В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Я верю в лучшее` Назад
Александр Усс: `Я верю в лучшее`
Прошло четыре месяца с начала работы Законодательного собрания Красноярского края третьего созыва. По сложившейся традиции, по истечении такого срока принято подводить первые предварительные итоги деятельности и оценивать перспективы на будущее. Об этом сегодня наш корреспондент беседует с председателем краевого парламента Александром Викторовичем Уссом.
- Александр Викторович, как бы вы могли в целом оценить начальный этап работы нового Законодательного собрания? Сумели ли депутаты, что называется, с ходу погрузиться в проблемы края или вам потребовалось время на "раскачку"?
- Конечно, время, как вы говорите, на "раскачку" нам бы не помешало, ведь депутатский корпус обновился почти на две трети и коллегам нужно было получше сработаться друг с другом. Но этого времени у нас не было. Старт у Законодательного собрания получился бурным. Одних лишь чрезвычайных заседаний в эту сессию мы уже провели 4, чего прежде не случалось. Едва только мы разрешили организационные вопросы, как в администрации началась т.н. "кадровая революция" и на согласование депутатов стали представляться кандидатуры первых заместителей губернатора. Затем мы получили для рассмотрения долгожданные проект бюджета на текущий год и межбюджетный договор края с Таймыром. Это в прямом смысле жизненные вопросы. Тогда же последовало осложнение отношений края с Норильском и Таймыром, здесь нам было необходимо выработать взвешенную позицию. Много времени заняло изучение ситуации, сложившейся вокруг Красноярской угольной компании. Накал страстей порой достигал высокой отметки. Но в целом не могу не отметить, что депутатский корпус проявляет высокую степень профессионализма, конструктивности и взаимной лояльности в дискуссиях, причем не ощущается разницы между старожилами Законодательного собрания и депутатами, избранными в первый раз. Это свидетельствует о том, что парламентаризм, новая политическая и правовая культура на красноярской земле не только успешно привились, но и стали давать свои плоды.
- Было много разговоров по поводу увеличения депутатами доли Норильска в краевом бюджете. Поговаривали даже о некой ангажированности части депутатов. Что вы можете об этом сказать?
- Мы исходили из очень простой логики. Вспомним, как было еще недавно, может быть больше десятка лет назад. Тогда, например, в красноярских магазинах в период северного завоза исчезали товары. Мы буквально отдавали норильчанам последнюю рубашку. А они зарабатывали стране валюту, на которую строились, в том числе и в Красноярске, заводы и больницы, научные институты и школы. Наши земляки-норильчане, именно наши земляки-норильчане, такие, как Владимир Иванович Долгих, прошедшие великую северную школу, развивали край, строили Красноярск. Норильчане - это красноярцы. Нельзя забывать об этом.
Норильск был и является не просто частью территории края, это наш кормилец, причем в последние годы едва ли не единственный. Сейчас почему-то стало модно рассуждать на тему того, что норильчане де "объедают" край, что они чуть ли не сепаратисты и т.п. Но вдумаемся - "Норильский никель" дает краю до 70% его доходов и в таком перекосе никакой его вины нет. Не норильчане разорили и распродали десятки краевых предприятий... А как с ними обошлись? Вначале поручили выстраивать отношения с ними сомнительным людям, которые всерьез утверждали, что все можно отладить на основе "личных" контактов. В это же самое время старый договор о разделе платежей "Норильского никеля" с Таймыром, внутри территории, которого находится Норильск, то расторгали, то продляли его действие. Новый договор не могли заключить полтора года. Полтора года! Когда все-таки заключили, умудрились дополнить его "секретным" протоколом, по которому мы Норильск чуть ли не дарили округу. Одновременно на Собрание давили, требуя ратифицировать явно "сырой" договор, упирая на то, что без него не будет ни краевого бюджета, ни окружного, ни норильского. Депутаты согласились, но когда получили проект бюджета обнаружили, что положения договора в нем не учтены. При реальной потребности города в 8-9 млрд. рублей ему вначале обещали 7 млрд, а в проекте бюджета снизили до 2 млрд. Это как-то очень по-большевистски - раз много зарабатываешь, то нужно тебя раскулачить. А если у тебя доходы сократились, то значит, ты просто их утаиваешь и падение цен на продукцию тут вообще ни при чем. Главу Норильска Олега Бударгина в администрации не принимали полтора месяца. В таких условиях кто угодно станет "сепаратистом".
Как раз чтобы сгладить последствия непродуманной и противоречивой норильской политики краевой администрации и не допустить эскалации центробежных тенденций, мы пошли не столько на увеличение доходов Норильска, сколько на изменение источников их формирования. Как я уже говорил, администрация хотела просто посадить город на ассигнования из фонда финансовой поддержки территорий. Депутаты, исходя из мнения, что главный налогоплательщик заслуживает иного к себе отношения, приняли решение об установлении нормативов отчислений в норильский бюджет от отдельных налогов. Общая сумма городских доходов там практически не изменилась, прошу это отметить. И впоследствии на встрече губернаторов Лебедя и Хлопонина, в которой принимал участие и я, решение депутатов было признано правильным.
- Вы были первым, кто озвучил идею объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в единый субъект Федерации. Вероятно, Вы учитывали отношение депутатов к этой проблеме, когда выдвигали свой план. Какие сейчас настроения депутатов по поводу перспектив этого объединения?
- Действительно, я выносил на обсуждение общественности идею объединения края, Таймыра и Эвенкии в один субъект Российской Федерации. Считал и считаю это не только необходимым, но и неизбежным. Мы обречены жить вместе. Другое дело, что объединяться в течение чуть ли не месяца не получится. Может быть, на объединение потребуется год, а скорее и два-три года. Спешка не только не нужна - она опасна. Так можно только загубить все дело. Президент в ходе своей поездки призывал нас для начала отладить полноценные договорные отношения с округами.
Однако вселяет надежду настрой губернатора Таймыра Александра Хлопонина. Он поддерживает идею объединения, причем именно в том варианте, в каком и я. То есть вначале заключение договоров, создание совместных органов, общая работа, а только потом, если все получится, слияние в один субъект Федерации. Депутаты Законодательного собрания, уверен, будут всецело способствовать такой работе. Тем более, что мы сотрудничаем и с депутатами Думы Таймыра и Суглана Эвенкии, используя принятый регламент взаимодействия и механизмы Ассоциации по взаимодействию представительных органов Краснояского края.
- Что бы еще вы могли поместить в актив четырех месяцев работы Законодательного собрания третьего созыва?
- Делаем мы много. Но не все сразу непосредственно сказывается на жизни красноярцев. Но есть и примеры совершенно конкретных дел, результаты которых отразятся если не на всех, то на многих. Так, недавно Региональной энергетической комиссией и "Красноярскэнерго" принято решение о снижении энерготарифов для сельских товаропроизводителей и тарифов на пар для всех категорий промышленных потребителей. Есть мнение, что это может стать первой ласточкой в деле оптимизации тарифов на электроэнергию для всех групп потребителей в крае. Надеюсь, что в этом нам поможет новая редакция Закона "О региональной энергетической комиссии".
- Какие шаги Законодательное собрание планирует предпринять в ближайшее время?
- Во-первых, будем вносить коррективы в бюджет. Сами по себе они нуждаются в подкреплении дополнительными доходами. И здесь придется исправлять упущения, связанные с тем, что в свое время не были использованы лоббистские возможности красноярских депутатов Государственной думы, и в федеральном бюджете не была прописана дополнительная финансовая помощь краю. Нужно за это браться со всей сибирской решительностью. И пора уже задумываться о бюджете 2003 года.
Во-вторых, депутаты крайне озабочены ситуаций, складывающейся вокруг Красноярской угольной компании, и намерены сделать все возможное для возвращения краю акций КУКа. Мы уже обратились в прокуратуру, затребовали все необходимые документы из администрации, проводим консультации с юристами. Надеюсь, что решение будет найдено.
В-третьих, в ходе избирательной кампании многие коллеги, да и я сам, обещали избирателям разработать и принять ряд законов социальной направленности, а также специальный закон об ответственности государственной власти края перед его жителями. Мы не забываем о своих обещаниях. И хотя, как уже говорилось, много времени у нас отнимают текущие вопросы, работа над законопроектами идет. К лету, надеюсь, по крайней мере, часть из них будет внесена и даже рассмотрена.
В-четвертых, меняется федеральное законодательство, и мы должны своевременно вносить соответствующие изменения в краевое. С этим теперь строго, хотя и в прежние годы наше Законодательное собрание считалось одним из самых "законопослушных" в стране. Сейчас, например, необходимо откорректировать отдельные позиции в законодательстве о местном самоуправлении, об управлении краевой собственностью и т.д. Будем работать.
- Как вы отнеслись к инициативе создания при Совете Федерации специального органа, в состав которого должны войти председатели региональных парламентов? Поможет это как-то вашей работе?
- Инициатива своевременная, ее можно только приветствовать. Как известно, председатели законодательных органов субъектов Федерации с начала этого года перестали быть членами Совета Федерации. Разумеется, это не в лучшую сторону повлияло на качество связей между федеральным и региональными парламентами, хотя и раньше оно, увы, было не вполне удовлетворительным. Да, у краевых депутатов есть свой представитель в Совете Федерации, в Государственной думе работают несколько депутатов-красноярцев, они активно взаимодействуют с нами, но у них свои задачи и функции в основном федерального уровня. Есть вопросы, которые можем и должны решать мы сами, в частности, по законодательным инициативам в Федеральном Собрании и т.д. Кстати, когда для губернаторов вместо Совета Федерации создавали Государственный Совет, я был уверен, что рано или поздно что-то подобное со временем создадут и для спикеров. Это решение, от которого никуда не уйти.
- Вы упомянули о члене Совета Федерации от Законодательного собрания. Этот пост занимает Вячеслав Новиков. Довольны ли вы его деятельностью?
- Не думаю, что когда заходит речь о Вячеславе Александровиче, уместно вообще ставить вопрос о качестве его работы. Это был один из лучших депутатов и прежнего, и нынешнего составов Собрания, и его уход стал для Собрания своего рода потерей. Но у нас была уверенность в том, что достойней его никто не сможет представлять Собрание в Совете Федерации. Другие парламенты и губернаторы зачастую предпочитают назначать своими сенаторами москвичей, далеко не всегда знакомых с проблемами регионов. То, что мы назначили не только профессионала, но и земляка, патриота края, считаю вдвойне правильным. Что же до конкретных результатов его деятельности, то вам уместнее будет спросить об этом самого Новикова, тем более, что он часто бывает в Красноярске.
- По многочисленным прогнозам, Россию, да и край в частности, в ближайшие годы ожидает чуть ли не новый кризис. Каково ваше видение?
- Я живу с верой в лучшее. Не могу говорить от лица всей власти как краевой, так и тем более российской, но Законодательное собрание, его депутаты делают и будут делать все от нас зависящее, чтобы наш народ, красноярцы жили лучше и имели надежду. С ней мы все преодолеем.


Вести Красноярск РТВ

http://www.speaker.su/more.php?UID=128

04.06.2002

Док. 375277
Перв. публик.: 04.06.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 274

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``