В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Упорной работой вернем краю его величие` Назад
Александр Усс: `Упорной работой вернем краю его величие`
Визитная карточка
Александр Викторович Усс родился: в деревне Новогородка Иланского района Красноярского края. Окончил в 1976 году юридический факультет Красноярского университета, правовед. Работал а Томском университета, преподавал на кафедре уголовного права, окончил аспирантуру, занимался научной работой в Институте иностранного и международного уголовного права имени Планка в ФРГ (1986 - 1988 гг.). Защитил кандидатскую и докторскую диссертации. С 1993 года - в политике, Заместитель губернатор, член Совета Федерации, председатель Законодательного Собрания Красноярского края.
О своей общественно-политической деятельности Александр Усс говорит, не скрывая снисходительной улыбки:
- Вообще-то я до сих пор еще себя не ощущаю профессиональным политиком а полной мере. Все-таки я ученый, и когда слышу слово "политик", то это вызывает у меня внутренний протест, поскольку сформировался сначала именно как ученый и свои лучшие годы посвятил науке. Наука и то, чем я занимался ранее, стали той основой, на которой держится все остальное, основой, которая всегда меня поддерживает.
- Наших читателей интересует, какова сегодня, после трагической гибели губернатора Александра Лебедя, ситуация в Красноярском крае.
- За последние четыре года наш Красноярский край пережил и большие взлеты, и крупные потрясения. Интересно, что августовский кризис девяносто восьмого года положительно сказался на экономике края. И все потому, что, во-первых, обесценил долги государства и, соответственно, долги края перед населением в два раза, и заплатить их было не очень трудно. Во-вторых, кризис дал ощутимое преимущество экспортно - ориентированным предприятиям.
Наш край - это один из экономических столпов России. Он ориентирован прежде всего на крупные, масштабные предприятия, составляющие основу экономической безопасности страны. Большая часть из них работает на экспорт. Поскольку после августа в результате обвала рубля предприятия продавали свою продукцию на внешнем рынке за дорогой доллар, а на внутреннем рынке платили заработную плату и приобретали все необходимое за дешевые рубли, это объективно привело к тому, что появилась даже избыточная денежная рублевая масса. Налоги от этих денег пошли в бюджет, и на нас пролился, если можно так сказать, финансовый дождь.
Но эти поступления денег нельзя было считать заслугой менеджмента предприятий-экспортеров и уж ни в коей мере нельзя считать заслугой и результатом работы властей. В итоге создалась иллюзия относительного финансового благополучия, были построены несбыточные планы и взяты на себя завышенные социальные обязательства. И в это самое время произошло снижение управленческой дисциплины.
В итоге 70 процентов бюджета стало формироваться за снег поступления от одного единственного предприятия - "Норильского никеля". Все остальное потихоньку начало утрачивать управляемость, а доля более мелких предприятий в экономике края стала сокращаться.
Бесследно такое не проходит, и, когда в прошлом году произошло снижение цены на мировых рынках на цветные металлы, положение в экономике края обострилось. Кроме того, когда произошло изменение федерального законодательства не в нашу пользу, краевой бюджет затрещал. 3 середине прошлого года для депутатского корпуса стало понятно, что мы не в состоянии выполнить запланированный 17-миллиардный бюджет.
Но, к сожалению, наши коллеги из исполнительной власти этого не замечали, полагали, что все само собой уладится, и не ставили никаких вопросов перед федеральным правительством о компенсации выпадающих доходов. В результате к концу прошлого года мы подошли с дефицитом порядка 5 миллиардов. Плохо, когда на что-то не хватает денег. Но вдвойне плохо, когда власть не замечает этого почти до конца финансового года.В текущем году картина та же: реальный дефицит порядка 7 миллиардов рублей. Этот почти треть бюджета. Губернатор Александр Лебедь обращался к Президенту за поддержкой только в январе нынешнего года, когда федеральный бюджет уже начал работать.
Теперь мы попросили федеральное правительство выделить нам хотя бы на погашение зарплаты 3.5 миллиарда и понимаем, что с распростертыми объятиями нас никто не встретит.
Конечно, это негативно скажется на социально-политической обстановке в крае. Хотя наиболее важные мероприятия сезонного плана идут более-менее терпимо. Скажем, посевная в полном порядке, никаких серьезных сбоев не произойдет.Другая типичная сезонная проблема - это северный завоз, который практически заканчивается. Сегодня же мы просто обязаны сосредоточиться на формировании бюджета следующего года. Именно поэтому 30 мая вместе с исполнительной властью собираем большое совещание. Приглашаем всех представителей нашей управленческой и политической элиты, наших членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы с тем, чтобы определить стратегию наших отношений с администрацией Президента и федеральным правительством относительно бюджета.Ну а если говорить о социально-психологической составляющей ситуации з крае в связи с той трагедией, с гибелью губернатора Александра Лебедя, страсти немножко поулеглись. Люди относятся с пониманием к тем трудностям, которые возникли в крае. Сегодня, к счастью, мы не имеем фактов каких-то крупномасштабных забастовок, пикетирования... Красноярцы - это мужественный, основательный, степенный народ. Думаю, что мы вместе сумеем найти пути выхода из этой непростой ситуации.
- Вам в течение двух созывов довелось поработать в качестве члена Совета Федерации. Какой вариант формирования верхней палаты парламента зам кажется предпочтительным - прежний или нынешний?
- На одной из встреч с Владимиром Владимировичем Путиным, когда обсуждалась проблема реформирования верхней палаты, я сказал о том, что, на мой взгляд, парламент вообще и Совет Федерации в частности - это не есть то бревно, которое мешало России жить. Думаю, что в прошлом парламент в целом и Совет Федерации в частности сработали как минимум на четверку".
Но коль скоро принято нынешнее решение, я не склонен драматизировать то, что произошло, и далек от мысли, что нынешний состав Совета Федерации не в состоянии исполнять свои функции. Думаю, что все будет нормально.
Можно за счет некоторых регламентных изменений фактически превратить Совет Федерации в нечто подобное тому, что существует в Германии. Я имею в виду бундесрат. Можно предоставить кабинеты региональным руководителям в здании Совета Федерации и дать возможность им полноценно работать. Приглашать их на наиболее важные заседания. Дать им возможность выступать с правом совещательного голоса а этой палате с тем, чтобы представители регионов были действительно представителями регионов. Если мы нечто подобное сделаем, то сможем соединить, с одной стороны, то позитивное, что дал новый состав Совета Федерации, а именно - профессиональная основа работы в ежедневном режиме, а с другой стороны, дать полноценный голос региональным руководителям. Поддерживаю Совет законодателей, который был создан недавно с участием Президента России.
- Вашу кандидатуру на губернаторских выборах поддерживает Кремль? И как вы относитесь к тому, что коммунисты намерены выдвинуть вашим конкурентом Глазьева?
- Вопрос о поддержке Кремля я слышу не в первый раз, и всякий раз у меня возникает чувство разочарования и горечи. Получается, что эти десять мучительных лет для нас прошли даром, мы не можем выдавить из себя рабов, нам обязательно надо прийти в Кремль и спросить: "Имею ли я право?" На мой взгляд, верность Президенту, верность идеям, за которые он борется, заключается не в том, чтобы испрашивать у него согласия, а в том, чтобы взять ответственность на себя и сделать жизнь на том участке, за который ты взялся, такой, чтобы не стыдно было об этом сказать и в Кремле, и за его пределами.
А что касается самой сути вопроса - формирования структуры власти, то, безусловно, какие-то консультации на эту тему ведутся. И я отношусь к ним с пониманием. Кто как ни федеральная власть более других заинтересована в формировании адекватной региональной власти. И это правильно, что активность проявляет именно федеральная власть, а не финансово-промышленные группы, которые в этом тоже заинтересованы. Пусть они работают в экономике на благо государства, а монополией на формирование власти все-таки должны обладать другие.
О желании коммунистов выдвинуть господина Глазьева я мог сказать только то, что с симпатией отношусь к нему, крупному экономисту, интересному во всех отношениях человеку, хотя, к сожалению, очень поверхностно с ним знаком. Но мне кажется, и я в этом уверен, что губернатором Красноярского края должен быть красноярец. Тот, кто там жил и родился, или во всяком случае считает эту землю своей родиной. Мы, красноярцы, выстрадали это понимание на собственном горьком примере.
Никакой здравомыслящий человек не будет опровергать тезис о том, что люди, приехавшие на выбранную территорию просто так, покурить и вытереть ноги, вряд ли будут озабочены судьбой тех, кто там живет. Красноярский край получил мощнейшую прививку против этой российской болезни - выборов во власть.
- В газете "Коммерсанты" сообщалось о том, что известный предприниматель Анатолий Быков в зале суда сказал, что он поддерживает вашу кандидатуру. Хотелось бы узнать, как вы на это реагируете, и на то, что на областном телеканала были попытки напрямую увязать вас с Быковым и как бы подставить под удар?
- Грустно, что вот такие низкопробные трюки проводят на телевидении. Если я не ошибаюсь, там были использованы видеоматериалы трехлетней давности и люди не удосужились даже что-то по серьезному перемонтировать. А по поводу ведущего передачи, молодого человека из команды прежнего губернатора, у меня просто нет комментариев. В Красноярске он не жил и по серьезному никогда не вникал в эти дела и не пытался вникнуть. Поэтому использовать такого рода людей в качестве экспертов по Красноярскому краю унизительно для красноярцев. Что же касается поддержки, высказанной кем бы то ни было, включая Анатолия Петровича Быкова я принял это к сведению и расцениваю спокойно, как и поддержку любых красноярцев, независимо, что называется, от цвета кожи и вероисповедания. И шарахаться от нее тоже не намерен.
- Вы упомянули, что надо примерно 3,5 миллиарда для исправления ситуации в Красноярском края, а Минфин в свою очередь вам говорит: снижайте на три миллиарда бюджетные расходы. Кто прав?
-Думаю, что в позиции Минфина есть определенный резон. Речь идет, прежде всего, об изменении нормативов по оплате жилья. Но делать это сегодня, на марше мы просто не в состоянии. Сейчас мы переломаем весь бюджет, окончательно запутаем ситуацию и приведем край к финансовому краху, С другой стороны, мы исходим из того, что применительно к установлению тарифов за жилищно-коммунальные услуги правильный подход был обозначен в Послании Президента России Путина. Нам нельзя реформу в жилищно-коммунальном хозяйстве сводить к примитивному повышению оплаты, не предлагая улучшения качества услуг. К сожалению, в Красноярском крае прежняя администрация шла именно по этому пути.
- У вac дефицит около 7 миллиардов, а какие рычаги есть сейчас или предвидятся з будущем для того, чтобы этот дефицит восполнить?
- Рассматривается несколько направлений. Одни необходимо реализовать уже сейчас, другие - несколько позже. Мы должны отказаться от целого ряда непомерных социальных обязательств и оптимизировать бюджет. Кроме того, у нас в крае есть крупнейшие финансово-промышленные группы, и финансовые потоки должны более эффективно работать на край.
Вообще, когда меня спрашивают, где можно найти деньги для Сибири, я отвечаю, что сегодня две трети валютных поступлений дает именно Сибирь. Нам не нужно нигде искать денег, отдайте нам наше. Не надо уводить финансовые потоки из Сибири и из края з том числе, потому что их вполне достаточно для того, чтобы инвестировать нашу промышленность и приносить большую пользу России.
Но краем в последние годы по существу никто не управлял, поэтому и экономика работала крайне слабо. У нас за четыре года сменились более 70 заместителей губернатора и 9 начальников финансового управления. Это же беда!
- Как вы относитесь к идее укрупнения в крае субъектов Федерации, как она может отразиться на взаимосвязи с округами?
- История отношений с округами у нас давняя, и попытки разъединиться, объединиться существуют столько, сколько существует Федеративный договор. Федерация матрешечного типа не самая удачная модель развития общества. И я полагаю, что идеи по укрупнению субъектов Федерации являются абсолютно правильными. Но такое развитие не должно идти революционным путем, этот процесс должен быть естественным, логичным.Сегодня у нас главная проблема в этом плане - Норильск, Противоречие вокруг Норильска - это объективное противоречие, и недооценивать его нельзя. Мы полагаем, что Норильск является анклавом Красноярского края на территории Таймыра.
Я вижу два решения этой проблемы. Первый вариант - по принципу "лучше ужасный конец, чем ужас без конца", то есть берем и передаем Норильск Таймыру. Возникает полноценный субъект Федерации с нормальной столицей. Красноярск становится глубоко дотационной территорией. Хорошо это или плохо? Я думаю, плохо. На встрече в Красноярске Владимир Владимирович Путин сказал, что в результате всех этих административно-территориальных преобразований мы должны стремиться к тому, чтобы у нас не появлялись новые нахлебники Федерального Центра.
Второй вариант имеет стратегическое значение. Нам необходимо направить крупный капитал, усилия крупных финансово-промышленных групп в те районы, которые называют центральными и южными районами Красноярского края, да и Сибири в целом. Там должна быть налажена жизнь во всех ее проявлениях. В стратегическом отношении важно, на мои взгляд, объединить Красноярский край в единый субъект Федерации и снять все управленческие перекосы. Но торопиться с этим не следует. Надо заключать договор о межбюджетных отношениях между федеральным правительством, округами и Красноярским краем, менять нормативы отчислений в федеральный бюджет и смотреть на эту ситуацию трезво. Кто нам мешает, например, сделать единый совет губернаторов Красноярского края. Мы же пока встречаемся на заседании Федерального округа и в Москве гораздо чаще, чем у себя дома.
В Красноярске, в отличие от Дудинки и Туры, есть возможность проводить профессиональную учебу кадров, оказывать качественные медицинские услуги. Почему бы тоже не объединить деньги и не поработать в этом направлении? Почему бы нам не реализовывать совместные программы в области культуры? И так далее. Почему бы нам вместе не войти с предложением в федеральные органы власти с тем, чтобы оптимизировать структуру федеральных органов власти на территории края.У меня есть такое подозрение, что люди, работающие в Москве, с трудом представляют, где находится Эвенкия. Есть комичные вещи. В некоторых районах, в той же самой Эвенкии, существует полноценный военкомат, там пятнадцать сотрудников. А призывают они в год семь призывников, Аналогичные проблемы с прокуратурой и другими структурами, которые напрямую подчиняются Москве. Эти перекосы можно устранить, но без революций.
- Конечно, разговор о политике, об экономике - это интересно, но давайте повернем разговор в человеческий план. Как называлась тема вашей диссертации? Какой курс вы читали в Германии? В ваших встречах с Президентом Путиным не возникает ли общей темы Германии, не говорите ли вы с ним по-немецки?
- К сожалению, у нас с Владимиром Владимировичем никогда не было бесед на немецком языке. Да и неравнозначное наше положение не позволяет это сделать, потому что он Президент России. Правда, познакомился я с ним тогда, когда он был руководителем ФСБ, а я всего лишь мелким чиновником из далекой Сибири. Хотя именно в этот период времени он оставил у меня очень глубокое, чисто человеческое впечатление. Был такой эпизод: я позвонил в его приемную, чтобы договориться о встрече для решения нашей региональной проблемы. У меня уже был большой опыт общения с крупными руководителями, когда можно звонить полгода и получать дежурный ответ: "Позвоните завтра. Каково же было удивление, когда через два часа после моего звонка в приемную Путина раздался звонок у меня в Красноярске, и Владимир Владимирович сказал: "Говорят, вы мне звонили? Я вас слушаю. Это о многом говорит.
Что касается моей научной работы и диссертации, могу сказать, что тема ее больше философская и социальная, чем юридическая: "Социально-интегративная функция уголовного права". Речь в ней идет о социальном предназначении наказания и о работе социальных норм. В Германии в течение двух лет я работал в Институте международного уголовного права имени Макса Планка. Это научно-исследовательское подразделение, единственное в мире, которое специализируется на сравнительных вещах в области уголовно-правовых дисциплин. Лекции читал и на русском, и на немецком.
- Верите ли вы в то, что при нынешнем состоянии экономических, социальных отношений наша страна и ваш край могут выбраться из той ямы, в которой мы сидим?
- Если бы не верил, то, наверное, занялся чем-то другим.


Парламентская газета на Енисее

http://www.speaker.su/more.php?UID=117

28.05.2002

Док. 375330
Перв. публик.: 28.05.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 301

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``