В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Удвоить доходы бюджета Назад
Александр Усс: Удвоить доходы бюджета
Удвоить доходы бюджета можно в течение пяти лет в основном за счет природно-ресурсного блока - так считает председатель Законодательного собрания края Александр Усс, возглавляющий координационный совет ассоциации по взаимодействию представительных органов власти и местного самоуправления края.
Сразу после заседания совета, посвященного роли природно-ресурсного потенциала в социально-экономическом развитии края, наш корреспондент взял у Александра УССА эксклюзивное интервью.
Слон по кусочкам

- Александр Викторович, чем была вызвана необходимость проведения специального заседания Ассоциации, посвященного роли природно-ресурсного потенциала края?
- Необходимость его проведения возникла давно. Вот уже четыре года, как мы пытаемся подвинуть наших коллег из исполнительной власти на то, чтобы в крае, наконец, появились ориентиры развития, была создана программа социально-экономического развития региона. К сожалению, в силу ряда причин, о которых сейчас не имеет смысла говорить, эта программа так и не появилась. Точнее был создан проект федеральной программы по Красноярскому краю, о ней успешно отрапортовали, но на самом деле она застряла где-то в недрах федеральных министерств и ведомств. Что же касается нашей местной программы, то один из ее вариантов был представлен в рамках так называемого Союза красноярцев, но вскоре выяснилось, что это не более чем предвыборный документ, поскольку он не получил путевку в жизнь.
Полагаю, не стоит объяснять, что без ориентиров, без попыток спланировать, спрогнозировать наши управленческие экономические усилия хотя бы на среднесрочную перспективу, говорить о серьезном управлении и, как следствие того, о значимых каких-то результатах не приходится. К сожалению, наши "опасения, Предположения оказались, что называется, пророческими, результаты не заставили себя ждать. Как только прекратили свое действие благоприятные для нас последствия экономического кризиса, вызванного дефолтом рубля в 1998 году, край оказался в соответствующем положении, которое многократно и хорошо описано журналистами. Мы попали в сложнейшую зависимость от одного региона с политическими последствиями, имеется в виду Норильский промышленный район. Оказались в глубоком упадке ряд отраслей промышленности, сельское хозяйство. В крае разразился серьезнейший бюджетный кризис. Мы не выполнили бюджет предыдущего года, а в этом году нам не хватает по скромным подсчетам от трех, а при серьезном анализе до семи миллиардов рублей.
Словом, практика показала, что попытка жить без руля и без ветрил не приносит успеха. Программа социально-экономического развития - это очень серьезный многогранный документ. Его с налету не создашь. Слона, как говорится, надо есть по кусочкам. То есть необходимо попытаться проанализировать основные составные части того, что у нас есть, и подумать, как их можно использовать краю во благо. И здесь невозможно было обойтись без разработки мер по увеличению эффективности использования природно-сырьевых ресурсов. Поэтому мы в содружестве с учеными, производственниками и взялись несколько месяцев назад за подготовку расширенного заседания Координационного совета нашей Ассоциации, призванного ответить на вопрос а перспективах того, что у нас происходит в этой основной, на мой взгляд, стратегически важной для нас сфере.
Предварительный анализ свидетельствует о том, что при рачительном отношении к природным ресурсам и при условии изменения федерального законодательства, которое, к сожалению, в последние годы, стало невыгодным для донорских территорий, мы способны в. течение пяти лет практически удвоить доходы краевого бюджета и, соответственно, решить все или многие проблемы в крае.

Лесные тромбы

- Удвоить, прежде всего, за счет природно-ресурсного комплекса?
- Именно так. Перспективы здесь" существуют, мы их знаем и, в общем-то, средства решения этой проблемы тоже известны. Надо просто системно и комплексно работать. В качестве доказательства приведу цифру, которую упоминал Многократно. Маленькая Финляндия получает в год от заготовки и глубокой переработки древесины порядка шести миллиардов долларов. А ее лесные запасы меньше, чем лесные запасы Красноярья.У нас налицо, что называется, масса тромбов, которые не дают эффективно работать. К их числу относится, в частности; тарифная политика на железной дороге. Так, наши соседи из Иркутской области сумели в предыдущие годы подписать договор, предусматривающий льготные железнодорожные тарифы своих лесопромышленников. И это в то время, когда мы все мерялись с федерацией силами и пытались доказать, кто же из нас здесь главнее, кто к кому пойдет на поклон. В итоге та же Иркутская область на сегодня уже восстановила доперестроечные объемы заготовки леса, а мы по этому показателю продолжаем падать.Полагаю, что на решение вопроса о железнодорожных тарифах для наших лесопромышленников потребуется несколько месяцев.
Министром путей сообщения сегодня является наш земляк Геннадий Фадеев, что облегчает дело. По этому министерству и другим столичным ведомствам надо ходить ногами, просить, требовать, настаивать и так далее. Кстати говоря, я намерен в ближайшие пару недель побывать у Фадеева, поскольку у нас возникли серьезные осложнения, связанные с недостачей вагонов для вывозки леса, что затрудняет решение текущих вопросов.Это только лес. Я не говорю уже о других компонентах природно-ресурсного комплекса края...

Москва обязана

- Как вы считаете, а Москва нам позволит все задуманное претворить в жизнь?
- Я думаю, что Москва не только может, она обязана позволить, и причины здесь очевидны. Россия не может рубить сук, на котором сидит. И если Красноярский край перестанет быть одним из стержневых, опорных регионов России, то это ставит под угрозу саму экономическую безопасность государства в целом. Поэтому я убежден в том, что при, так скажем, нормальной работе с той же Москвой, она будет помогать нам всячески. Но дверь не открывают тому, кто не стучит.
- Однако для того чтобы поднять экономику, нужна не только поддержка федерального центра, но и приличная региональная нормативная база, законы, в том числе и природно-ресурсной направленности.
- В резолюции, принятой на президиуме Координационного совета нашей Ассоциации есть предложения по ряду законов, призванных стабилизировать, ситуацию в освоении природно-ресурсного потенциала края. В частности, ставится задача принятия краевого закона "О комплексном природопользовании на принципах устойчивого развития в Красноярском крае". Однако никакие самые совершенные законы ничего не изменят, если их исполнять не будут нормальные, ответственные люди, и если в крае не будет создан хороший, благоприятный инвестиционный климат. Это затертое, затасканное слово, но это действительно так. Ведь, несмотря на то, что Красноярский край очень привлекателен в плане вложения денег, по уровню инвестиций мы сегодня находимся на одном из последних мест.
Одна из причин этого, на мой взгляд, - высокая конфликтность государственного управления. Ситуация, когда у нас целенаправленно банкротились предприятия, менялись собственники, когда с помощью ОМОНа, компромата и прочих джентльменских в кавычках способов власти пытались доказать, кто же главней, предприниматели или администрация, никак не привлекала к нам деньги. Это только отталкивало. Поэтому мы не получили практически ни копейки из-за рубежа, и серьезные российские компании к нам не шли. А если и шли, то только те из них, кто не желает считаться ни с людьми здесь живущими, ни с властью, которая здесь существует. Пример тому - МДМ - банк, который вошел в край на волне конфликта и практически захватнического отношения к угольной отрасли.

Правила для МДМ

- Намерены ли вы поднимать вопрос о пересмотре решения по передаче в траст краевого пакета акций Красноярской Jугольной компании группе МДМ?
- Я за то, чтобы все крупные финансово-промышленные группы России были у нас желанными гостями. К их числу, безусловно, относится и группа МДМ, во главе которой стоят интересные, перспективные, молодые менеджеры и собственники. Но с их стороны отношение к красноярцам должно быть не как к папуасам, а как к равноправным партнерам, экономические интересы которых нельзя не учитывать. Поэтому, на мой взгляд, параметры договора по передаче в доверительное управление 25-процентного пакета наших акций этой группе должны быть пересмотрены. Нам необходимо будет настоять на установлении серьезного государственного контроля над этими акциями.
И если мы будем передавать МДМ - группе акции в доверительное управление, то это надо делать на условиях планов социально-экономического развития угольных регионов. Если увидим, что ее руководители собираются наращивать объемы производства, поддерживать население, сохранять социальную сферу, то, почему бы, не дать им возможность управлять этим пакетом. Если же они заинтересованы в том, чтобы свернуть здесь производство, выбросить людей на улицу, то мы сделаем все от нас зависящее, чтобы у Красноярской угольной компании появился другой собственник.

Умерить энергетиков

- Как известно, у нас в крае все время идет борьба между "Красноярскэнерго" и потребителями тепла и электроэнергии. Так получалось, что администрация края во многом поддерживала энергетиков, а оппозиция, в том числе и Законодательное собрание, старалась встать на сторону предприятий, которые потребляют электроэнергию. Когда же региональная энергетическая комиссия после принятия соответствующего краевого закона стала подконтрольной Законодательному собранию, наметилась тенденция к снижению энерготарифов. Как вы впредь намерены решать эти проблемы?
- Энергетика - это нерв экономики. И поэтому без поддержки ее в нормальном состоянии практически невозможно говорить о стабильности у нас, о тепле в наших домах и так далее. Но при этом надо иметь в виду, что это обслуживающая отрасль. И энергетика не может существовать ради нее самой. Поэтому мы готовы отдавать последнее, и это поймет население, для того, чтобы поддерживать в нормальном, работоспособном состоянии энергетический комплекс. Но мы должны реально знать, сколько денег для этого требуется, куда идут деньги, которые отдают энергетикам население и другие потребители их продукции.
Вынужден констатировать, что прежняя администрация края, к сожалению, не предпринимала никаких реальных усилий для того, чтобы обеспечить прозрачность финансового положения энергетической системы, и у меня есть основания полагать, что то количество средств, которые энергетики собирали, либо необоснованно все-таки завышено, либо эти деньги просто уходили куда-то из края. И тот факт, что энергетики не так давно смогли безболезненно снизить тарифы на пар для промышленных предприятий и электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей - лишнее тому доказательство.
Не хочу в данном случае ловить энергетиков за руку. Спасибо им за то, что они пошли на такой шаг. Но давайте проводить в жизнь очень простую и понятную политику. Давайте садиться с цифрами и документами на руках и объяснять, сколько и кому надо платить. Население вас поддержит, если энергетикам действительно что-то надо для модернизации оборудования, ремонта сетей, а не для заграничных поездок, приобретения телеканалов и очередных "мерседесов".

Поддержка геологии

- В резолюции, которая была принята на заседании президиума Ассоциации, есть предложение внести корректировки в краевой бюджет. Люди толковые мне говорили, что принятие этих поправок Законодательным собранием реально поведет к увеличению в крае финансирования геологоразведочных работ за счет государства...
- Это действительно так. С моей точки зрения, такие сферы нашей жизни и деятельности, как наука, образование, медицина, геология, должны получать серьезную бюджетную поддержку. Геология не может быть делом только частных компаний. Не должно быть ситуации, когда сначала за бесценок отдается лицензия на участок недр по той причине, что пожалели денег на его геологическое изучение, а потом выясняется, что там столько природных ресурсов, которых хватит на многие поколения вперед для России, и не только для России. Мы за счет государства должны вести разведку недр, а затем заниматься реализационной политикой, осуществлять продажу лицензий на право разработки недр на таких основах, которые бы обеспечивали покрытие наших государственных расходов на эти дела.



Наш край

http://www.speaker.su/more.php?UID=126

30.05.2002

Док. 375328
Перв. публик.: 30.05.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 296

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``