В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `С верой в лучшее` Назад
Александр Усс: `С верой в лучшее`
18 апреля исполнилось 100 дней с начала работы Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва. По сложившейся традиции по истечении такого срока принято подводить предварительные итоги деятельности и оценивать перспективы на будущее. Об этом сегодня наш разговор с председателем краевого парламента Александром Уссом.
- Александр Викторович, как бы вы могли в целом оценить начальный этап работы нового Законодательного Собрания? Сумели ли депутаты, что называется, с ходу погрузиться в проблемы края или вам потребовалось время на раскачку?
- Конечно, время, как вы говорите, на раскачку нам бы не помешало, ведь депутатский корпус обновился почти на две трети, и коллегам нужно было лучше сработаться друг с другом. Но этого времени у нас не было. Старт у Законодательного Собрания получился бурным. Одних лишь чрезвычайных заседаний в эту сессию мы уже провели четыре, чего прежде не случалось.
Едва только разрешили организационные вопросы, как в администрации началась "кадровая революция", и на согласование депутатов стали представляться кандидатуры первых заместителей губернатора. Затем мы получили для рассмотрения долгожданные проект бюджета на текущий год и межбюджетный договор края с Таймыром. Это в прямом смысле жизненные вопросы. Тогда же последовало осложнение отношений края с Норильском и Таймыром, здесь нам было необходимо выработать взвешенную позицию. Много времени заняло изучение ситуации, сложившейся вокруг Красноярской угольной компании. Накал страстей порой достигал критической отметки.
В целом депутатский корпус проявляет высокую степень профессионализма, конструктивности и взаимной лояльности в дискуссиях, причем не ощущается разницы между старожилами Законодательного Собрания и депутатами, избранными в первый раз. Это свидетельствует о том, что парламентаризм, новая политическая и правовая культура на красноярской земле не только успешно привились, но и стали давать свои плоды.
- Если можно, давайте подробнее остановимся на ситуации с бюджетом. Он подписан губернатором и принят к исполнению в редакции, на которой настояли депутаты. Хотя ранее ожидалось, что губернатор наложит вето. Считаете ли вы это победой Законодательного Собрания?
- Если и считать подписание бюджета победой, то это победа не депутатов, а наших избирателей. И здравого смысла. Еще в период выборов на встречах с кандидатами красноярцами многократно поднимался вопрос о том, что край устал от войны губернатора и оппозиции, что в ней нет и не может быть выигравших и проигравших. Можно соглашаться с этой логикой, можно не соглашаться, но в ситуации с бюджетом иного выхода, кроме компромисса, не оставалось. Если бы бюджет не был принят, то администрация не могла бы предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, давать субвенции негосударственным юридическим лицам, формировать резервные фонды, осуществлять расходы из этих фондов и так далее.
Если абстрагироваться от политических оценок, то ситуация выглядела следующим образом. Краевая администрация представила окончательный проект бюджета не к ноябрю прошлого года, как требует Бюджетный кодекс, а только в феврале нынешнего, то есть с четырехмесячным опозданием. В то же время депутаты пошли навстречу многочисленным просьбам губернатора, местных глав, бюджетников и потратили на рассмотрение бюджета вместо двух положенных месяцев один. Сами понимаете, что в условиях такого цейтнота выправить все недостатки проекта было практически невозможно. А их было немало.
Во-первых, урезалось финансирование социальных программ. Во-вторых, сокращались доходы местных бюджетов. Вообще их предлагалось формировать не столько за счет установления нормативов отчислений, сколько через ассигнования из фонда финансовой поддержки территорий. Это коснулось даже доноров краевого бюджета - Норильска и Северо-Енисейского района. При этом проводилась предельная централизация системы выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. В-третьих, не были предусмотрены средства на выплату краевого государственного долга. В-четвертых, предлагалось увеличить долю оплаты населением услуг ЖКХ до 70 процентов. В-пятых, устанавливалось повышенное финансирование ряда краевых управлений и комитетов, призванных осваивать государственные средства, к примеру, главного управления по телерадиовещанию, печати и информации. Мы успели выправить ряд вопиющих недостатков, например, в части оплаты населением услуг ЖКХ. Но, в общем, пришлось одобрить бюджет в том виде, в каком нам его представила администрация. Он, мягко говоря, не идеальный.
- Если это так, то почему же тогда губернатор собирался наложить на него вето?
- Дело в том, что, как часто бывает в окружении государственного деятеля, нашлись люди, которые, будучи одержимы гапоновским комплексом, взяли на себя незавидную роль подстрекателей. Александра Ивановича открыто призывали наложить вето на якобы "изуродованный" депутатами бюджет. Однако около губернатора нашлись и люди с государственным мышлением. Они сумели убедить его воздержаться от решения, которое фактически стало бы объявлением войны Законодательному Собранию. Это нельзя не приветствовать.
- Как бы вы могли прокомментировать то, что губернатор, по его словам, сумел найти общий язык с Минфином, а позиция Законодательного Собрания была там подвергнута критике?
- Я бы не согласился с вами насчет "критики". Определенные разногласия еще не повод для нее. Что же до позиции собственно Минфина, то у столичных чиновников - тут я не имею в виду кого-то конкретно, а говорю об общем впечатлении - свои взгляды на то, как живет и как должна жить, как они говорят, провинция. В соответствии с этими взглядами, к примеру, предложение губернатора урезать социальные расходы и увеличить долю оплаты населением услуг ЖКХ прогрессивно, а нежелание депутатов это санкционировать - "излишняя" забота о населении. Отсюда все и идет.
- Было много разговоров по поводу увеличения депутатами доли Норильска в краевом бюджете. Поговаривали даже о некой ангажированности части депутатов. Что вы можете об этом сказать?
- Мы исходили из очень простой логики. Вспомним, как было еще недавно, может быть, чуть больше десятка лет назад. Тогда, например, в красноярских магазинах в период северного завоза исчезали товары. Мы буквально отдавали норильчанам последнюю рубашку. А они зарабатывали стране валюту, на которую строились, в том числе и в Красноярске, заводы и больницы, научные институты и школы. Именно наши земляки-норильчане, такие, как Владимир Иванович Долгих, прошедшие великую северную школу, развивали край, строили Красноярск. Норильчане - это красноярцы. Нельзя забывать об этом. Норильск и был, и является не просто частью территории края, это наш кормилец, причем в последние годы едва ли не единственный.
Сейчас почему-то стало модно рассуждать на тему, что норильчане-де "объедают" край, что они чуть ли не сепаратисты. Но вдумаемся - "Норильский никель" дает краю до 70 процентов его доходов, и в таком перекосе никакой его вины нет. Не норильчане разорили и распродали десятки краевых предприятий. А как с ними обошлись? Вначале поручили выстраивать отношения с северянами сомнительным людям, которые всерьез утверждали, что все можно отладить на основе "личных контактов". В это же самое время старый договор о разделе платежей "Норильского никеля" с Таймыром, внутри территории которого находится Норильск, то продлевали, то расторгали. Новый договор не могли заключить полтора года! Когда все-таки заключили, умудрились дополнить его "секретным" протоколом, по которому мы Норильск чуть ли не дарили округу. Потом, правда, подпись Александра Ивановича под протоколом, как водится, отозвали.
Одновременно на Собрание давили, требуя ратифицировать явно "сырой" договор, упирая на то, что без него не будет ни краевого бюджета, ни окружного, ни норильского. Депутаты согласились, но, когда получили проект бюджета, обнаружили, что положения договора в нем не учтены. При реальной потребности города в 8-9 миллиардах рублей ему вначале обещали 7, а в проекте бюджета снизили цифру до двух миллиардов. Это как-то очень по - большевистски - раз много зарабатываешь, то нужно тебя раскулачить. А если у тебя доходы сократились, то значит, ты просто их утаиваешь, и падение цен на продукцию тут вообще ни при чем. Главу Норильска Олега Бударгина в администрации не принимали полтора месяца. В таких условиях кто угодно станет сепаратистом.
Как раз чтобы сгладить последствия непродуманной и противоречивой норильской политики краевой администрации и не допустить эскалации центробежных тенденций, мы пошли не столько на увеличение доходов Норильска, сколько на изменение источников их формирования. Как я уже говорил, администрация хотела просто посадить город на ассигнования из фонда финансовой поддержки территорий. Депутаты, исходя из мнения, что главный налогоплательщик заслуживает иного к себе отношения, приняли решение об установлении нормативов отчислений в норильский бюджет от отдельных налогов. Общая сумма городских доходов там практически не изменилась, прошу это отметить. И впоследствии на встрече губернаторов Лебедя и Хлопонина, в которой принимал участие и я, решение депутатов было признано правильным.
- Но ведь претензии Норильска на особое место в распределении краевых доходов, мягко говоря, не нравятся главам других городов и районов края. И они об этом прямо говорили на недавнем совещании у губернатора.
- Совещание, как вы знаете, проходило еще до того, как Александр Иванович решил подписать бюджет. Это, как говорится, многое объясняет. Слишком часто в последнее время главы у нас показывают себя не людьми власти, избранными населением, защищаемыми законами, а статистами, массовкой, которую собирает администрация, дабы заручиться поддержкой своих инициатив. От них потом она сама же и отказывается, что в еще большей степени дискредитирует ее "помощников". Больно смотреть на то, как вынуждены унижаться такие солидные мужики, как Сергей Алексеевич Хруль, глава Березовского района, или Леонид Арефьевич Марченко, глава Курагинского района. Они то ходят к депутатам жаловаться на чиновников администрации, то бросаются выполнять поручения этих же самых чиновников, а потом, пряча глаза, объясняют, что иначе их район или город оставят без денег. Мне их очень жаль. Эту систему нужно менять.
- Много было пересудов по поводу отказа депутатов утвердить первым заместителем губернатора Юрия Коропачинского. Как бы вы могли это прокомментировать?
- Пересуды, они и есть пересуды, и комментировать их я считаю излишним. Большинство депутатов, к которому принадлежу и я, отдают должное Юрию Игоревичу как менеджеру, успешно работающему в машиностроительной отрасли. Однако мы не могли игнорировать то обстоятельство, что у него нет опыта руководства в сфере государственного управления. И, скажу откровенно, насторожила та требовательность, с какой он декларировал свое желание работать в администрации только на должности первого заместителя губернатора. Не больше и не меньше. Возможно, если бы он вел себя скромнее, у него не было бы проблем. Впрочем, Коропачинский довольно молод, и у него еще все впереди.
Сразу скажу и об Андрее Фурсе, которого я знаю очень давно, ведь он был моим студентом в университете. Он толковый прокурорский работник. Однако надзор, следствие и управление экономикой - это совсем разные сферы работы. И назначать его первым заместителем губернатора мы сочли нецелесообразным. Вскоре выяснилось, что мы не зря возражали против его кандидатуры, - как минимум, при попустительстве возглавляемого им комитета по управлению госимуществом произошло беспрецедентное отчуждение акций Красноярской угольной компании.
- Соответственно, кандидатура Николая Ашлапова показалась депутатам более достойной?
- Я бы сформулировал совсем по-другому. Принимая решение о согласовании его кандидатуры, мы не могли игнорировать как претензии, которые до сих пор высказывают ему его земляки - ачинцы, так и то, что он не смог добиться поддержки избирателей ни на выборах главы Ачинска, ни на выборах в Собрание. Не скрою, у нас были большие сомнения. Остаются они и сейчас. Однако учитывая тот факт, что Ашлапов в первую очередь будет работать с губернатором и тот несет ответственность за действия своего выдвиженца, мы согласовали это назначение. Тем более что к тому моменту кадровый вакуум необходимо было заполнить, иначе бы просто некому было работать и не с кого спрашивать. Считаю, что мы вынужденно выдали краевой администрации и лично губернатору аванс. Причем немалый.
- Вы были первым, кто высказал идею объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в единый субъект Федерации. Вероятно, вы учитывали отношение депутатов к этой проблеме, когда выдвигали свой план. Какие сейчас настроения депутатов по поводу перспектив этого объединения?
- Действительно, я выносил на обсуждение общественности идею объединения края, Таймыра и Эвенкии в один субъект Российской Федерации. Считал и считаю это не только необходимым, но и неизбежным. Мы обречены жить вместе. Другое дело, что объединиться в течение чуть ли не месяца нипочем не получится. Может быть, на объединение потребуется год, а скорее два-три года. Спешка не только не нужна - она опасна. Так можно только загубить все дело. Печально, что суета, устроенная чиновниками краевой администрации, приказной тон, в каком они позволяют себе разговаривать с депутатами и своими окружными коллегами, выдается за исполнение поручения президента России. Нельзя же, в самом деле, утром человеку фингалов наставить, а вечером в загс приглашать. И вот уже губернатор Эвенкии, прежде настроенный на конструктивный диалог, оскорблен столь беспардонным подходом и даже не хочет встречаться со своим краевым коллегой.
Президент в ходе своей поездки призывал нас для начала наладить полноценные договорные отношения с округами. Однако вселяет надежду настрой губернатора Таймыра Александра Хлопонина. Он поддерживает идею объединения, причем именно в том варианте, в каком и я. То есть вначале заключение договоров, создание совместных органов, общая работа, а только потом, если все получится, слияние в один субъект Федерации. Депутаты Законодательного Собрания, уверен, будут всецело способствовать такой работе. Тем более что мы сотрудничаем и с депутатами Думы Таймыра и Суглана Эвенкии, используя принятый регламент взаимодействия и механизмы ассоциации по взаимодействию представительных органов края.
- Что бы еще вы могли поместить в актив ста дней Законодательного Собрания третьего созыва?
- Делаем мы много. Но не все сразу непосредственно сказывается на жизни красноярцев. Но есть и примеры совершенно конкретных дел, результаты которых отразятся если не на всех, то на многих. Так, буквально на днях региональной энергетической комиссией и "Красноярскэнерго" принято решение о снижении энерготарифов для сельских товаропроизводителей и тарифов на пар для всех категорий промышленных потребителей. Есть мнение, что это может стать первой ласточкой в деле оптимизации тарифов на электроэнергию для всех групп потребителей в крае. Надеюсь, что в этом нам поможет новая редакция закона "О региональной энергетической комиссии".
- Какие шаги Законодательное Собрание планирует предпринять в ближайшее время?
- Во-первых, будем вносить коррективы в бюджет. Сами по себе они нуждаются в подкреплении дополнительными доходами. И здесь придется исправлять упущения, связанные с тем, что в свое время не были использованы лоббистские возможности красноярских депутатов Государственной Думы и в федеральном бюджете не была прописана дополнительная финансовая помощь краю. Нужно за это браться со всей сибирской решительностью. И пора уже задумываться о бюджете 2003 года. Нельзя позволить администрации вновь издеваться над людьми и составлять проект почти полтора года.
Во-вторых, депутаты крайне озабочены ситуацией, складывающейся вокруг Красноярской угольной компании, и намерены сделать все возможное для возвращения краю акций КУК. Мы уже обратились в прокуратуру, затребовали все необходимые документы из администрации, проводим консультации с юристами. Надеюсь, что решение будет найдено. Хотя здесь нам придется бороться не только с московскими дельцами, но и с продажными краевыми чиновниками, которые откровенно сдают край оптом и в розницу.
В-третьих, в ходе избирательной кампании многие коллеги, да и я сам обещали избирателям разработать и принять ряд законов социальной направленности, а также специальный закон об ответственности государственной власти края перед его жителями. Мы не забываем о своих обещаниях. И хотя, как уже говорилось, много времени у нас отнимают текущие вопросы, работа над законопроектами идет. К лету, надеюсь, по крайней мере часть их будет внесена и даже рассмотрена. В-четвертых, меняется федеральное законодательство, и мы должны своевременно вносить соответствующие изменения в краевое. С этим теперь строго, хотя и в прежние годы наше Законодательное Собрание считалось одним из самых "законопослушных" в стране. Сейчас, например, надо откорректировать отдельные позиции в законодательстве о местном самоуправлении, об управлении краевой собственностью и так далее. Будем работать.
- Как вы отнеслись к инициативе создания при Совете Федерации специального органа, в состав которого должны войти председатели региональных парламентов? Поможет это как-то вашей работе?
- Инициатива своевременная, ее можно только приветствовать. Как известно, председатели законодательных органов субъектов Федерации с начала этого года перестали быть членами Совета Федерации. Разумеется, это не в лучшую сторону повлияло на качество связей между федеральным и региональными парламентами, хотя и раньше оно, увы, было не вполне удовлетворительным. Да, у краевых депутатов есть свой представитель в Совете Федерации, в Государственной Думе работает несколько депутатов-красноярцев, они активно взаимодействуют с нами, но у них свои задачи и функции в основном федерального уровня. Есть вопросы, которые можем и должны решать мы сами, в частности, по законодательным инициативам в Федеральном Собрании. Кстати, когда для губернаторов вместо Совета Федерации создавали Государственный совет, я был уверен, что рано или поздно что-то подобное создадут и для спикеров. Это решение, от которого никуда не уйти.
- Вы упомянули о члене Совета Федерации от Законодательного Собрания. Этот пост занимает Вячеслав Новиков. Довольны ли вы его деятельностью?
- Не думаю, что, когда заходит речь о Вячеславе Александровиче, уместно вообще ставить вопрос о качестве его работы. Это был один из лучших депутатов и прежнего, и нынешнего состава Собрания, и его уход стал для Собрания своего рода потерей. Но у нас была уверенность в том, что достойней его никто не сможет представлять Собрание в Совете Федерации. Другие парламенты и губернаторы зачастую предпочитают назначать своими сенаторами москвичей, далеко не всегда знакомых с проблемами регионов. То, что мы назначили не только профессионала, но и земляка, патриота края, считаю вдвойне правильным. Что же до конкретных результатов его деятельности, то вам уместнее будет спросить об этом самого Новикова, тем более что он часто бывает в Красноярске.
- По многочисленным прогнозам, Россию, да и край в частности, в ближайшие годы ожидает чуть ли не новый кризис. Каково ваше мнение?
- Я живу с верой в лучшее. Не могу говорить от лица всей власти, как краевой, так и тем более российской, но Законодательное Собрание, его депутаты делают и будут делать все от них зависящее, чтобы наш народ, красноярцы жили лучше и имели надежду. С ней мы все преодолеем.


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=107

23.04.2002

Док. 375334
Перв. публик.: 23.04.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 281

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``