В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Край - не тонущий корабль Назад
Александр Усс: Край - не тонущий корабль
Председатель Законодательного собрания края Александр Усс.
Сразу после сессии ЗС. Сняли председателя фонда "Правопорядок". Спорили по поводу договора с СУЭК. Почти десяток депутатов Заксобрания собираются на повышение - в думу. Год губернаторства Хлопонина. Вот про это, про все.
- После сессии создалось впечатление, что администрация Лебедя А.И. состояла сплошь из патриотов, которые только и думали, что об интересах края. Включая Вернера Н.В. Не стыдно, что какую-то оппозицию создавали?
- Нет, на самом деле сравнение не в пользу прежней администрации, по крайней мере по трем параметрам. Во-первых, по профессиональной подготовленности эта администрация гораздо более предпочтительно выглядит и однородно. Она больше похожа на команду, в хорошем смысле слова, и при всех просчетах и слабостях, которые имеются у каждого коллектива, мне кажется, она способна возглавлять и решать все задачи. Далее, по ее направленности. Профессиональная подготовка - не всегда хорошо. Можно быть хорошо подготовленным диверсантом, например.
На сегодня я могу констатировать: мне неизвестны факты, когда бы нынешняя администрация явно работала на свой карман, так же как неизвестны попытки торговли своими возможностями, то есть конвертировать властные полномочия с явной выгодой для себя. Я далек от мысли, что люди, работающие в этих коридорах, являются альтруистами либо комсомольцами шестидесятых, которые думают только о благе родины. Но Хлопонин ставит перед собой высокие федеральные политические цели, его главная прагматическая цель - на примере края доказать свою способность решать управленческие задачи любого уровня. Все мы будем очень рады найти подтверждение этому в его дальнейших действиях. И, наконец, третье отличие от прежней команды - это гораздо более дипломатичные люди, старающиеся выстраивать отношения с теми, с кем приходится работать. Они избегают каких-то демонстративных агрессивно-вызывающих поступков, которые были характерны для прежней администрации. Поэтому сегодня в крае относительно спокойная атмосфера.
- Но вот и сегодня на сессии были - назовем это шероховатостями...
- На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
- Щука - это...
- В данном случае - депутаты Законодательного собрания. Не исключено, что в некоторых оценках мы не всегда объективны, можем быть излишне жесткими. Главное, чего нельзя допускать, - это политиканства, to есть стремления действовать по принципу "чем хуже, тем лучше", подлавливать своих оппонентов или коллег. Кстати говоря, в этом зале даже в тяжелые годы не стремились депутаты загнать администрацию в угол.
Поддерживали безоговорочно все, что в интересах населения. Помню, год мы бодались с администрацией по поводу облигаций швейцарского банка, но когда они нашли приемлемый способ разрешения коллизии, мы собрали чрезвычайную, сессию и поддержали Лебедя. Сессия прошла в рекордно короткие сроки - за девять минут. Не было политиканства, сейчас тоже нет. Какие-то эмоции - да. Мы тоже люди. К этому надо относиться спокойно, с пониманием.
- К дипломатическим заслугам вы относите отношения с ФПГ?
- Нет, как раз здесь рано говорить о каких-то успехах. Я говорю в целом об отношениях в крае. Когда нет стремления тех же самых депутатов загнать под ковер, запугать. Когда нет попыток глав администраций построить в один ряд и заставить шагать в ногу. Когда не привлекаются силовые структуры для решения хозяйственных споров. Вот это я отношу к дипломатическим заслугам - общая достаточно доброжелательная обстановка в крае. Это тоже хороший результат. Не единственный, но главный. Жизнь-то складывается не только из собранных налогов, размера зарплаты - она еще складывается из настроения людей. Вот этот социально-психологический фон удалось создать. Что касается экономических успехов, пока тут говорить особенно не о чем.
Применительно к ФПГ - почему я достаточно сдержанно отношусь к этим соглашениям? На самом доле я уверен в том, что работа с ними - важнейший элемент работы администрации. Поскольку без участия ФПГ невозможно говорить об управлении экономикой, о планировании. Большая часть бюджета формируется ими, основной экономический потенциал, основные рычаги находятся в руках крупных финансово-промышленных групп. Но уверен, что здесь далеко не всегда следует действовать методом длительных переговоров и уступок. Потому что за предшествующие годы степень социальной ответственности ФПГ, работающих в крае, оказалась если не нулевой, то минимальной. И поэтому надо добиться того, чтобы они брали на себя больше социальных обязательств, чтобы они рассматривали нашу территорию как территорию своих интересов, смотрели на людей, работающих на их предприятиях, не как на рабочую силу, а как на граждан своей страны, которые нуждаются в качественных условиях труда, в нормальном жилье, образовании. Поэтому где-то неизбежны конфликты, они объясняются стремлением отыграть то, что утрачено. Большая часть соглашений, о которых идет речь, к сожалению, только фиксирует сложившееся положение вещей, хотя и содержит предпосылки наращивания потенциала государства и защиты интересов населения Красноярского края. На стоит делать окончательные выводы, надо приветствовать эту работу. Рычаги у нас есть.
- Насчет рычагов. Если существуют соглашения - двухсторонние, - стало быть, закона у нас нет. Того, который бы регулировал все эти отношения. Закон должен быть безусловным - они должны платить. Что за фигня - вот если вы нам сделаете хорошо, то мы вам денег дадим. Развели тут эскорт-услуги...
- Это не совсем так. Тот минимум, который они должны делать по закону, безусловно, это вещь, которая не подлежит никакому обсуждению. Тем не менее варианты более выгодных отношений с ФПГ существуют. Где платить налоги - в Мордовии или у нас? Вертикально интегрированная структура, такая как ЮКОС, может это делать, и она делает. Мы потеряли около двух миллиардов только по акцизам. Или тот же СУЭК пресловутый. Он может вести реализацию добываемого у нас угля либо через структуры, зарегистрированные в Москве, или зарегистрировать их здесь. И возникает совершенно другая позиция по уплате налогов. Очень простой пример. Конкретная ФПГ намерена инвестировать зарабатываемые средства в другие предприятия, где имеется доля ее собственности. Власть может на определенных условиях способствовать переходу этих пакетов в руки тех или иных ФПГ или тормозить, дать в аренду лесные массивы на 49 лет или не дать - и это зависит от того, как позиционируется данная финансовая группа в отношении краевых интересов. Она сокращает рабочих и сбывает продукцию через офшорные фирмы или делает это через Красноярск и наращивает производство? При таких условиях - пожалуйста, будут все предпосылки, чтобы ты вкладывал деньги в другие отрасли здесь, идем на какие-то льготы. По-моему, нет здесь противоречий.
- Красноярск стал зоной, благоприятной для инвестирования? Отчего тогда большинство крупных корпораций предпочитает свои сбытовые структуры открывать за пределами края.
- Давайте от обратного. Сегодня я не вижу у нас в крае каких-то предпосылок для создания неблагоприятных условий для производственно-финансовой деятельности корпораций. По крайней мере, властно-административных. Но есть определенная инерции. Они же структуры свои зарегистрировали не сегодня, у них возникли соответствующие обязательства а других регионах. Смена того же юридического адреса болезненно скажется и на территории, и на тех, кто на это идет. Там ведь тоже производство, на которое могут прийти налоговая инспекция, СЭС и так далее. Перенос центров прибыли на нашу территорию - вещь болезненная, сложная.
- Хорошо, простенький пример. Есть поселок Коркино. Какие-то американцы выигрывают иски к табачным компаниям в сотни миллионов долларов. Уровень никотина выше, чем указано. В Коркино речь идет не о граммах - о тоннах вредных веществ. Миллиарды долларов потенциальных убытков - разве не повод для ведения переговоров с "Русским алюминием"! Юристы имеются...
- Рычаги такие безусловно есть. Кстати, я на думаю, что Коркино такая уж проблема для "РУСАЛа". Если уж действительно тема станет камнем преткновения, они переселят жителей. Цена вопроса для масштабов компании невелика.
Я полагаю, что нельзя идти на переговоры, не имея серьезных аргументов, не зная уязвимых мест партнера. Власть может создать для себя каталог инструментов, и любое сколько-нибудь серьезное предприятие не захочет ссориться с ней, если та задействует весь имеющийся у нее ресурс. Такой ресурс, конечно же, есть. Это та же самая экология, отвод земли, санитарные нормы и прочие вещи. Действительно, очень серьезный рычаг.
- Фонд "Правопорядок". На сессии с вопросом о снятии Кротова вышел губернатор. Но полгода краевая администрация занимала по меньшей мере нейтральную позицию. А секретарь Совета безопасности просто бился как лев, отстаивая интересы фонда.
- Может быть, это та самая склонность сохранить спокойствие и найти компромисс со всеми, в том числе и теми, кто этого не заслуживает. Иногда нужно проявлять характер и волю, идти на обострение, чего бы это ни стоило, но я могу объяснить еще и тем, что новым людям нужно было разобраться в ситуации, не рубить сгоряча. Мы, живущие здесь, многие вещи схватываем быстрее, и это понятно - нам знакома суть дела, история вопроса. Нынешняя администрация, состоящая из новых людей, не успела определиться - кто друг, кто враг, на кого можно положиться, на кого нельзя. Вот эта неопределенность и не дает возможности быстро принимать решения. Хотя это вовсе не означает, что любой человек из местных предпочтительнее приезжего.
- Разрешилась ли ситуация с фондом "Правопорядок"? Формальное решение принято, но как быть, например, с деньгами, которые незаконно собирали, или с милиционерами, которых уволили - за содействие расследованию, надо понимать...
- Учитывая практику последних лет, я не могу исключать предвзятого отношения к тем, кто имеет другую точку зрения, в том числе в органах внутренних дел. Ярчайший пример - трагедия с Евгением Коноваленко. Человека просто загоняли в могилу. Не могу исключать, что увольнения эти связаны с помощью комиссии депутатского расследования. Но в то же время у нас иногда встречаются случаи, когда люди выдают себя за жертв политических репрессий, хотя есть только внутренние, служебные дела. Вон Борис Абрамович Березовский - тоже ведь жертва. Надо разбираться.
- Вот и до политики дошли. Как вы относитесь к тому, что восемь депутатов Законодательного собрания решили кинуть своих избирателей? В смысле - пойти на выборы в Думу. "Птицы летят перелетные, или крысы бегут с корабля" - это у "Воскресенья" такая песня есть...
- Ну, я бы не сказал, что Законодательное собрание и вообще наш край это корабль, с которого нужно бежать. Может быть, кузница кадров. Противоречивое у меня отношение. Если часть наших депутатов пройдет в Государственную думу, это может усилить позиции края на федеральном уровне. Тем более что по некоторым депутатам нет никаких проблем с замещением - они прошли по партийным спискам. Все нормально. В то же время есть вполне обоснованное мнение, что необходимо внести дополнение в закон, которое бы запрещало выборному должностному лицу баллотироваться в другой орган. Вряд ли это пройдет, потому что противоречит конституционным правам личности.
- Хорошо, а вот этакие прыжки по разным коридорам власти нарушают права миллионов личностей - избирателей. Мы вам свои права даем в аренду, вы условия договора нарушаете. Неустойка, как минимум, должна быть уплачена.
- Если вы считаете, что кто-то не выполнил обязанности по первому договору, вы можете отказать ему в доверии. Да вспомните губернаторские выборы. Петр Иванович Пимашков набрал голосов меньше, чем мог бы, только по одной причине - избирателей он полностью устраивал как мэр. В чем проблема? Мне тоже приходилось на этих выборах слышать этот аргумент - вас только что избрали депутатом, куда вы еще идете? Так что избиратели в любом случае решают все.


Комок

http://www.speaker.su/more.php?UID=202

07.10.2003

Док. 375240
Перв. публик.: 07.10.03
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 380

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``