В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Власть - это ответственность` Назад
Александр Усс: `Власть - это ответственность`
Мы видим их на экранах телевизоров и на страницах газет. Первые лица края. Мы знаем их в лицо. Но и только. Было бы неплохо узнать их поближе. Ведь в итоге - это и наше лицо.Председатель Законодательного собрания Красноярского края, лидер избирательного блока "НАШИ!" Александр Усс - один из самых известных политиков Красноярья. О нем говорят много правды и полуправды и откровенной неправды. Будет лучше, если он сам о себе расскажет.
- Александр Викторович, у вас довольно-таки необычная фамилия. Многих ваше происхождение интригует...
- На самом деле, ничего удивительного в моей фамильной истории нет. Обычная ошибка. Наш род прозывался Усовыми. Но когда моему деду выписывали метрику, то чего-то напутали и вписали в документ: "Петр Усс". Отсюда и фамилия такая необычная.
Род наш из Белоруссии, из Могилевской области. В начале века в годы столыпинскей реформы в Сибирь переехали мои бабушка и дедушка по отцовской линии. Поселились в селе Новгородка Иланского района.
Себе в жены мой отец взял сибирячку, но тоже с белорусскими корнями. Мама моя, Мария Фоминична, родилась здесь, но ее родители тоже переселенцы из Белоруссии. Вообще, в нашей Новгородке много белорусов. В деревне до сих пор сохранился свой говор. Например, говорят не "пряник", а "праник", не "веревка", а "вярока"... Когда я из деревни шагнул в "большой мир", мне пришлось долго отвыкать от белорусского диалекта.
- Вашего отца тоже очень хорошо знают в крае.
- Да, он 29 лет был председателем местного колхоза имени VII съезда Советов. Этот колхоз когда-то знал весь край. Да, наверное, и вся страна. Отцу присвоили звание Героя Социалистического Труда, его постоянно избирали делегатом различных съездов и представителем во всевозможные Советы.Я помню, он с 6 утра до 112 ночи был на работе. Поэтому все хозяйство лежало на плечах матери (она работала учительницей, а потом - в библиотеке). Мы со старшим братом помогали ей как могли. В деревне дети рано приучаются к труду. А когда брат уехал учиться в сельхозинститут, то все хлопоты по хозяйству я взял на себя: и воду носил, и дрова колол, и стайку чистил, и корм варил скотине, кормил ее, полол и копал огород... Дел хватало.
- Зато, наверное, летом раздолье было...
- Как бы не так. Летом у нас, деревенских детей, считалось зазорным отдыхать и целыми днями купаться на речке. Мы метали сено во время сенокосной поры. Сушили его, скирдовали. Помогали на прополке полей, подавали ключи и мыли комбайны на хоздворе. С детства отец мне внушил одну важную мысль: если я сын председателя, то должен быть первым. И первым не в драках и лазаниях по чужим огородам, а в работе.
- Вы можете назвать момент, когда для вас началась самостоятельная жизнь?
- В 13 лет. Я рано выпорхнул из родительского гнезда. У нас в деревне была только восьмилетка, и когда мне было 13 я пошел учиться с шести лет, уехал в Иланск. Там заканчивал среднюю школу. В Иланске тогда еще не было интернатов, поэтому мы, деревенские, жили на частных квартирах.
- То есть первые "жизненные университеты" в Иланске были?
- Можно и так сказать. Нас из Новгородки в 9-й класс четверо приехало. В то время в таких городах, как Иланск и Канск, в молодежной среде существовала клановая система. Бились улица на улицу так, что колья друг об друга ломали. Честно признаюсь: нам, деревенским парням, частенько перепадало в тех битвах. Зато я научился терпеть любую физическую боль.
- О вашем бойцовском характере приходится слышать довольно часто. Но говорят, например, и то, что вы играете на гитаре...
- Играю, и неплохо. В студенческие годы даже участвовал в концертах университетской агитбригады.
А научился играть на гитаре еще в деревне. Моим учителем был Борис Николаевич, художник-оформитель, который, по совести сказать, умел брать три аккорда. Остальные я уже сам осваивал.Кстати, любовь к этому инструменту передалась моему сыну. Артем занимался гитарой три года. Он прекрасно играл классические произведения... И вдруг в 16 лет - как отрубило! Думаю, если бы он не забросил гитару, то года через три он бы мог играть классические концерты.
- О карьере юриста тогда думать начали?
- Нет... На самом деле, с детства я мечтал о мореходке. Хотел поступать в Ленинградское мореходное училище. Но старший брат посоветовал поступать на юридический факультет в Красноярский университет. Я решил попробовать. Если честно, к тому времени у меня уже была небольшая практика в сдаче вступительных экзаменов. В железнодорожный техникум поступал один мой хороший приятель, наш, деревенский. Ему тогда где-то около 30 лет было. Он школу лет 10-15 назад закончил - уж всю школьную программу забыл. Попросил меня помочь. А мне тогда было всего-то 15 лет. И вот я прихожу с чужим экзаменационным листом на вступительный экзамен, сажусь писать сочинение. Но преподаватели почему-то не заметили подмену. Может быть, просто не хотели... Как бы там ни было, свое первое сочинение я написал на отлично. Экзаменационная комиссия была в восторге оттого, как будущие иланские машинисты так хорошо пишут! Самое удивительное, что при поступлении в университет мне досталась та же самая тема. В общем, я поступил. После окончания университета, который закончил с красным дипломом, меня направили на стажировку в Томский университет. Там поступил в аспирантуру. Закончил ее. Вернулся в Красноярск. Началась типичная работа молодого ученого, вузовского преподавателя: сначала был ассистентом, потом - старшим преподавателем, доцентом, сейчас-доктор юридических наук, профессор.
- Слышал, что ваши дети по стопам отца пошли?
- Это точно. Старшая дочь Мария занимается гражданским правом. Артем учится на треньем курсе юридического факультета. Вот и получается, что у нас в семье все юристы - Маша, Артем, жена и я. Поэтому бабушка говорит: "Одна надежда на Сашку! На младшенькую! Может быть, хоть она человеком будет..." А Сашка хочет стать ветеринаром, собак и кошек лечить. Сначала она хотела, чтобы собаку завели. Потом о кошке мечтала. И начала втайне от нас звонить по объявлениям в газетах, спрашивать о котятах. Мне так жалко ее стало. Как-то был в Москве и купил там ей кота - "британца". Лечу с ним в самолете. Стюардесса спрашивает: "Александр Викторович, это ваш кот?" "Да, - говорю, - мой". А самому как-то даже неудобно стало. Скажут, думаю, потом, что председатель Законодательного собрания кота в самолете вез...
- Александр Викторович, ваши коллеги говорят, что вы очень сильный, жесткий человек...
- При моей должности по-другому нельзя. Если я ставлю какую-то цель, то подхожу к ней очень ответственно. И предъявляю высокие требования не только к себе, но и к другим людям. Находясь на моем посту, "размазывать кашу по тарелке" просто неуместно. В этом смысле я человек, конечно, жесткий. Но не жестокий.
- Александр Викторович, в чем для вас заключается значение слова "власть"?
- Это очень сложный вопрос. Понимаете, есть власть, и есть символы власти: все эти мигалки, эскорты, охрана... К сожалению, очень многие из тех, кто облечен властью, перестают различать эту грань. Перестают понимать разницу. А власть не может существовать для утехи собственного самолюбия, для набивания кошелька. Власть - это ответственность. Перед теми людьми, которые доверили тебе власть, доверили принимать решения, влияющие на их жизнь, на их будущее. И если кто-то этого не понимает, то ему не место во власти. Я вообще считаю, что необходимо принять краевой закон об ответственности власти. И если чиновник не исполняет закон, если его действия наносят вред жителям края - отправлять в отставку, а то и под суд. За примерами далеко ходить не надо: бюджет края провален, а ответственности за это нести никто не собирается. Так не должно быть! Власть должна нести ответственность за свои действия. Я хочу, чтобы в Красноярском крае вновь ожила экономика, заработала на полную мощность промышленность, чтобы каждый житель края чувствовал себя защищенным и был уверен в завтрашнем дне. Мне обидно, когда край растаскивают по кусочкам "залетные товарищи". Наверное, здесь срабатывает и чисто сибирское качество - самолюбие. Если я не смогу прекратить все, что творится сегодня в крае, мне будет стыдно всю жизнь.
- Как только началась предвыборная кампания, чего только про вас в местных газетах не пишут. Как вы к этому относитесь?
- Я стараюсь их не читать. Самое неприятное, когда, пытаясь задеть меня, "кусают" моих близких. Меня еще один момент поражает. Люди, которые пишут подобные статьи, знают, что это неправда. Но за деньги продают свою душу. Потом они встречают меня на улице, здороваются, улыбаются и говорят: "Александр Викторыч, не обижайся! Это же выборы. Ты должен нас понять". Мне жалко, что эти люди - красноярцы.
- Александр Викторович, вы - признанный лидер "НАШИХ!", большинство красноярцев считает вас и ваш блок главным оплотом оппозиционных сил. Вы уверены в своей победе?
- Я верю в то, что добро всегда побеждает зло. Та разрушительная политика, которую все последние годы проводил губернатор вместе со своими многочисленными вернерами, петрушко, Селивановыми, принесла слишком много зла нашему краю. И они должны за это ответить-каждый. Уже ради этого мы обязаны победить. И мы победим!


Городские новости

http://www.speaker.su/more.php?UID=77

04.12.2001

Док. 375365
Перв. публик.: 04.12.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 307

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``