В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Ветер доброй надежды Назад
Александр Усс: Ветер доброй надежды
Председатель Законодательного Собрания края Александр УСС в недавней командировке в Москву принял участие в совещании, положившем начало формированию совета руководителей законодательных органов регионов, и встретился с рядом федеральных руководителей, с которыми обсуждалась текущая социально-экономическая ситуация в крае и предстоящие досрочные выборы губернатора. После возвращения в Красноярск Александр Викторович ответил на ряд вопросов нашего корреспондента.
Клуб для спикеров

- Александр Викторович, что было главным, на ваш взгляд, в минувшей поездке в Москву?
- Это, во-первых, продвижение нашей заявки на получение ссуды из федерального бюджета. Документы уже прошли экспертизу в администрации президента. Надеюсь, что в ближайшее время будет ясно, получим ли мы деньги, которые позволят нам выплатить отпускные и с меньшим напряжением пройти сложное летнее время, или останется рассчитывать только на собственные силы и обратиться к населению с просьбой о понимании.
Во-вторых, важное значение имело прошедшее 21 мая совещание президента России, председателя Совета Федерации и руководителей законодательных собраний и дум субъектов Федерации. Нас вновь интегрируют в механизм принятия решений на федеральном уровне.
- Расскажите подробнее об этом мероприятии.
- Хорошо известно, что в период реформирования Совета Федерации высказывались мнения о том, что возникнет определенная сложность организационно-политического плана как для губернаторов, так и для председателей парламентов. Почему? А потому, что Совет Федерации прежнего состава, состоявший из первых лиц субъектов Федерации, выполнял не только законотворческие функции, но и был "клубом" региональной элиты. Это была очень важная, серьезная функция, которая позволяла руководителям субъектов Федерации чувствовать себя единым целым. Потом применительно к губернаторам ее стал выполнять Госсовет, законодатели же остались за бортом.
Поэтому по инициативе президента Владимира Путина и председателя Совета Федерации Сергея Миронова и было проведено такое совещание, на котором мы попытались разобраться, как и под чьим патронажем вновь создать такой орган - "клуб" для спикеров. По итогам работы было принято решение, что при президенте России будет создан Совет законодателей в качестве аналога Госсовета.
- Слышал, что и ваше предложение упало на благодатную почву.
- Я предложил несколько упорядочить форму работы и ориентироваться на подготовку ежегодного послания президенту и правительству России. Если мы будем в течение года работать в Совете законодателей с целью выйти на обобщающий документ по ситуации в стране, то нас, законодателей, это будет дисциплинировать. А также позволит в системном виде доводить до сведения федерального руководства мнения о наиболее актуальных проблемах регионального плана, которые обладают общефедеральной значимостью. Это может в определенной степени закладываться в основу ежегодного послания самого президента. Идея была поддержана коллегами, и есть все основания полагать, что она будет реализована.
- Вернемся к проблемам формирования бюджета края. Есть ли здесь какие-нибудь позитивные сдвиги?
- Да. Наряду с этой чисто организационной составляющей совещания нужно отметить и содержательные моменты, которые там поднимались. Когда выступают люди с мест, они, как это обычно бывает, говорят о своих наболевших проблемах, начиная с задолженностей за тепло и электроэнергию. На этот раз обсуждалась и тема перераспределения доходов между федеральным бюджетом и региональными. Я сам не раз поднимал этот вопрос и с удовлетворением отмечаю, что именно эта тема все чаще и активнее звучит в устах коллег. В чем дело? Субъекты Федерации утратили стимулы для самостоятельной работы и начали испытывать серьезные трудности при решении своих проблем. Это вызвано прежде всего централизацией НДС и платежей в сфере природопользования. Федеральная составляющая в бюджетной системе России стала подавлять региональную. В наибольшей степени эти изменения ударили по регионам-донорам и регионам с сырьевой направленностью, а к числу и тех, и других относится Красноярский край. Такое положение необходимо менять.
- Кстати, об этом же вы говорили на встрече с президентом Путиным во время его мартовского визита в Красноярск.
- Да, Владимир Владимирович так охарактеризовал мое выступление: "Вы украли у меня мое заключительное слово" - и в целом поддержал эту идею. Поэтому мы сейчас имеем серьезные шансы на то, чтобы внести выгодные краю коррективы в бюджетное распределение доходов. Нужно проявлять здесь большую активность. Поэтому мы не далее чем 30 мая собираемся провести в Законодательном Собрании встречу с депутатами Государственной Думы от края, на которой поставим перед ними и перед собой такие задачи. Будем согласованно защищать интересы края, а также всех сибирских регионов как при обсуждении бюджета 2003 года, так и при разработке нового налогового законодательства.
- Александр Викторович, как относится президент Путин к ситуации, сложившейся в Красноярском крае? Есть ли у него предложения о кандидатурах на должность губернатора?
- У меня состоялся непродолжительный разговор с Владимиром Путиным, и я попросил президента не оставлять Красноярский край без своего внимания. Его реакция была такая: "Мы всегда поддерживали вас, и будем поддерживать". Что касается сугубо предвыборных дел, то я не думаю, что с главой государства следует обсуждать подобное. Со мной проводились консультации в администрации президента и об общей ситуации в крае, и о предвыборных раскладах. Основное пожелание заключается в следующем - в крае необходимо сохранить стабильность. Что же касается оценки шансов конкретных кандидатов, то мною такие вопросы не обсуждались по морально-этическим соображениям. Все желающие испытать себя выборами в равной степени достойны. И я надеюсь, что в конечном итоге позиция администрации президента будет взвешенной, нейтральной и, следовательно, по-настоящему государственной.

Сделать из красноярцев туземцев - не выйдет

- Однако сейчас ведется много разговоров о том, что решающую роль на выборах сыграет позиция Москвы. Как вы к этому относитесь?
- Да, действительно, о якобы все и вся решающей Москве говорят много. Причем в это понятие, видимо, включают не только федеральные органы власти, но также финансово-промышленные группы и партии. Дескать, кто-то из них, как это теперь говорят, "построит" красноярцев и научит нас уму-разуму. Но не будет этого. На самом деле роль партий и крупного бизнеса не следует ни недооценивать, ни преувеличивать. Одни просто заинтересованы в укреплении своих позиций за пределами столицы. Другие должны защищать свои деловые интересы, и им не может быть безразлично, кто управляет регионом, в котором зарабатываются и вкладываются деньги. Они вправе и должны будут сказать свое слово.Соответственно это способно оказать влияние на положение тех или иных кандидатов в ходе кампании и опосредованно на их электоральный потенциал. С другой стороны, у красноярцев есть, что называется, собственная гордость и собственные политические традиции и интересы. Их надо уважать. И их придется уважать. Мы никому не позволим делать из нас "туземцев", которыми можно манипулировать. Красноярцы способны постоять за себя со всей сибирской решительностью. Если будет предпринята попытка "продавить", а то и "назначить" нам некоего кандидата, тот неизбежно столкнется с серьезными трудностями уже в начале избирательной кампании. Допустим, административным и прочим ресурсом его победу смогут обеспечить. Но какой это будет губернатор, кем и как он будет руководить? Возникнет новый очаг напряженности. Это никому не надо.
- Перед выборами в Законодательное Собрание вы заявили о возможности участвовать в губернаторских выборах 2003 года. Но жизнь представила красноярцам иной сценарий. Недавно вы вновь подтвердили свое намерение, но расклад борьбы за губернаторское кресло уже другой. Что вы собираетесь предпринять в этой связи, изменятся ли ваши программные установки?
- Я твердо намерен участвовать в выборах губернатора. Что касается программы, то этот вопрос преждевременен. Обо всем этом мы поговорим в положенное законом время. Вообще же я предполагаю заняться выборами как можно позже. А сейчас намерен все силы отдать решению текущих управленческих вопросов. Ведь нужно искать дополнительные источники пополнения бюджета, погашать задолженность по заработной плате, выплачивать отпускные, обеспечивать проведение посевной и северного завоза и т. д. И это только верхушка айсберга.
- Сейчас, после гибели губернатора, нагрузка на Законодательное Собрание, его ответственность за состояние дел в крае возросли, как говорится, многократно. Не сломаетесь?
- Выдержим. Тем более что отлажен механизм постоянного взаимодействия между депутатами, советом администрации и местными органами власти. Все ветви и уровни власти в крае сейчас объединили усилия, собрали силы в кулак. Создан, если угодно, "коллективный губернатор". Вместе мы все преодолеем.
- Какие стратегические задачи, на ваш взгляд, краевая власть должна решить в ближайшее время, возможно, не дожидаясь избрания губернатора?
- Первая задача - разрешение затянувшегося бюджетного кризиса. В этой связи придется не только добиваться увеличения федеральной финансовой поддержки, но и провести ревизию краевых доходов и собственности, а также разобраться с тем беспределом, который царит у нас в сфере банкротства предприятий. Краевой и местные бюджеты недополучают миллионы рублей, тысячи людей остаются без работы и средств к существованию, разрушается производственная инфраструктура и т. д. Все это удастся только при сотрудничестве с федеральными властями, в первую очередь с правоохранительными и контрольными органами.
Чрезвычайно актуально выстраивание, а точнее, перестройка отношений с корпорациями, работающими в крае, в первую очередь с "Норильским никелем" и "Русским алюминием", а также с "Красноярскэнерго". Тактика давления или, наоборот, едва ли не личной дружбы власть имущих с их руководителями доказала свою неэффективность. Отношения должны быть не дружескими и не враждебными, а государственническими. Ведь все эти структуры по сути унаследовали отдельные государственные функции, вне зависимости от того, хотели они этого или нет. А раз так, то капиталу надлежит выдерживать свои объективные обязательства перед властью и народом, в первую очередь поддерживать уровень цивилизованной жизни на соответствующих территориях.
С другой стороны, власть не вправе сваливать на бизнес все свои проблемы, становиться в позу просителя. В связи с этим, думается, перспективным могло бы стать заключение комплексных договоров о сотрудничестве между краем и корпорациями и отдельного договора с энергетиками о недопущении веерных отключений электроэнергии (встречно власть могла бы предложить официальное сотрудничество в деле переговоров с неплательщиками). Требуется также создать экономический совет края, в который вошли бы на паритетных началах представители государственных органов и органов управления корпораций и крупных компаний.
Основной задачей этого совета видится не только регулирование текущих вопросов, но и обсуждение и утверждение конкретных проектов по развитию краевой экономики, требующих совместной ресурсной подпитки. Если конкретно, то, к примеру, перспективно организованное вовлечение корпораций в сельскохозяйственную отрасль края через создание агрохолдингов.

Общий дом. С чего начинать строить?

- Не менее важный вопрос - объединение края и входящих в его состав автономных округов в единый субъект Федерации.
- К сожалению, недавно было публично высказано предложение строить общий дом с крыши, то есть немедленно объединиться через референдум. Разумеется, это вызвало сильное раздражение в Дудинке и Туре. А иного просто не могло быть. Ведь у нас до сих пор толком не проработаны ни государственно-правовые аспекты взаимодействия, ни экономические вопросы. Как можно объединяться, не сформировав предварительно единое экономическое пространство, не выработав, например, общие стандарты бюджетной обеспеченности? Следовательно, задача состоит не в "выбивании" от округов согласия объединяться под предлогом выполнения поручения президента, а в кропотливом переговорном процессе, предполагающем не один и не два года работы. Но она, верю, не пройдет даром и принесет свои плоды.
- Вы упомянули о необходимости вовлечения крупного бизнеса в решение государственных проблем. Не могли бы подробнее рассказать об этом? Вообще насколько, на ваш взгляд, бизнес готов взять на себя такую ношу?
- На мой взгляд, вопрос здесь не в готовности, а в необходимости. Крупные корпорации работают в основном в добывающих отраслях, металлургии, сфере коммуникационных услуг. Там высокие прибыли и соответственно туда направляются крупные инвестиции. Поэтому на предприятиях обновляются основные фонды, вводятся современные стандарты управления, привлекается сильный менеджмент. Особняком стоят производители электроэнергии и железнодорожники. У них ситуация похуже, но будущее, и довольно позитивное будущее там просматривается четко.
Что до других отраслей - машиностроения, деревообрабатывающей, легкой промышленности, химической, водного транспорта и особенно сельского хозяйства, то, конечно, почти везде сейчас есть какой-никакой рост, наиболее перспективные производства обрели эффективных собственников, но в целом положение этих отраслей пока удручающее. Не хотелось бы говорить банальности, но все же плохо работающая экономика оборачивается социальной нестабильностью, а та, в свою очередь, осложняет политическую обстановку. В итоге страдают все, в том числе и корпорации.
Другой очень важный аспект. Хотим мы того или нет, но наша социально-экономическая система в своей основе до сих пор советская. Приватизация, рынок и т. п. внесли, конечно, свои коррективы, и немалые, но и очень многое сохранилось. В советские времена заводы, электростанции, добывающие и транспортные предприятия и прочее не только производили какие-то конкретные продукты или услуги, но и несли социально-цивилизаторскую миссию. Строили и содержали жилье, объекты соцкультбыта, коммуникации, поддерживали учащихся и пенсионеров. Это было предопределено самой сущностью плановой экономики и индустриализации с ее концепцией городов-заводов.Сейчас государство перестало быть монопольным собственником промышленных предприятий, большинство из них целиком или частично перешло в частные руки. Но корпорации и бизнесмены не только приобрели средства производства, но и унаследовали обязательства перед обществом. Понятно, что с сугубо экономической точки зрения, из соображений соотношения прибыли и убытков никакие детские сады, дома культуры и т. п. бизнесу практически не нужны. Поэтому все, кто только мог, уже давно передали свою "социалку" на баланс регионов или муниципалитетов.
- Однако полностью отказаться от общественной миссии бизнес не может. К примеру, если завод градообразующий, то его новый хозяин хотя бы вынужденно, хотя бы по минимуму, но поддерживает уровень цивилизованной жизни в городе.
- А можно и не вынужденно и совсем не "по минимуму", чтобы в этом убедиться, достаточно съездить в Кагалым, "лукойловскую" столицу в Сибири. Государство более не вправе ставить предприятиям задачи вроде "построить столько-то домов, школу и больницу", "провести там-то дорогу" и т. д. И у него у самого часто нет на это ресурсов, собираемых налогов едва хватает на текущие расходы.
Однако ресурсы есть у бизнеса. Так же, как есть пусть и нечеткое, но осознание своих обязательств и добрая воля к их исполнению. В этих условиях задача власти состоит в том, чтобы выстроить полноценную систему взаимодействия с бизнесом. Она должна, с одной стороны, оптимизировать направление инвестиций крупных корпораций в машиностроение, строительный и транспортный комплекс, сельское хозяйство, а с другой - стимулировать реализацию социально-цивилизаторских обязательств и привнести в нее организованность и комплексность. Властных инструментов для этого достаточно. Но прежде необходимо четко осознать, что власть и крупный бизнес - партнеры.
Мне очень близка идея президента Путина о равноудаленности всех ФПГ от власти в том смысле, что никто не должен иметь каких-либо преференций, эксклюзивных льгот. Но также считаю, что пришло время ставить вопрос о равнововлеченности наших корпораций в решение задач государственного уровня.

Мировоззрение - наше и чужое

- Последние четыре года красноярской истории часто называли временем войны. Теперь воевать вроде как не с кем. Какое время, на ваш взгляд, наступает теперь? Не грозит ли нам какая-нибудь новая война?
- Война, о которой вы говорите, действительно была, хотя необходимо уточнить, кто с кем воевал и почему. Это не был просто конфликт политических идей, экономических программ, деловых интересов или тем более отдельно взятых личностей. Это был конфликт мировоззрений. НАШЕГО и ЧУЖОГО. Одно дело, когда край для тебя - родной дом, а люди, здесь живущие, - земляки. Совсем другое, когда ты полагаешь, что приехал разрабатывать "делянку" и очень удивляешься, обнаруживая на ней некое население, которое что-то тебе даже возражает. Уже совершенно очевидно, какое мировоззрение победило. И не нужно спекуляций по поводу недавних событий.
НАШЕ стало побеждать еще примерно год назад, когда было всем убедительно доказано, что красноярцев нельзя грабить и унижать, а те, кто рискует это делать, в лучшем случае потом позорно бегут из края. Окончательную точку поставили выборы в Законодательное Собрание в декабре прошлого года. После них Красноярск покинули наиболее одиозные "варяги". Остальное уже не имело принципиального значения. Что же до новой войны, то если никто больше не вломится к нам в дом, то о чем тут можно говорить? Сейчас нам нужен мир, созидательный мир.
- Насколько я понял, вы считаете, что в крае должен наступить период созидательного мира. Но в чем здесь суть "мира" и "созидания"? Могли бы вы сформулировать некую стержневую идею нового периода?
- Если совсем по-простому, то суть созидательного мира заключается в том, что все должно быть для людей. Любые действия власти нужно соотносить с нуждами и проблемами простых граждан. Так, то же объединение края и округов не будет иметь никакого смысла, если оно повлечет издержки для населения края и округов и не улучшит хоть на немного его положение. Ведь власть - это только тогда настоящая власть, когда она работает для народа и вместе с народом. И безвластие начинается тогда, когда "начальство" об этом забывает. Мы не забыли и не забудем о своем долге. В крае есть и будет власть. Наша красноярская власть.



Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=110

29.05.2002

Док. 375329
Перв. публик.: 29.05.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 281

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``