В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Торговать властью запрещено? Назад
Александр Усс: Торговать властью запрещено?
Интервью со спикером Законодательного собрания края Александром Уссом. О наших, не совсем наших и совсем не наших. А также о некоторых других, которые могут стать нашими.
- Вам не кажется, что Законодательное собрание и его председатель жестоко обманули многих? От вас чего ждали - войны с Хлопониным. Люди могли бы в ней поучаствовать и доказать преданность губернатору. Подвели вы кучу политиков и журналистов...
- Неприятно разочаровывать, но мне как раз такая ситуация кажется естественной. Государственная служба вообще-то жестко регламентирована. В такой-то ситуации ты обязан поступить так. Без вариантов. Личные отношения не учитываются. Что там было на выборах, кто кому симпатичен или не симпатичен, - мы должны руководствоваться интересами дела и обстоятельствами, которые с неизбежностью определяют выбор той или иной позиции. Мне могут напомнить период губернаторства Лебедя. Лучше расценивать его как исключение из правил. Да из законов тоже, если об этом зашла речь.
Мне кажется, нынешний губернатор - очень прагматичный человек. Именно это предопределило тот факт, что после выборов мы начали работать нормально. После встречи с президентом в одном самолете летели, в домино играли всю ночь.
- Утром вы сидели за одним столом, но как-то по разные стороны...
- Дружить без повода также глупо и опасно, как воевать. Сразу после выборов не было поводов для определения позиции, не было конкретных проблем. Мы люди разной истории, разной биографии. В чем-то мы схожи, в чем-то различны. Все нормально. Но настроен я был на то, чтобы исключить любые личные мотивы. Точно такими же соображениями руководствуется Хлопонин и его команда. Очень рационально работают. Один из показателей - бывшие союзники, служившие на выборах, остались не у дел. Им нечего делать в новой команде. Потому что личная проданность перестала пользоваться спросом.
- И нет ярких фигур типа Вернера...
- По-моему, и не предвидится. Кадровая политика достаточно осторожна, может, даже излишне. Хотя это необходимость. Губернатору, не знающему всех хитросплетений красноярской элиты, требуется больше времени для принятия решения, нежели выросшему здесь. Я не идеализирую сегодняшнюю кадровую политику и даже предполагаю, что там есть слабые места. Думаю, изменения будут, и серьезные, но это не ошибка или просчет - нормальная корректировка. Там есть новые люди, которые производят впечатление уместных в любой администрации. Такие, как Кузнецов, Новак. Сегодня это люди, абсолютно соответствующие своему месту. Подчеркиваю - сегодня. Что будет завтра, увидим.
- Обратите внимание: все это не местные кадры. А красноярцы некоторые смотрятся не столь выигрышно, мягко скажем. Как поступим с идеологией "Наших"?
- Я знаю людей, которые выглядели бы на этом месте не хуже. Из числа красноярцев. Не хочу называть их фамилии - для их собственного спокойствия. Но они есть, их много. Элиту края можно представить достойными, умными людьми, А то, что на плаву оказались другие - стечение обстоятельств и законов физики. Смутное время, смена власти. Все в порядке с идеологией "Наших". Будет жить.
- Вас устраивает жесткий, прагматичный подход. Но есть ведь сферы, в которых он не применим. Политика, например. Можно ли такое разрушительное, затратное, иррациональное явление, как выборы, сделать полезным?
- Вполне. Если обратили внимание, такая попытка уже была. Мы собрали депутатов государственной думы, представляющих наш край, и попытались узнать: а что они могут сделать полезного для края? Что из этого вышло, тоже известно. Возникло недопонимание. Эта проблема обоюдная, но решаемая. Жизнь нас заставляет голосовать уже не сердцем, а умом: выборные лица должны обеспечить решение тех задач, которые мы перед ними ставим. Поэтому, учитывая статус депутата, его возможности, мы должны выбирать не просто человека, а человека, который способен решать вполне конкретные задачи. Как это сделать?На мой взгляд, людям, стоящим у власти, необходимо сформулировать внятно, конкретно, с разбивкой на составляющие те самые задачи, которые депутат, находящийся в Госдуме, способен решать для края. Не в целом для России, но для края.
Есть общефедеральные задачи, которые не имеют прямого отношения к нам, а есть те, что имеют, влияют на нашу жизнь, и это влияние зримо, его можно зафиксировать, ощутить. А что касается региональных, краевых, - тут понятно. Это включение соответствующих строчек в федеральный бюджет, включение нас в федеральные целевые программы. Мы до выборов должны этот перечень задач дать и предложить всем кандидатам ответить на вопрос: как они намерены эти задачи решать? И я уверен, что сама постановка задачи в таком абсолютно конкретном ключе позволит с высокой степенью достоверности оценить, насколько человек вменяем, компетентен. Избирателям будет ясно, с кем он имеет дело на выборах. Мы сможем аргументирование и объективно сказать, кто достоин поддержки населения и краевой власти. Такого рода аргументы будут нормально восприниматься населением и такой подход является не только возможной, но и необходимой формой участия краевой власти в избирательной кампании. Сейчас пакет краевых задач формируется силами администрации и ЗС. Необходимое условие - единая позиция. Если кто-то начинает поддерживать человека, который ни за что не брался, ничего не делал, но отчего-то симпатичен, нужно долго и неубедительно объяснять, откуда взялась эта немотивированная любовь.
- Речь идет о своеобразном тендере, будет ли ограничено число участников? Грубо говоря, можно вбросить в Думу пакет задач и гарантировать поддержку тем, кто сможет выполнить задачу.
- Не думаю, что это правильно. По крайней мере, стратегически. Бухгалтерский подход не везде применим. Когда мы единственным критерием делаем деньги и даем возможность представлять наши интересы случайным людям, мы жертвуем будущим ради сиюминутной выгоды. Только тот регион, тот народ имеет будущее, у которого есть свои лидеры, есть свои люди, которые готовы представлять его на любом уровне. Я бы, как избиратель, при прочих равных условиях голосовал за человека из Красноярска, и даже с меньшими возможностями, чем москвич, который сулит золотые горы через месяц. Мы должны поднимать наших людей до самого высокого уровня. Если бросимся в политическую коммерцию, потеряем все. Мы должны стремиться к тому, чтобы именно красноярские представители были самыми эффективными, самыми пробивными. Может быть, ради этого стоит пренебречь сиюминутной выгодой. Так поступают все дальновидные, разумные люди. Не так давно в газетах обсуждался "красноярский десант", когда большая группа наших руководителей была призвана работать в Москву. Мы их прекрасно помним и знаем. Сегодня, когда эта связь нарушилась, когда красноярцы потеряли почву под ногами - не по своей вине, - нам надо потерпеть, вырастить своих политиков и сделать их нашей опорой в Москве, чтобы они составляли уже федеральную элиту, не хуже нынешних "питерцев". Властью нельзя торговать.
- По сути получается, что вместо веселых выборов вы предлагаете скучные экзамены... Кому они тогда вообще нужны?
- У нас сейчас ситуация не слишком располагает к веселью.
- Хорошо. Но выборы уже начались. И тема задана - коммунальная реформа.
- Давайте определимся в понятиях. А то слишком много спекуляций. Итак, вы можете взять программы кандидатов в губернаторы Хлопонина и Усса. Найти разделы, касающиеся реформы ЖКХ. Оценка состояния и пути решения проблемы одинаковы. Они не имеют ничего общего с тем, что происходит сейчас в крае. Речь шла о создании рыночных механизмов, снижении затрат, в том числе и населения, и улучшение качества услуг.
Второе. В прошлом году был принят краевой закон о социальной защите населения в период реформы ЖКХ. Это была страховка населения от непродуманных действий тех, кто непосредственно должен был реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. То, что происходит, никакой реформой назвать нельзя. Все - с точностью до наоборот: увеличение оплаты населением за услуги с одновременной консервацией плохого качества. Потому что наряду с ликвидацией верхней планки в 40 процентов коммунальщики и энергетики под шумок решили свои проблемы, о чем мечтали очень давно. Несмотря на то, что Законодательное собрание и администрация края, давая право пойти на увеличение доли платежей населения, потребовали не проводить одновременного повышения тарифов. Это требование было проигнорировано на уровне городов и районов. Мы знаем позицию губернатора - тарифы увеличивать нельзя, мы знаем, что они завышены, и весьма значительно. Каково же было мое удивление, когда на последней сессии заместитель губернатора Анатолий Матюшенко говорит: тарифы у нас гораздо ниже, чем у других, и понижать нечего. Кому верить - губернатору или его заму? Имеющаяся у нас информация позволяет считать, что прав губернатор. Есть реальная возможность снижения тарифов в полтора-два раза.
- А еще есть реальная опасность остаться в меньшинстве. По одну сторону баррикад оказались чиновники, коммунисты, коммунальщики. А по другую - опять вы с Хлопониным...
- Суть конфликта гораздо глубже. Главная особенность нынешней системы - возможность бесконтрольного расходования бюджетных средств. Энергетики предъявляют свои затраты, бюджет их погашает. Без учета реального потребления, потерь тепла при транспортировке и так далее. Есть другая система - когда оплачивается конкретная работа, услуга, товар. Мы платим в зависимости от того, насколько у нас тепло в квартире и чисто в подъезде, а не от того, сколько кто-то потратил наших же денег. Различие очевидно. Как в магазине. Когда нет выбора, вы платите, сколько скажут. Когда выбор есть, вы просто посчитаете сумасшедшим продавца товара, который будет о своих трудностях говорить.
В коммунальном хозяйстве очень серьезное положение. Мы можем потерять систему жизнеобеспечения. И самая изощренная система социальной защиты проблему не решит. Нужно немедленно ремонтировать сети. Для постепенного врастания в рынок мы упустили много времени. Текущим содержанием жилого фонда могут заниматься альтернативные структуры. Но капитальный ремонт, на который, кстати, каждый год собирались средства и чудесным образом исчезали без видимых следов, можно осуществлять под контролем государственных структур. Хотелось бы, чтобы не силами МЧС. Хотя сейчас уже можно говорить не о капитальном, а об аварийном ремонте.
Меры достаточно радикальные, но и ситуация угрожающая. Другие нужны решения. То, что, сегодня происходит, это новый способ для чиновников от ЖКХ набить карманы. Но они и сегодня ездят на белых, черных и синих джипах. И потеряли счет баням и ресторанам, которые построили для собственного увеселения.
Еще на одну баню им хватит, но трубы дырявыми так и останутся.При сегодняшнем подходе не изменилось ничего. Из уст людей, отвечающих за реформу ЖКХ в крае или в городе, я ни разу даже намека не уловил на то, что они своим прямым делом занимаются, именно реформированием, созданием рыночной среды. Даже риторики такой нет, от них вообще ничего невозможно добиться.
- Как получилось, что оппозиция, точнее, КПРФ, вдруг выступила против власти? До сих пор такого не случалось...
- Смотря о какой власти мы говорим. Можно так подойти: власть - это ответственность или средство личного обогащения?
И получить ответ. Или мы по-другому поставим вопрос: власть способна решать проблемы или может только делить деньги?
Если говорить о лидерах оппозиции, удивительные метаморфозы происходят. Во-первых, именно они активно поддержали губернатора. Не прошло и двух месяцев - сменили позицию, начали ставить ему палки в колеса и наживать на этом какие-то политические дивиденды. Будьте последовательны - или скажите, что ошиблись, или не вставляйте палки в колеса.
А второе, что, на мой взгляд, более важно, ведь фактически увеличение оплаты населением услуг ЖКХ на их совести. Это надо признать. Что сегодня определяет тарифы на тепло и горячую воду? Цена на уголь. И кто у нас так стремился продать разрезы Мисевре, кто ему пел дифирамбы? Именно те, кто стоит на митинге на трибуне. Слов нет, глядя на эти пируэты. А активное участие в этих мероприятиях действующих чиновников еще удивительнее. Особенно тех, кто довел ЖКХ до состояния катастрофы. Видимо, все прочие средства самосохранения исчерпаны...


Комок

http://www.speaker.su/more.php?UID=201

11.03.2003

Док. 375258
Перв. публик.: 11.03.03
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 376

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``