективности, я думаю, меня трудно заподозрить в необъективности применительно к этой ситуации, а равным образом и весь депутатский корпус, который не склонен априори вставать на защиту Анатолия Петровича, но в то же время исходит из того, что голосовать на "ура", потому что вдруг кто-то где-то сказал, нельзя. Кроме этого, даже зло, если оно и существует, должно побеждаться всё-таки правовыми методами - это совершенно очевидно.
Почему говорю, что я не принадлежу к числу людей, у которых есть необходимость защищать Быкова, и никогда, скажем так, этим публично не грешил, поскольку просто могу напомнить ситуацию, которая была связана с выборами в Законодательное Собрание 1997 года. Именно в тот предвыборный период времени у Анатолия Петровича начались серьёзные проблемы с правоохранительными органами. Я в своё время был человеком, который курировал эти органы. И у него возникли, видимо, основания предполагать, что это, может быть, как-то связано со мной... Хотя на самом деле это не имело отношения к делу. И в том числе, наверное, по этой причине, как Вы помните, меня два дня не могли избрать председателем Законодательного Собрания.
Но были и другие люди у нас в крае, к их числу принадлежит прежде всего Александр Иванович Лебедь, который говорил открыто о том, что Быков - это один из лучших представителей красноярцев, что он, Александр Иванович, и Быков - это чуть ли не лучшие представители красноярцев. "Настоящие мужики", так, кажется, это звучало.
И.ДОЛГУШИНА. Это есть в архивах всех телекомпаний...
А.УСС. Наверное, теперь кое-кто к числу "настоящих мужиков" не относится! Поэтому я против категоричных оценок (как "за", так и "против") А.Быкова и этой ситуации. Но исхожу из необходимости быть действительно сдержанным и объективным. А что касается предвзятости и политического нагнетания вокруг этой ситуации, то я думаю, она для всех красноярцев очевидна.
И.ДОЛГУШИНА. Александр Викторович, и всё-таки, если депутаты убедятся в том, что нет здесь политической подоплёки... Вы считаете, что суд может расставить все точки над "i"? И в том числе в деловой и политической репутации Анатолия Петровича?
А.УСС. Если депутаты примут такое решение, то я НАДЕЮСЬ, что суд сможет это сделать. Но понимаете, какая ситуация: вот этот аргумент очень интересен: ПУСТЬ СУД РЕШИТ. Но ведь когда-то суд у нас РЕШАЛ. Вы ж помните, когда в августе Быкова освободили, то сразу начали раздаваться голоса; что "судью купили", что она "в каких-то там непонятных отношениях"... Хотя впоследствии Верховный Суд подтвердил, что это красноярское решение было правильным. Поэтому мне кажется, что некоторым людям, имеющим непосредственное отношение к этой ситуации, нужно не судебное решение, а они будут удовлетворены ТОЛЬКО СОВЕРШЕННО КОНКРЕТНЫМ РЕШЕНИЕМ. Это разные вещи.
И.ДОЛГУШИНА. Александр Викторович, ну давайте мы тогда закроем тему Анатолия Петровича Быкова. Надеемся, что там действительно и жизнь рассудит, и суд рассудит, если он будет. Есть ещё более, скажем так, стратегически важная тема, особенно в связи с предстоящими выборами в наше Законодательное Собрание. Согласитесь, что для любой власти очень важно, чтобы в неё приходили люди с наичистейшей репутацией. Скажите, что необходимо всё-таки сегодня и на федеральном, и на краевом уровне предпринять, для того чтобы не допустить во власть, особенно законодательную, и представителей, скажем, теневых структур, и людей с сомнительной репутацией? Есть ли у нас для этого юридические механизмы?
А.УСС. Я думаю, что юридических механизмов в этой области мы насоздавали больше, чем достаточно, поскольку наша избирательная политика стала КАРАТЕЛЬНО-РЕПРЕССИВНОЙ.
И.ДОЛГУШИНА. Когда это случилось?
А.УСС. В последние годы. Мне как-то доводилось, именно в связи с принятием нового избирательного закона и попыткой провести его в жизнь, присутствовать в Москве перед выборами в Государственную в Думу на одном из очень крупных совещаний. Представитель Центральной избирательной комиссии там, не стесняясь, употребляла выражения такого плана... Наверное, она слабо представляла, ЧТО она говорит. Вот одно такое выражение: "С помощью нового избирательного закона НАМ УДАЛОСЬ СНЯТЬ из участия в выборах такое-то количество кандидатов..." Им, видите ли, удалось снять! Думаю, на самом-то деле - цель избирательной комиссии, во всяком случае, публично, не может так формулироваться. Цель избирательной комиссии - допустить как можно большее число граждан к участию в выборах и создать людям необходимые предпосылки для того, чтобы они знали, кого избирают. А когда мы запускаем в действие вот такой репрессивно-карательный механизм, то получается, как у нас на городских выборах, когда выбора-то практически нет... Я с глубокой симпатией отношусь к Петру Ивановичу Пимашкову. Он мне более чем соратник. И я уверен был в его победе. Но думаю, что выборы могли и должны быть гораздо интереснее.
И. ДОЛГУШИНА. Вот в продолжение этой темы. С одной стороны, Вы говорите, что государство становится таким... репрессивно-карательным, а с другой стороны, наблюдаем, что государство очень лояльно сегодня к тому, что бизнес сегодня открыто, легитимно идёт во власть. В своё время мы с Вами общались по поводу выборов на Таймыре. Вы даже такую фразу приводили, правда, безотносительно к Таймыру, что "когда власть сливается с бизнесом, у этого слияния есть название..."
А.УСС. Есть кое-какие проблемы...
И. ДОЛГУШИНА. И сейчас мы наблюдаем ситуацию такую же в Эвенкии. Как Вы вообще её оцениваете? Удовлетворяет она Вас, тревожит? И как гражданина, жителя края, и как председателя Заксобрания...
А.УСС. Вообще говоря, я совершенно конкретных кандидатов и саму предвыборную ситуацию оценивать не могу. Особенно в тот период, когда она идёт. Я помню, от Георгия Михайловича Кострыкина я уже получал предупреждение по этому поводу!
И. ДОЛГУШИНА. А Вы юрист! Знаете, что можно и что не можно говорить.
А.УСС. Не оценивая конкретных кандидатов, я должен сказать, что государство, конечно, не может запретить людям участвовать в выборах только по той причине, что они представляют интересы крупнейшей финансово-промышленной группы. Если мы будем проводить в жизнь такую политику, то придём к тому, о чём только что говорили. Я думаю, это недопустимо. Понимаете, вот эта проблема (имеется в виду попытки крупных финансово-промышленных групп, и небезуспешные, установить тотальный контроль над территориями) неоднозначна. С одной стороны та же самая Эвенкия, Таймыр - эти субъекты Федерации практически навязли в зубах у федерального центра, поскольку это - северный завоз, различные виды помощи, они разворовываются, используются неэффективно. Это действительно так. С другой стороны - на территории того же Таймыра фактически хозяином является "Норильский никель". Поэтому государство, конечно, склонно к простому решению: а может, и повесить на них заботы за всё? В этой- ситуации со стороны федерального центра необходим очень ЧЁТКИЙ контроль за соблюдением там законов, за соблюдением соответствующих социальных стандартов, иначе мы рискуем превратить целые субъекты федерации в обыкновенные фактории, и от приватизации конкретных больших предприятий перейти к приватизации действительно территорий. Я полагаю что это вещь небезобидная.
И.ДОЛГУШИНА - Контроль над Неделиным и Боковиковым государство не смогло установить, хотя там и уголовные дела...
А.УСС. Если бы хотело - смогло бы.
И. ДОЛГУШИНА. А вот над "Юкосом" и "Норильским никелем", Вы думаете, что, сможет установить?
А. УСС. Я не думаю, я в этом сомневаюсь точно так же, как и Вы, но мне кажется, что наше государство, имеющее очень серьезные имперские традиции, жажду сильной власти, характерную для населения, может сделать все что угодно. Надо только захотеть. Мне кажется, вот тот развал, который был характерен для нашей матушки-России в предшествующие годы, был связан не с тем, что у нас были плохие законы или, точнее, их не было. НЕ БЫЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ. У нас была работа с документами известного человека. А отсюда - и результаты. Вы помните, ещё во время предвыборной ситуации В.Путин приехал в Башкортостан, побеседовал с Рахимовым относительно выключенного там московского телевидения. И его сразу включили. Надо только захотеть. Все будет нормально.
И.ДОЛГУШИНА. Александр Викторович, не знаю, познакомились ли Вы с одной из смелых версий, которая была обнародована а последнем номере газеты "Комок ? Журналист Алексей Тарасов, кстати, тоже очень популярный в крае человек, высказал предположение, что на базе Енисейского региона, Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов, Республик Хакасии и Тывы создается экспериментальная укрупненная губерния... Создается, по мнению А.Тарасова, а Сергей Шойгу становится губернатором. А дальше передовой енисейский опыт распространяется на всю страну, и такой план рассматривается сейчас в Кремле... Ваш комментарий, Александр Викторович, по поводу этого газетного выступления.
А.УСС. Это смелое очень предположение. По той причине, что реализация этого плана, на мой взгляд, требует, по меньшей мере, изменения Конституции, что в нашей могучей Родине сделать очень трудно. Очень трудно. Во всяком случае, в обозримом будущем, имеется в виду год, у нас, насколько это мне известно, не предполагается. Но с точки зрения экономической, я думаю, это целесообразно, коль скоро нечто похожее у нас было. Наш край, в старых границах - это достаточно взаимоувязанный субъект федерации, поэтому в принципе он так существовать может без ущерба для населения, а скорее, с пользой для него. Что касается прогноза относительно нового губернатора... Если бы такой край вдруг был создан, я думаю, что это был бы самый подходящий губернатор, учитывая его происхождение, место рождения...
И.ДОЛГУШИНА. Масштаб личности.
А.УСС. Масштаб личности. Управленческий опыт. И самое главное то, что он учился в нашем политехническом институте. Я бы, во всяком случае, за него проголосовал.
И.ДОЛГУШИНА. Александр Викторович, так, может быть, и Ваше решение вступить в "Единство" и стать одним из лидеров здесь, в Красноярском крае, в нашей региональной организации, тоже связано с тем, что Вы очень хорошо относитесь к Сергею Кужугетовичу не только как к партийному лидеру, но и как к человеку?
А.УСС. У меня нет соответственных контактов с Сергеем Кужугетовичем, хотя я, безусловно, его лично знаю. И, мне кажется, это один из самых привлекательных и эффективных федеральных политиков.
И.ДОЛГУШИНА. Простите, позвольте уточнить: политиков или чиновников?
А.УСС. И политиков, и управленцев. Я слабо его представлял как политика, но вот несколько раз побывал на политических, как теперь современная молодежь говорит, тусовках, которыми он руководил, он меня очень, так, скажем, удивил именно этой стороной своей личности. Мне не доводилось ранее видеть его в этом качестве. А мое решение вступить в "Единство" отчасти с этим связано. Главная же причина заключается в том, что ну походили, походили в местных партиях, что называется, теперь надо определяться, поскольку местные общественно-политические движения, региональные, они перестают в ближайшем будущем быть субъектами политического процесса. Поэтому, если ты хочешь остаться в политике, хотя бы в какой-то мере, ты должен определиться с федеральной партией. Я, не особо колеблясь, выбрал "Единство", в том числе и по этой причине, поскольку из всех федеральных партий, на мой взгляд, самое красноярское - это всё-таки "Единство". И Шойгу там, Шойгу имеет очень хорошую историческую память, он действительно настоящий красноярец, может быть, надолго, а может, навсегда, уехавший в Москву. Но он - красноярец. От мозга до костей.
И.ДОЛГУШИНА. Естественно, это связано с предстоящими выборами в Законодательное Собрание в декабре 2001 года. Александр Викторович, вот 3,5 года прошло, да? Как работает нынешний состав Законодательного Собрания? Могли бы назвать самое, на Ваш взгляд, главное, что было сделано, и самый большой просчет, то, например, за что обидно до сих пор, или, наоборот - за то, что не сделано было депутатами своевременно?
А.УСС. Знаете, как ни странно, Ирина Васильевна, может, я не скромен, но я не помню последнего, того, чего бы можно было действительно стыдиться по крупному. Что касается итогов работы, то о них можно говорить долго. Я не хочу утомлять телезрителей и особенно телезрительниц перечислением этой скучной материи. Я по большому счету думаю, что ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ У НАС СОСТОЯЛОСЬ. Это действительно заметный орган, без участия которого в крае не проходит практически ничего. И я думаю, что Вы с этим согласитесь. То, что мы сейчас - 18 апреля - проводим уже второй съезд депутатов всех уровней, с тем, чтобы их консолидировать, я полагаю, это яркий признак того, что наш состав Законодательного Собрания состоялся. Маленькое доказательство: трое наших депутатов на минувших выборах были избраны в Государственную Думу.
И.ДОЛГУШИНА. А можно небольшое замечание по составу Законодательного Собрания?! Вот чего не хватает...
А.УСС. Женщин?
И ДОЛГУШИНА. Женщин!
А.УСС. Да у нас такие прекрасные женщины.
И.ДОЛГУШИНА. Они яркие, но их все равно мало!
А.УСС. Согласен. И если говорить серьезно: женщины, работающие в Законодательном Собрании, это не просто женщины - обаятельные, симпатичные, но и наиболее активные депутаты. Я не хочу называть никого, поскольку они остаются женщинами, чтобы не вызывать нездорового ажиотажа. Но это так, это от души.
И.ДОЛГУШИНА. Спасибо Вам большое. Наше телевизионное время подошло к концу. Спасибо за то, что Вы не ушли ни от одного острого вопроса. Это свидетельствует о том, что политической мудрости и открытости у Вас достает... Удачи Вам и Вашим коллегам. Мы еще обязательно встретимся.
(Печатается по телевизионной записи передачи "Чай вдвоем с Ириной Долгушиной". 30 марта 2001 г.)


Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=95

03.04.2001

Док. 375399
Перв. публик.: 03.04.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 295

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``