В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Власть не вымаливают, власть берут Назад
Александр Усс: Власть не вымаливают, власть берут
Уже привычными стали сетования нынешних депутатов всех уровней на скромность их прав по сравнению с властью исполнительной. Что ж, проблема, как говорится, есть. Но вот Красноярский краевой парламент вполне легитимно сам взял и расширил свои полномочия. Об этом по просьбе наших читателей рассказывает его Председатель Александр Викторович Усс, доктор юридических наук.
Для начала - несколько замечаний.
В том, что внутренней пружиной взаимодействия различных ветвей власти является все-таки стремление каждой из них усилить свои возможности, есть своя логика, но есть и определенная опасность. Уже говоря о разделении властей, мы предполагаем известную конкуренцию, даже элементы конфликтности. И они должны быть, коль скоро именно в единстве и борьбе противоположностей, как нам известно из философии, сущность нашей жизни, без чего она замирает и превращается в болото.
Но в то же время, я полагаю, здесь должны быть определенные границы, ибо кто берет дополнительные права, берет и дополнительные обязанности, и ответственность. А стремление монополизировать полномочия, как мы знаем, может привести вообще к сбоям в системе управления ими застою. Кстати, это неплохо бы учитывать и в сегодняшних действиях по усилению вертикали власти, где тоже необходимо ставить разумные пределы, если думать о разумном государственном устройстве на всех уровнях, включая региональный.
Теперь что касается нашего Законодательного Собрания и его шагов в этом направлении. На мой взгляд, оно поступает достаточно взвешенно. Стремление взять на себя больше только ради того, чтобы "больше иметь", для него совершенно нехарактерно. Это я говорю со всей ответственностью. Несмотря на серьезные противоречия с исполнительной властью, наш депутатский корпус в целом лишен признаков политиканства. Мы никогда не стремились загнать губернатора или его замов в угол, не действовали по принципу: чем хуже, тем лучше.
Порой наши разногласия по конкретным вопросам продолжались многие месяцы, но едва находилось взаимоприемлемое решение, отвечающее интересам населения, мы тотчас шли навстречу, даже собирали чрезвычайные сессии, чтобы только оформить это решение в виде закона или постановления. В иной управленческой практике, я думаю, целый ряд краевых законов, в том числе касающихся наших полномочий, вообще бы не появились на свет. Например, о нашем участии в утверждении заместителей губернатора.
Почему вообще депутаты выступили с этой идеей? Не секрет, что Красноярский край прославился, кроме прочего, и, скажем так, специфической манерой управления, когда за три года у губернатора сменилось порядка 40 замов. Восемь начальников финуправления. Притом большинство людей, прошедших эти коридоры власти, вообще очень смутно представляли себе, что такое наш край.
Поэтому Законодательное Собрание, понимая, что все-таки губернатор должен формировать себе команду, с которой ему работать и за действия которой отвечать, пыталось в течение года с лишним влиять на эту ситуацию опосредованно. Принимались постановления, предлагающие упорядочить подбор управленческих кадров, рекомендующие (не называя конкретных фамилий) больше опираться на местных специалистов, имеющих соответственную подготовку и опыт.
Но, к сожалению, эти наши попытки не увенчались успехом. Нас не услышали. В итоге мы должны были при внесении дополнений и изменений в Устав края пойти на так называемый радикальный вариант, который предусматривал согласование с депутатами едва ли не всех заместителей главы администрации. Убедившись, что такое решение является вполне реальным, губернатор пошел на компромисс и накануне голосования предложил ограничить число согласуемых кандидатур лишь четырьмя. Мы сочли это вполне приемлемым, поскольку речь шла о ключевых фигурах - двух первых замах и руководителях финуправления и комитета по госимуществу. То есть, имея возможность пойти дальше, мы посчитали, что ради баланса полномочий, стабильности отношений этого делать не нужно. И жизнь подтвердила верность нашего решения.
Не было упорядочено в крае и управление предприятиями, имеющими государственную форму собственности. Типичный пример тому "Красцветмет" - высокодоходное, стопроцентно государственное предприятие, где представители государства (края) менялись, воистину, как в калейдоскопе. Появлялись, решали свои проблемы и исчезали, уступая место очередному временщику. Поэтому наши депутаты вышли с инициативой предусмотреть в законодательном порядке право Собрания согласовывать кандидатуры на эти должности.
По идее мы могли поступить очень просто: настоять на праве вообще самим предлагать туда людей и утверждать их. Но мы рассудили, что это будет неправильно, что активное начало здесь, безусловно, надо оставить за исполнительной властью. А нам достаточно получить возможность хотя бы смотреть, что за люди предлагаются в совет директоров, и говорить "да" или "нет". Но и такой наш подход показался краевой администрации слишком жестким. Там нашлись оппоненты. Не поднимая особого шума, мы вынуждены были пройти через краевой, через Верховный суды и получили там полную поддержку.А затем реальная практика согласования этих кандидатур убедила губернатора в том, что Законодательное Собрание стоит на вполне нормальных позициях. У нас, по сути, не было разногласий, поскольку само наличие института согласования уже играло своеобразную профилактическую роль, и на наше рассмотрение теперь предлагались люди, в отношении которых, как правило, не было серьезных претензий. Можно сказать, принятие этого закона послужило дополнительным стабилизатором не только в экономике края, но и в наших отношениях с администрацией.
Сегодня на повестке дня - закон о региональной энергетической комиссии (РЭК), при разработке и принятии которого мы исповедовали такой же подход. В течение ряда лет краевое Собрание пыталось как-то повлиять на работу "Красноярскэнерго", а, прежде всего - на действия председателя РЭК и в целом краевой администрации в этой части. Мы исходили из того, что энергетика - это нерв экономики, что без энергетики не может существовать ни одна сфера жизни, особенно в суровой Сибири. А потому народные избранники должны знать всю ее "кухню" изнутри, должны иметь в ней реальных представителей государства, которые бы участвовали в принимаемых решениях, как в интересах самих энергетиков, так и в интересах всего населения.
К сожалению, по нашим наблюдениям, представители администрации (государства) в РЭК, скажем, в тарифной политике обычно оказывались не на стороне жителей края, а на стороне энергетиков. Порой выступали как их должностные лица. Поэтому депутаты от имени избирателей заявляли: "Мы будем платить по тем тарифам, которые необходимы, но покажите нам, в чем заключается эта необходимость, внятно обоснуйте ваши затраты". По этой проблеме нами проводились и публичные слушания, и принимались обращения "наверх", и создавались различные комиссии, но результатов не было. В итоге депутаты пришли к выводу: надо принимать такой закон о региональной энергетической комиссии, по которому право назначения половины ее членов пусть останется за губернатором, а другую половину будем назначать мы. Что касается председателя РЭК, то кандидатуру на этот пост должен определять губернатор, но с нашего согласия.
Думаю, что это вполне здравое, сбалансированное решение, которое едва ли можно назвать пресловутым перетягиванием одеяла на себя. И хотя на этот закон было наложено вето губернатора, я уверен, что его, судя по настроению депутатского корпуса, удастся преодолеть в ближайшее время.Кстати, нам это делать не впервой, и мы не видим здесь особой трагедии. Несовпадение позиций по проблемам, и не только относящимся к сфере полномочий, обычное дело. Но, идя в отстаивании своей правоты на преодоление вето губернатора, я полагаю, мы никогда не перешагивали разумной черты. Мы просто использовали демократический механизм, дающий возможность согласовывать, уравновешивать точки зрения, а не узурпировать власть.
Подводя же итог разговору о возможном перераспределении властных полномочий, хочу подчеркнуть, что каждый должен заниматься своим делом, у каждого должен быть свой предмет работы, своя компетенция, и мы, депутаты, вместе с администрацией в состоянии найти такие законодательные подходы, которые позволят равномерно распределить власть, а, следовательно, и ответственность.
Вести из регионов

Каждый третий на Руси - за чертой бедностиБолее трети населения России живут за чертой бедности. Такие данные приводятся в справке Госкомстата. Почти 53 миллиона человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. Для трудоспособного населения это 1635 рублей, для пенсионеров - 1153, а для детей - 1507 рублей.

Коммунальные расчеты - через Интернет

Во Владимире прошла презентация новой системы оплаты коммунальных услуг с помощью Интернета. Пока единственную в стране схему перечисления платежей за коммунальные услуги, телефон, кабельное телевидение, пейджинговую связь через "всемирную Паутину" установил во Владимире банк "МЕНАТЕП СПб", избавив своих клиентов и владельцев пластиковых карт "VISA" от посещения сберкасс. Банк взял на себя и просветительскую миссию, предложив жителям города бесплатный курс обучения пользователя компьютером.
Организовано несколько пунктов, откуда круглосуточно можно осуществлять платежи. По мнению мэра города Игоря Шамова, нововведение позволит "неординарно" решать проблему неплатежей в системе ЖКХ. "Такого нет даже в Москве", - с удовольствием констатировал мэр.



Российская Федерация сегодня

http://www.speaker.su/more.php?UID=85

10.10.2001

Док. 375379
Перв. публик.: 10.10.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 293

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``