В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Пора о проблемах не рассуждать, решать их Назад
Александр Усс: Пора о проблемах не рассуждать, решать их
В третий раз в Красноярске проверится съезд депутатов края, на котором обсуждаются проблемы муниципальных образований, реформы местного самоуправления и социально-экономического развития региона. О целях и задачах съезда рассказывает председатель Законодательного собрания края Александр Усс.
- Мы намерены, - подчеркнул Александр Викторович, - провести своего рода рекогносцировку на старте реформы местного самоуправления. Ну и, кроме того, надеемся, что на съезде будет озвучена и получит оценку программа развития -края на ближайшие годы. Надеемся также, что на съезд приедут председатели законодательных органов из Томска, Барнаула, Новосибирска, Омска и других сибирских территорий. Их участие в работе я считаю важным. Многие законодательные инициативы, которые выходят сегодня на федеральный уровень, требуют коллективных усилий. В одиночку в Госдуме и Правительстве пробиться трудно.
- Как вы оцениваете прошедшие после второго съезда депутатов три года?
- К управлению пришли новые люди с новым мышлением. В минувшем году улучшился ряд экономических показателей в промышленности, в строительной индустрии. Край вышел на первое место по добыче золота. Есть некоторый рост объема инвестиций, немного повысилась заработная плата работников бюджетной сферы... Но пока что это очень слабые проблески, слабые зарницы обнадеживающих перемен. На общероссийском фоне наши успехи более чем скромны.
После второго съезда сменился состав Законодательного собрания. В эти дни мы, кстати, отмечаем его десятилетие. Это уже четвертый созыв. Мне, понятно, поначалу было жалко прежнего состава - сработались, не один пуд соли вместе съели. Однако новый депутатский корпус на деле оказался ничуть не слабее, в чем-то даже и покрепче прежнего - понастырнее, повъедливее, поершистее... Многие пришли с хорошим багажом, с опытом работы в законодательных и исполнительных органах власти. Не случайно именно этот состав собрания активно приступил к рассмотрению социального кодекса, который призван регулировать отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды) и отношения по предоставлению различных социальных услуг и натуральной помощи (социальное обслуживание) за счет средств бюджетов всех уровней.
А вот что касается законопроектов, то в ушедшем году ни один из них, направленных в Федеральное Собрание, не обрел силу закона. Из сорока законодательных инициатив, направленных в Госдуму за последние четыре года, принято две. Я абсолютно убежден, что и другие были достаточно проработанными, обоснованными и нужными для страны. Но, увы, они так и остались не обсужденными.
Вообще я хочу подчеркнуть, что при всех плюсах развития правовой системы России есть и некоторые отрицательные тенденции. На мой взгляд, правовая система начинает проявлять черты внутренней противоречивости, конфликтности. Это касается и федерального законодательства, и регионального. Наблюдается тенденция неприятия многих федеральных инициатив теми, кто призван их исполнять со Всеми вытекающими отсюда последствиями. Региональному законодательству становится тесно в рамках, установленных для него федеральными законами. Мы начинаем испытывать все больший дефицит в тех сферах, которые можем самостоятельно регулировать. Потому что федеральные законы, которые должны быть по идее рамочными, на самом деле прописывают детали и становятся все более частными, подробными, не оставляя никаких возможностей для нашего собственного усмотрения. Даже вот такой частный вопрос, как, допустим, порядок учета нашей собственности, фактически изъят из компетенции субъектов Федерации. На одном из заседаний Совета законодателей в присутствии Президента страны я предложил перейти к старой практике, которая существовала еще в советские времена, - принятия основ законодательства и своеобразных основ кодексов или других нормативных актов на уровне субъектов Федерации. Вот это было позитивно оценено Владимиром. Путиным, и им было дано поручение проработать механизм реализации этого предложения.
Три года назад на нашем втором съезде депутатов края многие из глубинки сетовали на отсутствие закона о финансовых основах местного самоуправления. Ситуация меняется, открываются новые возможности в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Я бы прежде назвал наш краевой закон, принятый в ноябре прошлого года, который наконец-то освободит органы местного самоуправления от унизительной роли просителей и будет в значительной; мере способствовать укреплению их позиций. Этот закон называется "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае. Он приводит в стройную систему порядок и принципы распределения между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований доходов от всех уровней налоговых поступлений в консолидированный бюджет края.
Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - документ, можно сказать, исторический. По своему содержанию он означает новый этап в развитии местного самоуправления, определяет суть предстоящей реформы. Не сомневаюсь, что этот закон станет объектом особого внимания участников третьего съезда депутатов края.
Закон начинает работать с 2006 года, и очень хорошо, что есть такая пауза. Мне хотелось бы, чтобы этот промежуток времени мы использовали разумно и в рамках, предположим, Сибирского федерального округа или ассоциации "Сибирское соглашение" - на уровне двух-трех субъектов Федерации отработали бы некие модельные формы. На мой взгляд, Красноярский край может стать идеальной площадкой для такой работы.
- Если исходить из реальных условий, насколько обнадеживающе выгладит перспектива расширения источников налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований края?
- В целом положение дел во многих отраслях остается чрезвычайно сложным. Очень много предприятий находится в состоянии банкротства. В сорока девяти из них произошли массовые сокращения рабочих. За прошедший год еще больше обострилась проблема занятости людей в угледобывающей отрасли - в городах Назарове, Шарыпово, Бородино... Число безработных в крае выросло на двадцать процентов и составляет уже более пятидесяти семи тысяч человек. Не удалось стабилизировать ситуацию в сельскохозяйственной и лесной отраслях. Депутаты Законодательного собрания выражают глубокое неудовлетворение системой управления краем, ее несовершенством.В таких условиях задача достижения экономической самостоятельности муниципальных образований не может стать реальностью и было бы наивным рассчитывать на то, что они вдруг где-то найдут надежные источники пополнения своей казны. Пока что у них одна надежда - фонд финансовой поддержки.
- Александр Викторович, в какую, на ваш взгляд, отрасль экономики инвестиционные вложения принесли бы более быстрый и гарантированный эффект?
- В России четверть мировых запасов леса, но российские компании занимают лишь три процента мирового рынка. Финны из одного кубометра леса дают продукции на 476 долларов, а мы всего лишь на 45 долларов - в десять раз меньше. Незаконные вырубки в крае определяются в пределах пятидесяти тысяч кубометров - по грубым прикидкам. Но я думаю, это лукавые цифры. На самом деле они на порядок выше. На какой порядок - никому не известно, потому что контроль за отраслью фактически утерян.
Лесной кодекс, который наконец-то у нас появится, многие несуразности лесопользования поможет устранить. Однако за порядком в собственном доме следить самим надо. Если окна и двери распахнуты настежь, его не обогреешь.
- Уже давно очевидно, у нас не все в порядке с системой выдачи лицензий на месторождения... Новый закон "О недрах" уже два года бродит по кабинетам Правительства. Недра - "живые" деньги. Кто скажет, сколько бюджет потерял при манипуляциях с нашими угольными разрезами?
- Еще в первый приезд Президента России в Красноярск мне представилась возможность сказать ему, что надо серьезно поработать над изменением законодательства, которое позволило бы обеспечить реальную уплату налогов сырьевыми предприятиями по месту их, производственной деятельности. Напомнил о том, что серьезным фактором, так же повлиявшим на финансовое положение в крае. Явилось мнение налогового законодательства не в пользу регионов-доноров. Моя позиция в этом вопросе остается по-прежнему жесткой. В свое время из края были уведены (и не самым пристойным образом) пакеты акций Красноярской угольной компании. И если эти пакеты не удается вернуть, то за них следует заплатить достойную рыночную цену. И сделать это надо гласно и публично.
- Если говорить о перспективе, какие направления законотворческой деятельности Законодательного собрания вы могли бы назвать в ряду приоритетных, способствующих развитию экономики края?
- В области сельского хозяйства надо закрепить возрождение села в качестве основы краевой государственной политики, что должно найти соответствующее отражение в программных, нормативных документах и решениях государственных и муниципальных властей. Следует обеспечить финансовую поддержку села, которая должна быть прописана в законе края о бюджетном процессе. Создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, внести изменения в региональное законодательство, облегчающие выход хозяйствующих субъектов на рынок.
Установить в краевом законодательстве, что целью реформы ЖКХ является не превращение его отдельных предприятий в высокорентабельные путем поднятия тарифов на услуги, а обеспечение нормальной среды жизни для людей в крае. Эта программа должна давать ясный ответ на вопрос: кому и как должно служить жилищно-коммунальное хозяйство? Зафиксировать в региональном законодательстве приоритетность сохранения и развития бесплатных и общедоступных образования, здравоохранения, культуры. Вместо десятков краевых целевых программ в этой сфере должны быть приняты три-пять долгосрочных, на реализацию которых и надо мобилизовать бюджетные средства.
Обязательно должна быть пересмотрена система социальной помощи людям. Одним из главных направлений социальной политики должно быть создание рабочих мест, обеспечение достойной материальной поддержки ветеранам, инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам, солдатским вдовам, многодетным семьям, бывшим воинам, пострадавшим в локальных конфликтах, и другим малообеспеченным слоям населения.


Парламентская газета

http://www.speaker.su/more.php?UID=254

24.03.2004

Док. 375225
Перв. публик.: 24.03.04
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 340

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``