В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Единый край - наше общее будущее Назад
Александр Усс: Единый край - наше общее будущее
Красноярский край по Конституции включает в свой состав Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. При этом край и округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Вместе мы составляем так называемый "сложносоставный субъект Федерации".
В беседе с корреспондентом "Красноярского рабочего" председатель Законодательного Собрания края Александр Викторович Усс высказался об актуальной проблеме объединения Красноярского края и автономных округов в единый субъект РФ.
- Руководители края и автономных округов за последние полтора года демонстрировали единство взглядов по основным вопросам социально-экономического развития наших территорий, чего не было ранее. Сейчас складывается впечатление, что ситуация может измениться.
В то время как губернаторы края, Эвенкии и Таймыра занимают, мягко скажем, сдержанную позицию в вопросе об объединении края, вы в последнее время утверждали, что мы "опаздываем" с образованием "единого субъекта". Вопрос этот для всех нас важен, и не станет ли он предвестником больших политических бурь?
- Не могу согласиться с вами. Для начала уточню, что свою позицию я сформулировал, что называется, не вчера. С начала 90-х годов, а именно с избранием меня в состав Совета Федерации первого созыва от Эвенкийского округа, я считал, что объединение края необходимо и неизбежно. Это мое твердое убеждение, и я его никогда не менял.
Могу напомнить, кстати, что два года назад в вашей газете был опубликован подробный план объединения, предложенный мною. Другое дело, что долгое время он не находил достаточной политической поддержки. Уверен, что сейчас никаких мотивов для политического размежевания между исполнительной и законодательной властью по этому вопросу нет.
Нынешние высшие должностные лица наших субъектов находятся в своих должностях все-таки не так уж давно, во всяком случае, по историческим меркам нашей малой родины - Красноярского края. Возможно, им потребуется время, чтобы проникнуться идеей объединения, принять ее как свою собственную. Не исключено, что разворот в их позиции может случиться в ближайшее время.
Да и вообще, почему все - о губернаторах и депутатах? Объединяться должны в первую очередь не политики, а сами красноярцы.
- Александр Викторович, какие выгоды может дать объединение наших субъектов жителям края и округов?
- Преимуществ и выгод, если хотите, в том числе зримых и необходимых, можно назвать довольно много. Вся социальная инфраструктура (образование, наука, здравоохранение) традиционно сосредоточена в основном на территории центра и юга края, и сейчас зачастую воспользоваться этими услугами для северян весьма проблематично.
Понятно, что в рамках единого субъекта вся инфраструктура будет доступна всем и без каких-либо барьеров. Север края традиционно является источником добычи сырья, но часть его переработки находится в центре и на юге. Там же, на юге расположены сельскохозяйственные районы, которые могут обеспечивать качественными продуктами северян.
С другой стороны, известно, что центр и юг края являются источниками кадрового пополнения сырьевых гигантов севера.
Именно в столице края сосредоточены крупнейшие образовательные и научные центры. Соединить север и юг в рамках единой управленческой системы можно будет во много раз эффективнее, чем в настоящее время. Кроме того, нельзя забывать, что транспортная инфраструктура снабжения и доставки сырья также была создана в крае в расчете на единое управление. А система государственной власти (включая правоохранительные и судебные органы) в округах и крае и сейчас традиционно ориентирована на централизованную власть.
Без сомнения, сократятся расходы на государственное управление, содержание ряда территориальных органов федеральной власти. Мы сможем планировать бюджет развития единого края, равномерно развивая социально-экономический потенциал и округов, и центральных и южных районов края. Перечень этих выгод можно продолжать и далее.
- Но противниками объединения, особенно в прессе, широко муссируется тезис о прекращении дотирования округов из Федерации, что в результате приведет к многократному увеличению расходов из консолидированного бюджета края и снижению бюджетной обеспеченности в расчете на каждого жителя, как в крае, так и в округах?
- Тут дело не в прессе, журналистов нельзя считать знаменосцами своего рода "местечкового сепаратизма". Они в большинстве случаев озвучивают лишь точку зрения, которую продвигают определенные политические силы. Да и вообще здесь много от лукавого...
Во-первых, никто точно не подсчитывал, насколько же изменятся основные характеристики консолидированного бюджета нового субъекта, так как это требует тщательной и скрупулезной совместной работы финансовых органов края и округов.
Насколько я знаю, такого рода работа до сих пор не проведена. Во-вторых, как-то задвигается в дальний угол реализованный вариант объединения субъектов РФ, который может служить ориентиром и для нашего края.
Я имею в виду Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Ведь федеральным конституционным законом, принятым в феврале этого года, предусмотрено, что еще, по крайней мере, на три года сохранится дотирование Коми-Пермяцкого округа из федерального бюджета, его бюджет будет выделен в федеральном бюджете отдельной строкой. То есть власти этих субъектов смогли оговорить особые условия объединения, выгодные как округу, так и области.
Мало того, принят специальный Указ президента России, которым предусматривается выделение значительных средств из федерального бюджета на создание инфраструктуры и строительство различных объектов на территории Коми-Пермяцкого округа. Почему же органы власти края, Эвенкии и Таймыра не могут предложить федеральному центру свои условия объединения, тем более что эта инициатива активно поддерживается федеральными органами власти?
Я убежден, что при умелом отстаивании интересов края и активной позиции губернаторов на переговорах край получит вполне конкретные материальные блага. Если у руководителей "руки растут" откуда надо, то все у них получится. Как говорится, кто хочет, тот находит средства, а кто не хочет, тот находит оправдания.
- Читателей наверняка интересует название будущего единого субъекта.
- Разве у кого-то есть сомнения? На мой взгляд, надо просто восстановить историческую справедливость. Красноярский край - это название имеет исторические корни, географическую привязку в сознании сибиряков, да и у жителей всей России ассоциируется именно с территорией, включающей в себя нынешние Таймыр, Эвенкию и собственно край. Иной альтернативы я просто не вижу.
- А как вы представляете процедуру объединения?
- Изобретать велосипед, как известно, дело неблагодарное. Процедура достаточно подробно определена Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Кстати, пока мы задавали подобные вопросы, некоторые успели ее реализовать.
Если коротко, то предложение об объединении субъектов должно поступить от органов власти субъектов РФ, граничащих друг с другом, в адрес президента РФ. Затем должны пройти референдумы в объединяющихся субъектах, где более половины населения должно высказаться "за". Если во всех регионах население одобрило объединение, то проект федерального конституционного закона вносится в Государственную Думу президентом страны.
Здесь можно добавить, что до принятия предложений в адрес президента необходимо достичь согласия по основным вопросам объединения (о действии законов в переходный период, о полномочиях органов власти и сроках их существования, о выборах новых органов власти, о правопреемстве в отношении собственности и обязательств и т. п.), а это можно сделать только при помощи постоянно действующей совместной рабочей группы из представителей органов власти объединяющихся субъектов с привлечением ученых, представителей политических партий. Возможно, стоит создать на условиях паритетного финансирования даже специальный орган.
Так, к примеру, в Пермской области был создан региональный институт, который разрабатывал все основные документы и проводил экспертную оценку всех процессов, связанных с объединением. Законодательное Собрание Красноярского края готово к совместной работе по составлению необходимых предложений для президента России. Мы уже сейчас предлагаем договориться о регламенте и формах совместной работы по объединению наших регионов.
- Как скоро может быть создан единый субъект?
- Даже если не суетиться, но и не тормозить, сделать это можно в довольно короткие сроки. Крайне важно четко разграничить этапы объединения. Необходимо совместное заявление органов власти края и округов, адресованное жителям наших территорий о необходимости объединения. Затем можно будет подписать трехсторонний договор, в котором определить этапы объединения, и возможные требования (в том числе и финансовые) к федеральным органам власти.
Далее следует создать рабочий орган, который займется подготовкой перечня необходимых документов для составления предложений президенту РФ. Референдум можно будет провести уже в начале 2005 года, так как подготовительная работа может быть завершена с учетом имеющегося пермского опыта в течение нескольких месяцев. Переходный период создания нового субъекта, когда будут сохраняться действующие органы власти и существующие механизмы финансирования автономных округов отдельной строкой в федеральном бюджете, должен, на мой взгляд, составлять не менее двух-трех лет.
И за это время мы должны будем создать комплексную программу интеграции края, Таймыра и Эвенкии в единое государственно-правовое и экономическое пространство, определить принципы формирования консолидированного бюджета. Выборы органов власти нового субъекта (губернатора и Законодательного Собрания) могут быть проведены в 2005-2006 годах.
Законодательные и исполнительные органы власти наших субъектов, сроки полномочий которых к этому времени не истекут, будут осуществлять ограниченные полномочия.Можно рассмотреть и вариант их самороспуска (досрочной отставки). Официальное создание нового субъекта (т. е. внесение изменений в Конституцию) может произойти не ранее 1 января 2006 года.
- И последний вопрос. Александр Викторович, не будут ли ущемлены интересы коренных малочисленных народов Севера будущим объединением, ведь округа создавались и как форма их национального самоопределения?
- Хороший вопрос. Как говорится, с водой мы не должны выплеснуть ребенка. Уверен, что объединение будет выгодно всем жителям края, в том числе и представителям коренных народов. Во время визита к нам президента России В. В. Путина на совещании в его присутствии я говорил, что помощь коренным народам должна стать адресной, поступать каждой отдельной общине, т. е. быть надтерриториальной.
А то получается, что, например, эвенки, живущие на территории Эвенкийского округа, имеют право на один объем помощи, а проживающие в крае или Иркутской области - могут рассчитывать на совершенно иные ее размеры. Попытки сохранения политической формы выгодны в первую очередь не самим народам, населяющим автономии, а узкой прослойке чиновников, извлекающих прибыль от участия в управлении округами. Некоторые из них, прикрываясь лозунгами политической самостоятельности, реально извлекают при этом материальные выгоды в интересах крупных ФПГ, а не коренных северян. Понятно, что не хочется терять теплые места.
Объединение края, полагаю, способствует разработке и проведению в жизнь единой политики, направленной на комплексное социально-экономическое развитие территорий проживания северных народов, концентрации всех имеющихся финансовых и организационных ресурсов для поддержки традиционных форм ведения хозяйствования и строительства разнообразных объектов инфраструктуры. Кроме того, можно будет договориться с федеральным центром о возможных вариантах выделения финансовых средств на реализацию конкретных программ помощи коренным народам.
В серьезных делах главное - преодолеть косность, предрассудки и действовать. Давно пора начинать, переходить от деклараций к реальному делу. Только вместе мы сможем мобилизовать все ресурсы и резервы для экономического роста, создания условий равного обеспечения государственными услугами каждого жителя, сократить время для принятия управленческих решений. Иначе просто нельзя. Пришло время собирать камни. Единый край - это наше общее будущее.


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=143

07.05.2004

Док. 375223
Перв. публик.: 07.05.04
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 347

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``