В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Трезво оценить ситуацию Назад
Александр Усс: Трезво оценить ситуацию
О целях и задачах и съезда, о проблеме местного самоуправления, о роли представительной власти в социально-экономическом развитии края, наш корреспондент беседует с председателем Законодательного Собрания края Александром Викторовичем Усом.
- Александр Викторович, Второй съезд депутатов края проходит в неделю великого христианского праздника Святой Пасхи. Так было задумано заранее, или так совпали сроки проведения этого мероприятия?
- Конечно, это совпадение, но совпадение, может быть, даже знаковое. Праздник Святой Пасхи для нашего народа - символ веры и надежды в самом широком понимании этих слов. Не сомневаюсь, что хорошее настроение этого праздника будет способствовать плодотворной работе съезда.
- Более тысячи человек со всех регионов края откликнулись на предложение поучаствовать в нём. Чем это объяснить?
- В данном случае, можно сказать, - общие интересы в поиске путей улучшения жизни в целом. То есть речь идёт о решении целого ряда проблем социально-экономических, проблем межбюджетных отношений, о структуре органов местного самоуправления и так далее... Далеко не всем ясны перспективы нашего развития. Люди не знают, в каком направлении мы будем двигаться дальше, на что можно рассчитывать в ближайшие месяцы и годы. Как быть, предположим, председателю отдалённого сельского совета, главе заброшенного посёлка, где нет никакого производства, рухнул колхоз или леспромхоз, земли заросли бурьяном, уничтожена вся инфраструктура и не осталось ничего... кроме нескольких десятков жителей, потерявших и надежду на перемены к лучшему, и веру во власть. На громадных территориях края сегодня нет радио, телевидения, а информация о положении наших дел через районные газеты зачастую доводится однобоко, не всегда объективно и не в полном объёме. Я не удивлюсь, если там встретятся люди, которые намерены пожаловаться на произвол местного чиновника в крайком партии...
Недавно в большинстве регионов состоялись выборы, на должности глав муниципальных образований и в местные советы пришли новые люди. Кто-то из них с опытом, а для многих эта работа абсолютно незнакома, приходится начинать с чистого листа, человек не знает, как провести сессию или оформить документы, каковы его обязанности и права, прописанные законом. В такой ситуации полезны не только методическая помощь, а даже добрый совет, тёплое слово опытного депутата или консультация юриста. Думаю, всё это вместе взятое и вызывает у людей желание приехать на этот съезд, пообщаться поговорить, послушать друг друга, определиться в главных позициях. Проблем, волнующих депутатов всех уровней, причём не из области каких-то теорий, а животрепещущих, вопиющих, кричащих, - более чем достаточно. Нам предстоит дать оценку работе, проделанной за период после октября девяносто восьмого года... Отрезок времени, казалось бы, и небольшой, а изменилось многое. Россия стала другой. В определённой степени изменились условия всей нашей жизни, иными стали и возможности. Попробуем вместе проанализировать процесс формирования низовых звеньев местного самоуправления, посмотреть, что его сдерживает. Услышать мнение участников съезда о том, как вообще "работают" краевые Законы. И постараемся заглянуть вперёд.
Первый съезд мы провели в числе немногих в России и единственные в Сибири, и это событие нашло хороший отзвук по всей стране.
- Об уровне эффективности всяких мероприятий, Александр Викторович, обычно судят спустя какое-то время. После первого съезда прошло два с половиной года. Думаю, Вам хорошо известно, насколько успешно удалось реализовать в жизни, те идеи, которые были заложены в резолюции первого съезда.
- Перед первым съездом стояла, в основном, объединяющая, интегрирующая задача - необходимо было выстроить схему непрерывного взаимодействия Законодательного Собрания, его комиссий, аппарата с представительными органами и администрациями муниципальных образований. Тогда именно в этих целях мы создали координационный совет по взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления. Реально два-три раза в год он собирается и рассматривает судьбоносные для края проблемы. Традиционно в ноябре - это бюджет. И прежде чем сессия" примет его, мы даём возможность очень широкому кругу заинтересованных лиц - представителям территорий - сказать своё слово. Таким образом, на определённом этапе удаётся избежать каких-то ошибок - сверить свои позиции с мнением из глубинки и добиваться корректировки отдельных статей. Тот же съезд должен был способствовать повышению авторитета депутатского корпуса. Общеизвестно, что роль представительных органов существенно недооценивается и, наоборот, выпячивается значение власти исполнительной - администраций разных уровней. Местные советы подчас оказываются в откровенной зависимости от городских и районных глав... Причиной тому, с одной стороны, действующее законодательство, позволяющее главам муниципальных образований возглавлять представительные органы, а с другой - малочисленность депутатского корпуса. О какой эффективности работы, о какой самостоятельности, предположим, районного совета можно говорить, если он состоит из пяти-семи человек? Ясно, что представительная власть существует чисто символически. Всё это не могло не вызывать серьёзной озабоченности депутатов Законодательного Собрания. За последние два года мы провели более десятка кустовых совещаний, несколько семинаров, побывали в соседних городах и областях, познакомились с их Уставами... Где-то мы имеем неплохие результаты. Внесены поправки в Уставы некоторых муниципальных образований, увеличилось число депутатов. Но в целом существенно изменить ситуацию не удалось.
- Первый съезд, помнится, ставил своей целью дальнейшее укрепление связей с Таймырским и Эвенкийским автономными округами. В Законодательном Собрании вскоре после съезда были встречи с руководителями этих регионов, однако дальше, как известно, дело не пошло. Как сейчас развиваются наши отношения?
- Наши взаимоотношения, можно сказать, остаются по-прежнему уважительными, хуже не стали. Сегодня всем нам очень важно понять простую вещь: если мы будем рассматривать свои территории с позиций единого административного, правового и коммуникационного пространства для субъектов освоения богатейших сырьевых зон, тогда у нас действительно будут крепнуть связи. Это касается и Таймыра, и Эвенкии. Сегодня куда важнее установление таких отношений доверия, которые станут основой для возникновения в крае единого сообщества, совместно формирующего образ будущего края. Вот в таком понимании, в силу ряда причин, особой подвижки в наших взаимоотношениях не произошло.
- Большинство участников съезда представляют нашу "глубинку" и, очевидно, возлагают на это мероприятие большие надежды. Что, на Ваш взгляд, является главным препятствием в работе органов местного самоуправления? Что мешает им развернуться в полную силу?
- Вопрос чрезвычайно сложный. И думаю, что полный ответ на него хотели; бы , услышать не только участники съезда, но и многие наши земляки, проживающие за пределами больших городов. Полагаю, что тема местного самоуправления будет одной из самых горячих на съезде. Там действительно клубок проблем, связанных и с правовым регулированием, с организацией работы, с попытками отделить его, отличить в системе публичной власти от органов государственной власти. Причин, тормозящих развитие местного самоуправления, множество, но я попробую отметить главные.
Мешает, в первую очередь, низкий уровень развития производительных сил, отсутствие налогооблагаемой базы, самого источника жизнедеятельности. Главным же принципом организации местного самоуправления является самодостаточность. И тут весь вопрос в том, какой собственностью оно располагает и как эта собственность используется. В условиях полного развала производства принцип самодостаточности, конечно, реализоваться не может. А нет денег - нет власти, и нет в реальности того местного самоуправления, которое должно быть. И, как следствие, то тут, то там начинают выстраиваться всякого рода вертикали - по типу советской системы, когда были совсем иными взаимоотношения органов власти и управления. Они строились на принципах строгой иерархической подчинённости. Но такую схему нынешняя Конституция России не предусматривает. А та схема, которую она предусматривает, пока что сильно пробуксовывает. Так что несовершенство законодательства тоже связывает руки местному самоуправлению не (меньше, чем экономика. Казалось бы, заработают предприятия, рекой потекут налоги в местный бюджет и заалеет заря норой счастливой жизни. Но не так всё просто! Практика показывает, что такие представления в этой области во многом иллюзорны и по-детски наивны. Мы порой забываем, что к управлению собственностью пришли другие люди, которые руководствуются отнюдь не моральным кодексом строителя коммунизма. Они, в большинстве случаев, действуют жёстко, нахраписто. Вспомним недавние публичные слушания в Законодательном Собрании "О роли Красноярской угольной компании в социально-экономическом развитии края".
Предприятие получает многомиллионную прибыль, а город Бородино не имеет средств на ремонт теплотрассы, водопровода, канализации, дорог... жилья - ещё до сих пор много семей живут в бараках. Очень показательный пример. Можно приводить и другие, которые наглядно подтверждают, что пополняемость местного бюджета и благополучие муниципалитета во многом зависят ещё и от того, в чьих руках находится собственность, расположенная на его территории. Они ещё зависят и от принципов, которыми руководствуется собственник, от его чести и совести. Урегулировать законодательно такие вещи не просто. На нынешнем этапе становления нового государства задачи законодателей нередко сводятся к тому, чтобы, грубо говоря, не дать украсть собственность, это, во-первых, и, во-вторых - добиться её использования в строгом соответствии с существующими нормативными актами.
- Можно ли утверждать, что правовые основы местного самоуправления пока не созданы?
- Нет, так говорить нельзя. Правовые основы и принципы местного самоуправления закреплены в статье 12 Российской Федерации и в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Но свою деятельность муниципалитеты осуществляют в рамках федеральных и региональных законов. Речь может идти о неполном соответствии законов разных уровней. Вот нынешний состав Законодательного Собрания довольно плотно занимается этой работой - приведением их в соответствие. За три года принято более полутора десятка законов, имеющих непосредственное отношение к деятельности органов местного самоуправления. У нас пока не отработан механизм взаимодействия государственной власти и муниципальной. Отчасти по этой причине задерживается принятие краевого закона о финансовых основах местного самоуправления. Нам предстоит проделать большую работу по реформированию налогового и бюджетного законодательства в части закрепления за каждым уровнем власти своей бюджетной компетенции и полномочий. Кроме того - разграничение вопросов ведения, собственности, финансов между двумя уровнями местного самоуправления. В последнее время эти проблемы в какой-то степени стабилизировались, хотя некоторые из них находят своё разрешение, или, точнее сказать, развитие в сторону централизации... В этом году, кстати, принят очень важный Закон о делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий...
- Конкретно, каких полномочий?
- Полномочия разные. Они могут касаться строительства отдельных объектов, развития образования, здравоохранения, социально-культурных мероприятий, решения определённых бюджетных вопросов и так далее. Это делегирование предусматривает и обеспечение всеми материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации полномочий, компенсацию затрат, понесённых в ходе выполнения решений органов государственной власти.
- С местным самоуправлением, с его проблемами мы очень долго, Александр Викторович, блуждаем во тьме. Но всегда ли надо изобретать велосипед самим? Можно ли в наших условиях как-то использовать зарубежный опыт?
- Признак большой подвижности, незавершённости процесса организации местного самоуправления, характерен не только для нашего региона, не только для России. В прошлом году в Москве состоялась международная конференция по теме "Бюджетные отношения в государствах с федеративным устройством". Так вот, её участники из Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии говорили, что и у них межбюджетные отношения нуждаются в совершенствовании - в части правового обеспечения. В России, тем более, этот механизм только начинает выстраиваться, и самое слабое место здесь - взаимоотношения между региональной и местной властями. А если говорить о возможности использования зарубежного опыта у нас, в крае, то я должен сказать, что год назад проблемы местного самоуправления обсуждались в Законодательном Собрании, на семинарах в рамках российско-канадской парламентской программы с участием специалистов Канады. Такие встречи полезны вне всякого сомнения. Предположим, подход к правовому регулированию вопросов местного самоуправления представляет большой интерес для наших законодателей у канадцев есть чему поучиться. Но мы не можем, конечно, слепо копировать всё - в силу целого ряда причин, экономических - прежде всего. Известно, что финансирование муниципалитетов в Канаде осуществляется, главным образом, за счёт доходов, которые формируются от налога на собственность. Экономическую основу местного самоуправления там составляет собственность граждан и юридических лиц - как и должно быть. Такой экономической основы у нас, конечно, пока нет... Есть только предпосылки её возникновения. Состояние нашей экономики - вот основное препятствие в решении всех главных проблем.
Обратимся к реальности, к базовым источникам финансовых поступлений в бюджет края. В прошлом году статистические показатели говорили о неустойчивом экономическом росте...
Хотя он ниже, чем в России в целом, и менее значителен, чем у соседей по Сибири. А ведь ещё недавно мы были в лидерах. Да, выплачены долги по заработной плате, детские пособия. Стало лучше финансироваться образование, здравоохранение... Но в целом-то оснований для бравурных маршей нет. Почему мы оказались в полной зависимости от Норильска? Управление главными объектами промышленности ушло за пределы края, многие производства сворачиваются. Край теряет технологический потенциал в военно-промышленном комплексе, в сфере технологического обеспечения промышленности. А потери производственные, естественно, ведут к утрате инфраструктур, оборачиваются кризисом поселений - их содержание становится просто неподъёмным, а проживание в них - бессмысленным... В общем, цепная реакция. Сегодня никто не сможет ответить на один простой вопрос: что мы имеем в качестве главного ресурса дальнейшего развития края? Вот на этой огромной территории, представляющей собой остальную часть края, за вычетом Норильского промышленного района, бюджет собирает крохи... Что может в таких условиях глава отдалённого посёлка, откуда раньше можно было улететь самолётом r Красноярск, а теперь не уедешь .и автобусом - нет такого маршрута...
Резолюциями съезда этих проблем, конечно, не решить. Необходима чёткая, ясная, хорошо продуманная, научно обоснованная стратегия комплексного социально-экономического развития края... Вспомните нашу не столь далёкую историю, почему были успешными так называемые "Красноярские десятилетки"? Да потому, что была разработана, принята и реализована именно такая стратегия.
- Эта тема, насколько мне известно, составляет главное содержание Вашего доклада на съезде?
- Да, доклад даёт развёрнутое представление о социально-экономическом положении края и о возможных вариантах его дальнейшего развития. Мы должны, прежде всего, определиться, какую стратегическую линию нам, возможно, предстоит поддерживать законодательно. Не скрою, что в целом складывается довольно тревожное представление о нашей перспективе, и полагаю, что для некоторых участников съезда это станет большим откровением. И наша задача, если говорить в общем, состоит в том, чтобы трезво оценить ситуацию и сделать жизнь более достойной.


Красноярская газета

http://www.speaker.su/more.php?UID=75

17.04.2001

Док. 375392
Перв. публик.: 17.04.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 291

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``