В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Вместе всегда лучше Назад
Александр Усс: Вместе всегда лучше
Объединение регионов определяется экономической целесообразностью и политической готовностьюПринятие на сессии ЗС даты проведения референдума по вопросу об объединении края стало очередным этапом в процессе слиянии трех территорий. О том, как будет проходить референдум и каковы прогнозы последствий объединения, мы беседуем с председателем ЗС Александром Уссом.
- Сессия Законодательного собрания определила дату проведения референдума. Звучали голоса против слияния трех территорий? Если да, то чем, на ваш взгляд, руководствуются противники масштабного процесса объединения? И что теперь в этом процессе самое главное?
- На прошедшей в пятницу сессии Законодательное собрание определило дату проведения референдума: 17 апреля 2005 года. За эту дату уже проголосовал Таймыр. Теперь очередь за нашими эвенкийскими коллегами из Суглана - законодательного органа автономного округа.
За объединение Красноярского края и автономных округов я выступал еще в середине 90-х годов (в те времена ваш покорный слуга был членом Совета Федерации от Эвенкии) и за все эти годы не встретил ни одного противника интеграции.
Решение представителей северных территорий выйти из состава большого единого края произошло на наших глазах. И это была реакция на общероссийскую политику распада, ослабления власти на всех уровнях. Мы прекрасно помним ситуацию "парада суверенитетов". Во что это вылилось и чем закончилось? На мой взгляд - кризисной ситуацией в экономике и низкой дееспособностью власти. Можно ли говорить о том, что в конце ХХ века федеральный центр справлялся со своими обязанностями? Нет. Территориям приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и отвечать за принятые решения.
Что происходит сегодня? Мы наблюдаем укрепление властной вертикали, разграничение сферы ответственности между федеральным центром и регионами. Это нашло свое закрепление в федеральном законе, регулирующем межбюджетные отношения по принципу соответствия объема полномочий и возможностей по их выполнению.
По данным Счетной палаты России, уровень трансфертов федерального центра Таймыру составляет около 45 процентов, Эвенкии - свыше 60 процентов. Можно ли говорить об экономической состоятельности этих территорий? На мой взгляд, нет. Между тем Красноярский край - регион-донор. По оценкам экспертов, в рейтинге инвестиционной привлекательности наш регион занимает 6-е место.
У объединения нет противников. Но есть вопросы, главный из которых звучит следующим образом: не станет ли хуже, не пострадают ли жители северных округов?
При условии создания единого субъекта Федерации автономии останутся территориями с особым статусом, определяемым Уставом Красноярского края.
Создание нового субъекта запланировано на январь 2007 года, до этого времени Эвенкия и Таймыр сохранят свой бюджет и трансферты, идущие из федерального центра через Красноярский край. Денежные средства, передаваемые краем для осуществления полномочий в рамках договора, отразятся в доходной части бюджета округов.
Суверенизация, замкнутость северных территорий не позволяют сегодня развивать потенциально эффективные, во многих случаях беспрецедентные по социально-экономической отдаче проекты на территории Таймыра и Эвенкии. Объединение позволит разрушить административные барьеры, которые являются прямым следствием сегодняшнего трехстороннего существования в границах единого края. В итоге инвестиционная привлекательность всех трех участников объединения существенно увеличится. И единый край на деле, а не на словах станет регионом-лидером.
Сейчас мы находимся на середине пути. Главная задача - провести референдум и обеспечить явку людей. Ведь в конечном итоге все решит мнение жителей края, Таймыра и Эвенкии.
- Россияне устали от выборных "игр" и любое голосование воспринимают как избыточное мероприятие. Существует даже мнение, что если в Москве уже все решено, то проводить референдум на местах не имеет смысла. Ведь когда от края отсоединили Эвенкию и Таймыр, у населения никто ничего не спрашивал.
- Как и большинство людей, я не люблю, когда меня куда-то ведут, за что-то агитируют и, не дай бог, - навязывают чужое мнение. Вопрос в том, что мнение об объединении для меня - не чужое. Мы не просто созрели для этого процесса, даже перезрели. Ведь социально- экономический запрос на слияние трех территорий возник еще в конце девяностых, когда мы всеми силами удерживали норильский промрайон в составе края и угроза потери пятидесяти процентов (в ту пору это были 70 процентов) налоговых отчислений в краевой бюджет была реальностью.
Что касается социально-политической пассивности, которая может вылиться в неявку людей на референдум, то подобные опасения есть. Люди действительно устали от выборов, ждут подвоха от подобных мероприятий. Не зря же во многих регионах России впереди всех уверенно идет "кандидат против всех". Но референдум существенно отличается от выборов. Мы не должны отдать предпочтение какой-то партии или харизматической личности, мелькающей на телеэкране.
Референдум - решение важного вопроса. Мы должны определить: как будем жить дальше?
Надеюсь, что жители Красноярского края поймут, что без их голосов, их мнения никак не обойтись.
Объединение не является заказом неких политических сил. В первую очередь здесь заложены интересы жителей края. Мне кажется, что сегодня власть края - краевая, районная, городская - должна не только рассказывать про выгоды объединения, сколько создавать условия для более оптимистичного взгляда в будущее. Кроме этого, необходимы конкретные дела, которые работают в русле объединенного края. Можно, например, пригласить представителей коренных малочисленных народов, детей, организовать посещение Суриковской школы, в которую они должны осенью приехать учиться. Учреждения образования культуры должны знать, где можно разместить заявку на концерты творческих коллективов и т. д. Или собрать работников здравоохранения края, Эвенкии и Таймыра, распределить обязанности, прописать планы на ближайшее будущее. То есть не заниматься "голой" агитацией, а начинать жить в объединенном крае.
- Насколько вероятна возможность исторического "дежавю", может ли, несмотря на положительные результаты референдума, произойти еще одно разъединение?
- Референдум - конституционное мероприятие, которое и служит гарантией того, что впоследствии судьбу края уже невозможно будет решить в кабинете чиновника. Ведь когда наши регионы разъединились, мнения людей никто не спрашивал. Однако границы новых субъектов уже закреплены конституционно. Референдум - это восстановление естественного хода жизни. Наше решение станет новой "строкой" законодательства страны. И обратной дороги, во всяком случае, без участия всех жителей, не будет.
Больше десяти лет мы жили какой-то противозаконной жизнью, вам не кажется? Разъединение было изначально нелегитимным процессом. Начали рушиться годами отстраиваемые социальные, экономические, культурные связи, проекты. Возникли законодательные и административные парадоксы. Так, население Таймыра, Эвенкии выбирает в Законодательное собрание края своих депутатов, а законы, которые принимаются у нас, не действуют на их территории. Кстати, та же ситуация с выборами губернатора края.
- Сегодня много говорят о том, что объединение несет выгоду для всего региона. Однако рядовых жителей края больше волнует то, какую выгоду получит каждый человек, живущий здесь. Насколько выгодно объединение простым жителям Красноярского края, Эвенкии и Таймыра?
- Объединение позволит оптимизировать систему управления на территории нового субъекта. Причем как федеральную, так и краевую.
Объединение даст возможность восстановить многие утраченные экономические связи, а это рабочие места и инвестиции. Кроме того, легче и быстрее будут решаться вопросы разного рода согласований для реализации крупных экономических проектов. Кроме Ванкорского нефтяного месторождения у нас имеются и другие транссубъектные проекты. И когда инвесторам надо получать согласования одновременно в трех инстанциях - это одно дело. А когда все вопросы будут решаться в одном месте - совсем другое. Одним словом, объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов позволит продвинуться в реализации многих социальных, культурных, экономических планов.
Проведение референдума уже превратило в союзников самые разные политические и общественные силы. Объединяются люди, живущие на сибирской земле, а не начальники. Более того, для значительной части чиновников это пойдет не на пользу, многие могут потерять свои места. Я надеюсь, что референдум пройдет успешно.
- Если референдум состоится, и люди проголосуют за объединение, как изменится законодательная база Красноярского края, Эвенкии и Таймыра?
- В течение переходного периода после референдума об объединении Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов законодательную власть в регионе будет осуществлять парламент Красноярского края. Для этого есть основания, поскольку Законодательное собрание избирается все эти годы, как жителями края, так и населением округов, в нашем составе есть депутаты от Эвенкии и Таймыра.
Предполагается, что выборы в объединенное Законодательное собрание Красноярского края состоятся в апреле 2007 года. Кроме этого, Таймыр и Эвенкия сохранят в объединенном субъекте Федерации особый статус.
В заключение нашего разговора хочу отметить, что объединение регионов на каждом историческом этапе определяется экономической целесообразностью и политической готовностью. Если процесс объединения края, Таймыра и Эвенкии будет успешным и нам удастся доказать, что это пошло на пользу людям, то и со стороны других субъектов Федерации - наших соседей будет проявлена подобная инициатива. Никакого принуждения здесь быть не может. Люди должны сами понять и убедиться - вместе всегда лучше.


Городские новости

http://www.speaker.su/more.php?UID=165

01.02.2005

Док. 375216
Перв. публик.: 01.02.05
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 379

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``