В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Россия без Сибири - не Россия Назад
Александр Усс: Россия без Сибири - не Россия
"Для меня эта книга является одной из форм отчета о собственной работе и попыткой заглянуть в наше "завтра".
"Гордость наша не всегда обоснована. Можно ценить природные богатства, радоваться солнцу и горам, восхищаться мощью великой реки. Но гордиться ими как собственным достижением нельзя. Гордость - всегда результат сделанного. И не всякого, а только такого, что не обесценивается".
Политики любят писать книги, что вполне объяснимо: побывавшим на вершине власти есть чем поделиться с простыми смертными. Обычно это мемуары, наполненные пикантными подробностями взаимоотношений или частной жизни сильных мира сего, где автор, бывший или нынешний небожитель, предстает в белых одеждах, а его недруги измазаны дурно пахнущей субстанцией. Естественно, такая "политическая клубничка" пользуется успехом у широкой публики и хорошо распродается.
Новая книга председателя Законодательного Собрания края Александра Усса "Наш край - моя Родина", как говорится, из другой оперы. Она вышла ограниченным тиражом и не относится к числу дешевых бестселлеров. Здесь вы не встретите перемывания косточек известных политиков, излишне эмоциональных и необоснованных выпадов в сторону оппонентов или откровенных "агиток" накануне выборов в ЗС. Перед нами - серьезный труд политика и ученого, который, не выпячивая свое "я", без тенденциозности подводит итоги работы Законодательного Собрания второго созыва, беспристрастно анализирует возможные перспективы развития края, Сибири и всей России. Думаем, читателям "Красноярского рабочего" будет небезынтересно ознакомиться с позицией Александра Усса по ключевым вопросам современности.
КРАСНОЯРСКИЙ СТЕРЖЕНЬ

Название первой главы - "Законодательное Собрание края: итоги и перспективы" - говорит само за себя. Автор вспоминает о выборах 1997 года, о драматическом противостоянии и последующем компромиссе при избрании спикера ЗС.
"Выборы председателя Законодательного Собрания были первым и практически единственным столь острым столкновением в обновленном краевом парламенте, - отмечает А. Усс. - Гораздо проще, хотя и не без проблем, решились другие организационные вопросы... Впоследствии именно... приоритет общечеловеческого над политическим стал определяющим принципом и мощным созидательным фактором деятельности нашего Законодательного Собрания. В депутатском корпусе отражается весь спектр наиболее значимых и подчас непримиримых сил в крае, и тем не менее Собранию удавалось сохранять единство при решении практически всех наиболее важных вопросов, которые ему довелось рассматривать".
Что же объединило разношерстный депутатский корпус? По мнению председателя ЗС, одной из основных побудительных причин стала политика новой краевой администрации. Вот что он пишет по этому поводу:
"Думаю, своеобразным катализатором сплоченности Законодательного Собрания края стали "особенности", проявившиеся в деятельности краевой исполнительной власти в связи с избранием на должность Губернатора Красноярского края А. И. Лебедя.
Спутав во время избирательной кампании Красноярский край с Краснодарским, сразу после выборов он без ложной скромности счел возможным объявить себя его хозяином. Выражения типа "я бросил краю спасательный круг", "здесь будет одна власть - моя", "я - региональный барон" употреблялись им без тени смущения. Непонятно из кого состоящая и на какие средства финансируемая многочисленная охрана, разгоняющие народ "мигалки", свита, завезенная из других городов (от водителей до телевизионных ведущих), - превратились с тех пор в неотъемлемый атрибут образа жизни высшего краевого руководства.
В край слетелись не нашедшие применения у себя дома, по большей части второсортные юные управленцы. Вскоре жители края с изумлением вынуждены были знакомиться с основным "достоинством" их управленческого стиля: нахрапистым умением "обложить данью" предприятие, "потребовать откат" и как можно больше вывезти из края под прикрытием кампании по борьбе с "красноярским криминалом".
На мой взгляд, А. Усс дает достаточно емкую и точную характеристику генеральной (или генеральской) линии команды Лебедя конца 90-х. Затем он переходит к характеристике работы Законодательного Собрания - рассказывает о структуре и задачах депутатского корпуса, перечисляет важнейшие из принятых законов и краевых программ (нередко они "рождались в муках" - через преодоление губернаторского вето), повествует о перипетиях "битвы" за краевой бюджет, о "правовом мусоре", который приходится перелопачивать депутатам в виде сырых законодательных актов. Однако было бы неверно полагать, что автор вешает всех собак на администрацию края. В его рассуждениях находится место не только для критики, но и для самокритики, например: "Отсеивать подобный "правовой мусор" - обязанность профильных комиссий и председателя Законодательного Собрания, с которой, увы, удавалось справляться не всегда".
А. Усс признает, что деятельность ЗС далека от совершенства, и предлагает свои рецепты для повышения ее эффективности. Вот некоторые из них: сокращение числа постоянных комиссий; создание специализированных структур - института регионального законодательства и службы, представляющей интересы ЗС в судебных, правоохранительных и надзорных органах; учреждение при Законодательном Собрании своего рода народной трибуны - краевой общественной палаты.
"Следующий состав депутатов краевого парламента, по-видимому, будет иным, - полагает Александр Викторович. - Он принесет с собой новые подходы. Не вижу особой беды в том, что он станет более прагматично смотреть на современные реалии. В том числе в приемлемых для красноярцев пределах учитывать интересы финансово-промышленных групп, которые могут сыграть роль локомотивов на нынешнем этапе социально-экономического развития нашего региона. Но при всем этом нравственный стержень депутатского корпуса и краевой власти в целом должен остаться прежним. Нашим, красноярским!
Необходимо сформировать депутатский корпус из красноярцев, искренне болеющих за судьбу края, терпимых к разным убеждениям и взглядам, не склонных к "подковерным" интригам и личным обидам. Сообща они найдут решение всех стоящих перед ними проблем. Создадут парламент, достойный нашего могучего края и живущих на этой прекрасной земле людей".

ВРЕМЕНЩИКИ И СТРАТЕГИ

"Будущее края: к новой стратегии" - так называется вторая глава книги, которая содержит глубокий анализ экономического состояния нашего региона, его места на геополитической карте России и вероятных путей выхода из кризиса. А. Усс констатирует, что, к сожалению, кануло в Лету главное - государственный интерес и комплексность в освоении края.
Прежние его достоинства, такие, как необжитые земли, ресурсная избыточность, географическая удаленность от внешних границ страны, в нынешних экономических условиях обернулись недостатками. Происходит фрагментация края - разрушение структурных связей, создававшихся порой веками. Автор считает, что сегодня вряд ли можно говорить об индустрии края как о едином целом. На несколько предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности, энергетики, топливной и лесной отраслей приходится около 85 процентов общего объема промышленного производства. "Могут ли рассматриваться эти предприятия в качестве движущей силы развития всей территории, если они перестали быть государственными, а центры их управления вынесены за пределы нашего региона?" - задается он резонным вопросом.
А. Усс проводит такую аналогию: край - это слабеющая метрополия, а набирающими силу доминионами являются богатые ресурсами и новыми технологиями автономные округа и "закрытые" города.
"Получая основную финансовую подпитку от нескольких предприятий сырьевого сектора, - развивает он свою мысль, - краевое руководство пытается "закрывать" наиболее острые социальные проблемы, удерживать ускользающие из рук возможности, создавая при этом видимость блеска и процветания.
Но управление, построенное на перераспределении колониальной ренты, требует беспрестанного роста бюрократического аппарата, провоцирует раздувание бюджетной сферы, а не реального производства. И тогда уже одного первого и двенадцати простых заместителей губернатора (уже тринадцати. - Э. П.) окажется недостаточно. При этом утрата реального влияния маскируется все более пышными и грандиозными ритуалами... Политика сводится к популизму и интригам. У власти оказываются случайные люди, "временщики", озабоченные лишь конвертацией своих властных полномочий в материальные блага. Пышным цветом расцветают фаворитизм и клановость... Следующим шагом в распаде империй и развале прежней системы управления обычно является утрата контроля над колониями".
К тому же, если ситуация не изменится, краевое руководство может быть полностью "приватизировано" бизнесом, предостерегает А. Усс. Он считает, что "краевая власть сегодня должна не плыть по течению, ограничиваясь непрерывным "залатыванием" бюджетных "дыр", но сконцентрировать силы, посмотреть в будущее и взять на себя роль организатора новой волны социально-экономического развития в крае". Сделать это сложно, но можно, если не упустить время. Автор книги подробно останавливается на том, что нам мешает двигаться вперед, и на своем видении конкретных шагов по "сборке" края, которые позволят проложить для Красноярья новый "коридор развития". В их числе - разрешение проблемы транспортных коммуникаций, в частности "реанимация" Севморпути, реформирование краевого инженерного хозяйства, выработка осмысленной политики в отношении села, оптимизация управления краевой собственностью.

ВПЕРЕД К ИМПЕРСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тех, кого волнуют глобальные вопросы современности, наверняка заинтересуют две оставшиеся главы книги А. Усса - "Сибирь в XXI веке: сценарии развития" и "Российская государственность: современные тенденции". В последней анализируется государственное устройство сегодняшней России в свете ее прошлого и будущего. Председатель ЗС убежден, что наша страна обречена стать имперской федерацией. Благодаря этому она сможет избежать как нежелательных перекосов унитарного устройства, так и опасности разрастания "удельного федерализма", ставшего следствием распада СССР и "парада суверенитетов". Что касается власти в субъектах РФ, то автор полагает, что она должна представлять собой не моноцентрические режимы региональных "баронов" (автократию), а переплетение нескольких центров влияния, в том числе бизнес-структур и общественных организаций (полиархию).
В третьей главе своей книги Александр Усс размышляет над тем, как может ответить Сибирь на технологический вызов "глобального мира", и приходит к выводу, что из возможных сценариев для нее наиболее предпочтителен не инерционный или изоляционистский, а сценарий ускоренной модернизации. Он позволит сибирским регионам сохранить свою целостность, уберечься от "ползучей иммиграции" жителей азиатских стран и занять достойное место в мировой системе. Но для того, чтобы реализовать такой сценарий, нужно много потрудиться.
"У нас любят цитировать знаменитый тезис Михаила Васильевича Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью. Но просто так ничего и никогда не "прирастает". Могущество, богатство, процветание и, может быть, судьба России будут зависеть от того, сумеем ли мы переломить нынешнее течение событий и избрать правильную точку приложения наших совместных усилий. Их потребуется немало. Но дело того стоит. Россия без Сибири - не Россия".



Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=52

26.10.2001

Док. 375377
Перв. публик.: 26.10.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 307

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``