В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Будем работать, а не воевать` Назад
Александр Усс: `Будем работать, а не воевать`
Отныне каждый месяц "Красноярский рабочий" будет публиковать тематическую страницу, посвященную деятельности депутатского корпуса края. Ее составители преследуют двоякую цель.
С одной стороны, народные избранники смогут подробно рассказать о своей работе, а с другой - избиратели получат более полное представление о том, чем живет представительная власть края. Причем мы будем публиковать материалы не только депутатов Законодательного Собрания, но и их коллег из городских, районных, сельских советов. Это тем более актуально в преддверии III съезда депутатов края, который планируется провести осенью нынешнего года.
А начинает разговор председатель Законодательного Собрания края Александр УСС.
- Новый состав Законодательного Собрания края проработал уже больше года. Вам есть с чем сравнивать - как-никак второй созыв подряд занимаете должность председателя ЗС. Как вы оцениваете работу нынешнего краевого парламента?
- Работа наша начиналась очень сложно. Как о слаженном механизме о Собрании можно было говорить не раньше ноября - декабря прошлого года. Во-первых, всегда требуется несколько месяцев для того, чтобы сгладились последствия предвыборной борьбы, улеглись страсти, депутаты присмотрелись друг к другу, нашли каждый свою нишу. Во-вторых, первые месяцы прошлого года оказались насыщены событиями, лихорадившими весь край и мешавшими нормальной работе ЗС. Достаточно вспомнить запоздалое внесение бюджета прежней краевой администрацией. К тому же его принятие сопровождалось острейшим конфликтом между Норильском и краем.
Соответственно обострились отношения между Законодательным Собранием и краевой администрацией, которая решила перекроить бюджет по-своему. Предлагавшиеся тогда Норильску цифры (к примеру, 2,5 миллиарда рублей в год вместо необходимых 6-7 миллиардов) были абсолютно нереальными и могли привести к тому, что мы вообще лишились бы НПР как составной части края. Именно в этот период таймырская окружная Дума направила в адрес Собрания обращение, а в Норильске был проведен опрос общественного мнения, подавляющее большинство участников которого высказалось за переподчинение Норильска Таймыру. Все это не могло не сказаться на обстановке в ЗС, которая была очень нервной.
Затем - гибель губернатора и наших земляков, внеочередные выборы... О какой нормальной работе можно было говорить, когда основная часть депутатов была напрямую или опосредованно задействована в этой борьбе? И только к моменту рассмотрения и принятия краевого бюджета на 2003 год Собрание начало "выздоравливать", и работа вошла в обычное русло.
- Действительно, слишком много было потрясений за такой короткий срок. С трудом верится, что все они прошли бесследно и сейчас в краевом парламенте тишь да гладь. Неужто губернаторские выборы не внесли раскол в ряды депутатов? Все же противостояние было достаточно жестким...
- На мой взгляд, ни о каком расколе говорить нельзя. Хотя для того, чтобы все трещины после выборной кампании затянулись, потребовалось время. Вообще я не исключал, что эти трещины пойдут очень далеко и нас могут ожидать какие угодно неприятные последствия. Тем не менее, полагаю, депутатский корпус выдержал это испытание. Считаю, что с учетом драматизма событий первый год работы Законодательного Собрания третьего созыва прошел нормально. Во всяком случае, оно не разобщилось, не утратило свой созидательный потенциал. Сейчас можно говорить о том, что мы вступили в фазу плодотворной и, надеюсь, сплоченной работы, несмотря на то, что разногласий и противоречий внутри ЗС более чем достаточно.
- То есть ваши ожидания чего-то худшего не оправдались?
- Как говорится, пессимист - это хорошо информированный оптимист. Я, например, в своей жизни стараюсь настраиваться на лучшее, но принимаю во внимание худшие варианты развития событий, готовлюсь к ним.
- Как бы вы охарактеризовали теперешнюю социально-экономическую ситуацию в крае?
- Все в мире относительно. Если сравнивать с нашими соседями по Сибирскому федеральному округу, то с точки зрения социально-экономической край смотрится наиболее предпочтительно. По основным показателям мы занимаем устойчивые передовые позиции. Но если сравнивать нынешнюю ситуацию с той, что была у нас два-три года назад, то, конечно, край живет значительно хуже. В прежнем относительном финансовом благополучии заслуги власти практически не было - так сложилась объективная ситуация. Она была лучше, это факт, теперь же большая часть краевых социальных программ не действует, приостановлены или отменены такие законы, как закон о социальных гарантиях работникам бюджетной сферы, закон о ветеранах края. Край фактически свернул большую часть своих строительных программ и живет у предельной черты того, что может себе позволить.
Краевой бюджет на 2003 год предельно скромный, и не выполнить его, на мой взгляд, просто невозможно. Законодательное Собрание его утвердило, принимая во внимание достаточно твердые заверения новой губернаторской команды, что это бюджет выживания, который даст нам возможность накопить силы и со следующего года начать движение вперед. Я также считаю, что сегодняшние параметры развития для нас неприемлемы. В крае еще сохранился потенциал для лучшего будущего.
- Значит, свет в конце тоннеля все же просматривается?
- Он виден всегда. Хотя существуют и другие утверждения. Один мой знакомый на вопрос: "Как дела?" всегда отвечает: "Нет такой ситуации, которую нельзя ухудшить, поэтому сегодня я говорю ответственно: "Все хорошо". Это такой мрачноватый юмор, а если серьезно, то дальнейшее развитие края целиком зависит от того, как мы используем наши резервы.Первое - нужно изменить взаимоотношения с Федерацией. В связи с явно выраженной в последние годы централизацией финансовых потоков эта задача особенно значима. То, как эти отношения строились раньше, нельзя считать нормальным. У нас были утрачены все позиции в Минфине, исполнительная власть свернула работу по включению краевых программ в федеральные. Нынешняя администрация прекрасно понимает значение отношений с федеральным центром, и сейчас внимание к краю со стороны Москвы усиливается.
В мае прошлого года мы провели очень важное совещание с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, с тем чтобы скоординировать наши усилия для защиты интересов края в Москве. Тогда это было сделано с опозданием - работа с федеральным бюджетом начинается весной, и основные его параметры к маю были уже сверстаны. В этом году мы провели аналогичное мероприятие 27 февраля. Полагаю, что члены Совета Федерации и депутаты Госдумы получили полную информацию о ситуации в крае, и мы сейчас можем, учитывая предвыборную ситуацию, ожидать от них активного подключения к защите красноярских интересов при формировании федерального бюджета.Второй очень важный момент - это пересмотр отношений с крупными финансово-промышленными группами. Они обязаны взять на себя больше ответственности за положение дел в крае. В ходе выборной кампании много говорилось о том, что олигархи должны работать на край. И для меня, например, эти слова были не пустыми лозунгами, а конкретной задачей. Возможно, нам стоит создать экономический совет, где за одним столом собирались бы представители крупнейших ФПГ, работающих на территории края.
- Вы полагаете, это вероятно при нынешнем губернаторе?
- Я отдаю себе отчет в том, что Александр Геннадиевич Хлопонин очень хорошо знает возможности ФПГ, знает, в каком их загашнике лежит то, что будет работать на пользу краю. Другое дело, сможет ли он подняться над интересами ФПГ и позиционировать себя как государственный деятель. Надеюсь, что сможет. Он ставит перед собой высокие карьерные цели (в хорошем смысле этих слов), а это ко многому обязывает. В частности, к тому, чтобы вступить в борьбу с сильными мира сего, если это требуется для защиты интересов красноярцев. А ситуации такие будут возникать, и не раз.
- Какие вам видятся внутренние резервы в экономике края?
- У нас по-прежнему остаются неиспользованные возможности, по меньшей мере, в двух отраслях - лесном и сельском хозяйстве. Каждое четвертое дерево России растет в Красноярском крае, и, тем не менее, доля предприятий лесопереработки в бюджетных поступлениях очень незначительна по сравнению, допустим, с соседней Иркутской областью. Сейчас должен появиться квалифицированный, ответственный и авторитетный заместитель губернатора, курирующий лесную отрасль. Нам предстоит создать вертикально интегрированные холдинги или иные эффективные структуры, обеспечив комплексный подход к использованию лесных богатств.
Что касается села, где живет треть населения Красноярья, то его можно назвать источником социально-экономической стабильности или нестабильности края. И работы там просто немерено. Красноярский край под барабанный бой и шапкозакидательские лозунги проиграл соревнование даже со своими соседями. Посмотрите на прилавки наших магазинов - там в основном продукция Алтая, Новосибирска или даже Москвы. Об этом сказано и написано уже десятки раз, но ситуация становится все хуже. "Рамсторы" с помпой открываем, даем зеленую улицу соседям из Китая, а своему крестьянину одного квадратного метра для свободной торговли на рынке выделить не можем. Почему? Может, потому, что у него нет лишних денег на взятку чиновнику, да и давать он ее не умеет.
Впрочем, сегодня у меня есть основания для того, чтобы с элементами сдержанного оптимизма смотреть на решение проблем села. Наконец-то у губернатора появился отраслевой заместитель Виктор Петрович Раздуев. На мой взгляд, это правильное назначение. Но мы должны учитывать, что разворот села в лучшую сторону - это сверхмасштабная задача, и никакой Раздуев, будь он семи пядей во лбу, сдвинуть в одиночку эту махину не сможет.
Я в свое время много общался с Егором Семеновичем Строевым, который говорил так: "Если первый человек в крае не будет заниматься перестройкой отношений на селе, то о надеждах на лучшее можно забыть". И это правильно! Задача подъема села достойна внимания в первую очередь губернатора, ну и, конечно, депутатского корпуса. С точки зрения приоритетности это вообще на сегодня задача номер один. С ФПГ разобраться проще - там требуются лишь настойчивость и воля. А селу надо отдать, как минимум, три года постоянной, кропотливой и разноплановой управленческой работы.
- Вы упомянули о том, что брать ответственность на себя должен не только губернатор, но и депутаты. Как сегодня складываются отношения между двумя ветвями краевой власти (с учетом их недавней конфронтации)?
- Прежде всего хочу подчеркнуть, что мы и раньше никогда не шли на конфликт ради самого конфликта - между прежней краевой администрацией и Законодательным Собранием действительно были принципиальные противоречия. Последние же несколько месяцев дают основание говорить об очень хороших перспективах. С нынешним губернатором мы оказались основными конкурентами на выборах, но не стали продолжать политическую практику последних лет в России, когда выборная кампания ведется после ее завершения.
- Значит, после драки кулаками не машете?
- У нас, по-моему, и намека на это нет, хотя предпосылки к этому были, Кампания была, мягко говоря, очень своеобразной - не случайно избирательная комиссия края не признала итоги выборов, и это тоже подливало масла в огонь. Тем не мене, когда все завершилось, мы с Александром Геннадиевичем провели несколько обстоятельных разговоров и договорились о том, что будем работать, а не воевать. Я вообще человек мирный, он, судя по всему, тоже. И если у нас не будет противоречий содержательного плана, то опасения по поводу повторения конфронтационного сценария совершенно излишни. В конечном счете все зависит не от личных симпатий или антипатий, а от того, насколько будут едины наши позиции. В первый год работы - я так для себя определил - депутаты вообще должны выдать губернатору кредит политического доверия, поддерживать его начинания, несмотря на то, что некоторые из них кажутся нам не вполне приемлемыми.
- Именно этим обусловлена поддержка ЗС такой непопулярной меры, как повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг?
- Отчасти и этим. Считаю, что торпедировать принятие подобных решений мы не имели политического права. Я уверен в том, что реформу ЖКХ даже в пределах одного региона можно провести таким образом, чтобы она не сводилась к банальному повышению тарифов. Депутаты добились того, что уровень социальных гарантий оказался достаточно высоким, большая часть населения защищена краевым законом. Теперь надо организовать процесс получения жилищных субсидий таким образом, чтобы он не превратился в издевательство над людьми. Это уже вопрос реализации закона, находящийся в компетенции исполнительной власти. У меня в этом смысле вызывает настороженность то, что сегодня заместитель губернатора Анатолий Матюшенко начинает говорить, как руководитель собеса. Почему-то мало слышно о формировании службы заказчика, о новой договорной кампании, о решении организационно-технических проблем, что служит фундаментом реформы. Мы намерены постоянно держать руку на пульсе событий и добиваться того, чтобы реформа ЖКХ не закончилась прошлым декабрем, когда была отменена 40-процентная планка оплаты.
- Александр Викторович, мы с вами говорили о глобальных вещах как со спикером краевого парламента. Хотелось бы услышать несколько слов о том, чем занимается депутат Усс.
Я всегда помню, что являюсь не только председателем Законодательного Собрания, но и депутатом от Железнодорожного округа. Поэтому стараюсь бывать в организациях и учреждениях Железнодорожного и Центрального районов Красноярска. Сейчас вот празднуем семь лет со дня образования детского приюта "Надежда". Хотим создать там попечительский совет. Через несколько дней у меня запланирован выезд в Покровку, где есть проблемы с организацией автобусного движения. Много и других конкретных дел. Так что свой округ я не забываю. Веду и прием граждан в Законодательном Собрании, мои помощники встречаются с людьми вне стен ЗС. Помогаю землякам, в том числе материально, и не только как спикер краевого парламента, но и как частное лицо. Но об этом давайте не будем...
"Я сейчас не могу судить о том, какой будет работа новой губернаторской команды (поживем - увидим), но ее методы и подходы представляются мне разумными. Она отличается в лучшую сторону от прежней краевой администрации прежде всего тщательным подбором кадров, может быть, порой даже излишне осторожным. Прошедшие назначения у меня за редчайшим исключением не вызывают никаких сомнений".
"Россия сейчас страдает не от отсутствия реформ, а от их обилия. В очередной реформе местного самоуправления для меня неприемлемо то, что большую часть функций социального плана Федерация начинает перекладывать на бюджеты субъектов РФ. Край за последние годы и так потерял свыше семи миллиардов рублей ежегодных доходов. Если нам не вернут доходные источники и поставят новые задачи, то я не представляю, как край будет жить дальше".
"В крае уже давно существует трехсторонний совет законодателей, но из-за политических катаклизмов нам фактически не давали работать. Недавно депутаты эвенкийского Суглана и таймырской Думы обратились в Законодательное Собрание края с предложением возобновить сотрудничество. Мы поддержали эту инициативу, и 21 марта в Красноярске должен состояться большой депутатский сбор, где будут приняты конкретные решения и выработана единая позиция по практическим вопросам".


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=183

12.05.2003

Док. 375252
Перв. публик.: 12.05.03
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 363

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``