В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Дружба дружбой, а работа работой` Назад
Александр Усс: `Дружба дружбой, а работа работой`
Завершается очередной парламентский сезон. Вскоре отшумит последняя летняя сессия, и депутаты Законодательного Собрания края уйдут на каникулы. Какой след оставил в памяти минувший год работы, что важного произошло за это время, что изменилось, что осталось прежним? Об этом мы беседуем со спикером краевого парламента Александром Уссом.
- Александр Викторович, скажите навскидку, что, по - вашему мнению, стало в крае главным политическим событием уходящего парламентского сезона?
- Если оставить в стороне выборы президента и депутатов Госдумы как события исключительно федерального масштаба, то это, безусловно, развернувшаяся подготовка к объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Идея давнишняя, бывшая моей мечтой на протяжении десяти лет,- с того времени, как стал членом Совета Федерации от Эвенкии. И вот теперь мы стоим на пороге объединения трех субъектов РФ, это уже политическая реальность.
- Да, о необходимости и неизбежности воссоединения края в последние месяцы часто говорите и вы, и губернатор. В Москве одно за другим проходят совещания на эту тему. Не подгоняет ли Центр краевые власти?
- Могу заверить: никаких попыток "продавить" процесс объединения, искусственно его ускорить Федерация не предпринимает. Интеграцию нам не навязывают - просто дают понять, что она не противоречит общефедеральным интересам. На недавнем совещании в Москве, в котором принимали участие представители администрации президента и правительства, договорились о том, что федеральные ведомства оперативно просчитают социально-экономические последствия объединения, и тогда станет ясно, в какой части следует пересмотреть межбюджетные отношения.
Надо сказать, что Федерация благожелательно относится к такого рода инициативам снизу, и готова в меру своих возможностей сделать процесс объединения более легким и успешным. В частности, она обещает сохранить на некоторое время трансферты, которые сегодня получают из федерального бюджета автономные округа, пока единый край не наберет налоговый и бюджетный потенциал, позволяющий ему взять их на свое содержание. Возможности для этого, как известно, есть - это и разработка Ванкорского нефтегазового месторождения, и достройка Богучанской ГЭС. Реализация такого рода проектов позволит нам в обозримом будущем отказаться от федеральных трансфертов.
- Насколько обозримо это будущее? Сроки не поджимают?
- Нет. Речь идет о трех годах - в течение этого времени будет идти процесс образования единого края. Финальной его стадией станут выборы губернатора и Законодательного Собрания Большого Красноярья, причем выборы главы края могут пройти, как и положено, в сентябре 2007 года. Таким образом, трансферты из федерального бюджета округа будут получать примерно до 2010 года. А пока идет подготовительный период.
Надо отладить механизмы восстановления единого экономического, социального и культурного пространства трех субъектов РФ, отработать модели будущего общего бюджета, вплотную заняться защитой интересов коренных малочисленных народов Севера - словом, соединить разорванные за десятилетие связи.
- А главным событием в социально-экономической жизни края, очевидно, следует признать представление долгожданной программы комплексного развития Красноярья до 2010 года?
- Не совсем так - точнее будет сказать, что оно может явиться главным событием. Потому что сам факт наличия программы еще не говорит о программном развитии края. Мне бы очень хотелось верить, что этот документ не останется декларацией, а будет реальным руководством к действию. Вот тогда заложенный там потенциал превратится во что-то реальное. Надеюсь, осенью ЗС утвердит программу в виде закона, и она, наконец, обретет ту самую определенность, появится должный уровень ответственности.
Кстати, здесь уместно упомянуть еще об одном важном событии в политической жизни края - III съезде депутатов Красноярья. Его итогом в значительной степени стало именно принятие программы социально-экономического развития края. Наша очередная попытка получить этот документ увенчалась успехом. Тем же скептикам, которые делают упор на ритуальном характере прошедшего форума, скажу, что раз в три года собрать в одном месте на полтора дня весь депутатский состав края не так уж и накладно. Когда мы перестаем чувствовать плечо друг друга, когда мы разобщены, это прямая дорога к свертыванию депутатской активности. О материализованных результатах съезда говорить, конечно, трудно, но мы ведь не ждем осязаемых результатов, к примеру, от исполнения государственного гимна. Согласитесь, вряд ли оно повышает надои молока.
- Ну, это зависит от политической сознательности доярок и гражданской ответственности коров... А если серьезно, то в продолжение депутатской тематики скажите, пожалуйста, как изменилось за последний год Законодательное Собрание. Притерлись ли политические оппоненты, возросло или уменьшилось число конфликтных ситуаций?
- Качественных изменений в структуре ЗС, в политической ориентации депутатов не произошло. Наше Собрание не монолит, и это хорошо. Я противник того, чтобы этот небольшой коллектив из 42 человек стал неким воинским подразделением, где голосование проходит по команде. Смысл демократии и парламентаризма как раз и заключается в необходимости проверить все многообразие мнений и выбрать наиболее оптимальное решение. Я как лидер блока "Наши!" никогда не прибегаю к попыткам установить жесткую дисциплину. Вы видите на сессиях, как близкие политические союзники зачастую имеют отличную от моей точку зрения. Такие же разночтения есть и среди коммунистов, и среди представителей блока "Честь и Родина". С другой стороны, радует, что у нас нет раскола. Конечно, случаются попытки методом кулуарных договоренностей "пробить" то или иное решение, совершенно неприемлемое для части депутатов. Но это, к счастью, не стало системой.
- В последнее время народные избранники выпускают все больше критических стрел в сторону краевой администрации. Какие перемены произошли во взаимоотношениях двух ветвей краевой власти, не пахнет ли в воздухе грозой?
- Я бы не стал драматизировать ситуацию, ни о какой "войне" говорить не стоит. Просто с течением времени краевая администрация накапливает груз ошибок. Но не очень красивые истории с продажей Красноярского цементного завода или с доведением до коллапса государственных птицефабрик - это конкретика, и не надо ее глобализировать. Претензии по ряду вопросов - это одно, а бескомпромиссная "война" - совсем другое. Конечно, не все дела краевой администрации вызывают восторг у депутатов (да и у населения, думаю, тоже). Но это не значит, что мы должны быть на ножах.
В целом наше взаимодействие продуктивно. У меня хорошие личные отношения с Александром Хлопониным. Но если в неформальной обстановке мы понимаем друг друга, то, входя в зал заседаний, я считаю обязательным не смешивать личное с общественным. Дружба дружбой, а работа работой.


Совет администрации Красноярского края


http://www.speaker.su/more.php?UID=147

30.06.2004

Док. 375218
Перв. публик.: 30.06.04
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 355

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``