В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Поменьше коммерческих тайн, побольше конкретных решений Назад
Александр Усс: Поменьше коммерческих тайн, побольше конкретных решений
Председатель Законодательного Собрания края Александр Викторович Усс - человек, пожалуй, наиболее осведомленный обо всем происходящем в крае. Не удивительно, что на встречах с журналистами его буквально засыпают вопросами по самым разным темам, причем не только сами журналисты, но и слушатели и зрители прямых эфиров на радио и телевидении, участники прямых линий в газетах. Какие-то вопросы поднимаются неоднократно, и ответы на них поневоле дублируются. Нам показалось интересным собрать в одном материале мнение Александра Усса по самым острым темам, волнующим сегодня буквально всех. Это его ответы и на вопросы журналистов, и на телефонные звонки. Но, как водится, начать мы решили с представления своего собеседника в его профессиональной деятельности.
- Александр Викторович, полгода вы уже работаете председателем ЗС нового созыва, вам и рассказывать, что удалось сделать за эти полгода.
- Первое и самое главное - новому составу ЗС удалось пресечь циничное растаскивание края, попытки чего предпринимались неоднократно. И поэтому наш край покинули наиболее одиозные личности, с именами которых связаны ну очень печальные экономические последствия в крае. Это, прежде всего, Людмила Васильевна Селиванова, наш выдающийся экономист.
Могу в качестве примера привести и нашу позицию по отношению к Валерию Шотовичу Суладзе, очередному заместителю, который руководил строительным комплексом. Дважды мы его приглашали для отчета в Законодательное Собрание, его работу оценивала Счетная палата, и, наконец, им заинтересовались следственные органы, что дает мне основание полагать, что мы действовали в правильном направлении.
Второй момент - это наша принципиальная позиция по передаче в доверительное управление акций Красноярской угольной компании. Я лично был категорическим противником передачи в доверительное управление 44 процентов акций, поскольку полагаю, что такими стратегически важными объектами, какими являются наши угольные разрезы, должно управлять государство. Тем не менее, в обход депутатов и народа красноярского решение было принято, и буквально несколько дней назад нас уведомили, что акции разрезов ушли в оффшорные компании. Это, простите меня за резкое выражение, очередной плевок в лицо красноярского народа. Мы сейчас принимаем все меры, чтобы это решение было отменено, обратились напрямую к правительству России, к президенту.
Третий момент - это, безусловно, бюджет, тяжелый очень бюджет, он нам был предоставлен с четырехмесячным опозданием, и мы были вынуждены в стахановском режиме его исправлять.
Главный изъян бюджета заключается в излишней централизации финансовых средств, прежде всего средств на заработную плату, и в значительной степени по этой причине сегодня мы имеем задержки по заработной плате, в основном двухмесячные. Ну и последнее - это позиция депутатов по жилищно-коммунальным услугам. Мы отказались утвердить повышение тарифов до 70 процентов, потому что депутаты солидарны с позицией Путина, который четко и недвусмысленно сказал в своем послании Федеральному Собранию, что жилищно-коммунальная реформа не должна сводиться к примитивному повышению цен. Нас пытались подтолкнуть именно к этому.
- Традиционная тема - "Красэнерго". Энергетики регулярно просят поднять тариф. Население, поворчав, начинает платить больше, а что происходит? "Красэнерго" - акционерное общество, если оно желает получить средства на строительство новых мощностей, электростанций, почему оно не может провести элементарную эмиссию акций, распределить эти акции среди населения края? И пусть население получает ту прибыль, которую "Красэнерго" прячет непонятно где, то ли в Москве, то ли где-то еще.
- Интересный подход, кстати говоря, он настолько очевиден и прост - странно, почему мы его не исповедуем. Знаете, мне недавно доводилось беседовать с Аманом Тулеевым в Кемерове. Он в ответ на просьбу энергетиков повысить тарифы предложил следующее: вы распишите конкретно по объектам, на какой ремонт (а речь шла о подготовке к зиме) уйдут деньги, которые мы соберем с производственников и с населения.
Отказались. Отказались по той простой причине, что большая часть этих денег уйдет не кемеровским энергетикам, не на поддержание жизнеспособности кемеровской энергосистемы. Вот нечто похожее есть у нас в крае, потому что, когда мы на протяжении последних лет задавали вопросы - обоснуйте тариф и объясните, почему предлагается очередное его повышение, мы слышали ответ предельно простой: "Это коммерческая тайна". Это бред, когда система, составляющая основу жизни в крае и в стране, скрывает свое финансовое положение под предлогом коммерческой тайны.
- Что в Норильске происходит? Норильск стал самым дорогим городом с точки зрения бюджета для края.
- Это так, да. Что конкретно дает основания для серьезного беспокойства? Первое - это снижение платежей Норильского комбината в бюджет. Для этого есть и объективные причины, и субъективные. Но факт остается фактом, мы получили денег в этом году на 1 миллиард 200 миллионов меньше. Это практически столько, что хватило бы на погашение долгов и по заработной плате учителям, и по отпускным.
Второй момент. Учитывая то, что Норильск - особый заполярный город, мы приняли очень неплохие нормативы бюджетной обеспеченности для норильчан, и сам бюджет выглядит довольно внушительно, это 7 миллиардов рублей. Но что же на сегодня получается? Сегодня их бюджет выполняется на 30-35 процентов. Это означает, что комбинат не в состоянии содержать город, где живут работники "Норникеля". И самая главная, самая острая тема, от которой может зависеть судьба края, это передача социальной сферы Норильска с баланса комбината на баланс города, то есть на наши с вами плечи. Сегодня городской совет по договоренности с комбинатом принял решение финансировать из собственных средств, а это значит - из наших с вами краевых средств - жилой фонд, который всегда, на протяжении всей истории финансировался именно комбинатом.
Сегодня вроде бы не так много, порядка полутора миллиардов рублей, но это много, вообще-то говоря, это большая сумма, все же в мире относительно. Самое же существенное то, что реально, думаю, через год, не дальше, эта сумма будет увеличена в 2-3 раза. Это значит - четыре-пять миллиардов рублей гирей будет повешено на население Красноярского края, и это наводит меня на очень тревожные мысли о судьбе и города Норильска, и Красноярского края в целом. Так вопросы не решаются.
- Вот мы сейчас подошли вплотную к вопросу вашего понимания взаимоотношений с финансово-промышленными группами в Красноярском крае. По сути, получается, сегодня они диктуют нам свои условия.
- Финансово-промышленные группы всегда будут пытаться диктовать свои условия, потому что в уставе любого акционерного общества написана главная цель - извлечение прибыли. Именно для того, чтобы они при этом вели себя в пределах правил, им должна быть противопоставлена власть, которая от них не зависит. И поэтому отношения с финансово-промышленными группами должны строиться не по принципу "друзья - враги", но обязательно нужно держать дистанцию и заставить их работать на народ. Это главная задача власти. Потому что мы сколько угодно можем рассуждать о необходимости улучшения качества и повышения эффективности работы сельского хозяйства, лесного комплекса, но локомотивы нашей экономики сегодня - это Красноярский алюминиевый завод, это угольная компания, это Норильский комбинат. Не заставив олигархов, не заставив финансово-промышленные группы платить налоги и работать на народ, в крае ничего по-крупному исправить нельзя.
- Хотелось бы узнать ваше видение и понимание того, какая помощь будет оказана сельчанам.
- В сельском хозяйстве уже давно можно и нужно было предпринять серьезные меры и получить конкретные результаты. Я предлагал конкретное решение проблемы исполнительной власти, предлагал настойчиво. И когда меня уже начали называть за это асфальтовым крестьянином, я взял сорок мужиков, руководителей наших крепких хозяйств, и свозил их в Орловскую область, где при отсутствии индустриальной базы, при отсутствии природных богатств, которых у нас более чем достаточно, сельское хозяйство находится на высоком уровне, даже более высоком, чем в доперестроечные времена. Да взять Алтай, Новосибирск, там тоже есть, чем гордиться. Посмотрим теперь на то, что происходит у нас в крае. Три четверти всей сельскохозяйственной продукции, которую мы потребляем - это не наша продукция, мы потеряли рынок. Почему? Потому что селяне остались в условиях дикого рынка, в условиях диспаритета цен. Поэтому выжили только самые сильные, такие, как "Красный маяк", "Назаровский", как группа хозяйств Ужурского района. В общем, их можно пересчитать по пальцам.
- Ну, они и раньше хорошо жили.
- Да. Поэтому сегодня они живут не благодаря позиции власти, а вопреки этой позиции. В чем здесь корень проблемы? На мой взгляд, в организации системы таким образом, что крестьянину - тому, кто работает на земле! - практически ничего не достается. В стоимости булки хлеба на сегодня 10-15 процентов составляет то, что достается крестьянину. Остальное - это торговля, переработка и разного рода посредники. Поэтому, на мой взгляд, стратегическим направлением подъема нашего сельского хозяйства будет создание крупных агропромышленных холдингов, в центре которых - переработка. Эти холдинги будут выдавать сельчанам кредиты. Они будут не обирать крестьян, а давать им возможность жить. Это позволит повысить агротехническую дисциплину, позволит подтянуть туда дотации, кадры и многое другое.
- То есть видение развития сельского хозяйства в крае у вас есть четкое, и вы знаете, как выйти из той ситуации, которая сложилась?
- У меня есть абсолютно четкое представление и механизмов, и принципов того, как поднять сельское хозяйство в Красноярском крае максимум в течение трех лет.
- Еще одна болезненная тема - строительство. Имея такое строительное управление, как "Главкрасноярскстрой", систему, в которую входило 60 тысяч людей, имея такую мощную базу стройиндустрии, мы превратились, по сути дела, непонятно во что, в какую-то артель, которая что-то такое строит, ремонтирует и делает. А ведь один строитель дает работу 16 людям других профессий. Как получилось, что мощная система развалилась на глазах?
- Думаю, что причин здесь много. Одна из них заключается в том, что акционирование строительного комплекса, как, впрочем, и других отраслей и крупных предприятий, было произведено бездумно. И поэтому вместо мощного кулака, как вы совершенно правильно сказали, мы получили некий набор артелей, которые и конкурировать-то друг с другом нормально не могут, проводят зачастую несбалансированную, несвязную политику и топчут друг друга ногами.
Немало трудностей строительному комплексу создала и политика финансирования, которая проводилась у нас в крае в последние четыре, вернее даже - в последние два года. Как у нас проводилось финансирование строек? С одной стороны, многие объекты, которые сегодня построены, не профинансированы до сих пор, а с другой стороны, проводилось финансирование там, где даже не было еще проектно-сметной документации. Почему, спрашивается? Я думаю, потому, что в одном случае люди занимали честную, нормальную позицию, а в другом соглашались на так называемые откаты, которые достигали 10 или 20 процентов.
Приведу конкретные примеры. С одной стороны, у нас есть дом ветеранов в Енисейске. Достроили, домучили этот очень нужный Енисейску объект, но до сих пор по нему краевая власть имеет долг в несколько миллионов рублей. А с другой стороны, есть канский коллектор, где стоит вопрос о возврате приблизительно 50 миллионов рублей. Они были выделены в порядке предварительного авансирования без учета того, какой объем строительно-монтажных работ фактически выполнен. Вот эта политика направления денег не туда, где они нужны в первую очередь, а главным образом через те строительные организации, где можно "договориться" с руководителями, - она в значительной степени и подорвала в последние годы строительный комплекс. И с этим делом надо заканчивать.
- Ну а люди, виновные непосредственно в разбазаривании тех денег, которые были отпущены на строительство коллектора, на реконструкцию других предприятий, строительство дороги и так далее, - они будут каким-то образом наказаны?
- Я вообще человек не кровожадный, но думаю, что справедливость рано или поздно всегда торжествует, и мы имеем доказательство правоты этой простой мысли уже сейчас. Поэтому я надеюсь, что работа следственных органов с Валерием Шотовичем Суладзе откроет для нас еще много на первый взгляд неожиданных, а с другой стороны, известных всем строителям вещей.


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=111

31.07.2002

Док. 375269
Перв. публик.: 31.07.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 376

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``