В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Национальный университет - остров качественно иного образования` Назад
Александр Усс: `Национальный университет - остров качественно иного образования`
Когда Михайло Ломоносов вместе с поморским обозом отправился покорять университет, он и представить себе не мог, что далёкие его потомки могут только позавидовать такому началу студенческой карьеры. Как оказалось, в начале XXI века в России для того, чтобы стать студентом, мало жажды знаний, настойчивости и таланта. И даже гениальности мало. Всё это - ничто, если нет денег. Но даже если они есть, или по счастливой случайности талант пробьёт себе дорогу сам, далеко не факт, что диплом станет заветным ключиком к двери, за которой выпускника вуза с нетерпением ждут щедрые работодатели.
Диплом для таксиста

- Александр Викторович, что же случилось с нашим самым лучшим, самым высшим в мире образованием? Почему попасть в вуз всё сложнее и дороже, а после его окончания найти хорошую работу, которая хотя бы компенсировала затраты на обучение,- так и вообще неслыханная удача?
- Я бы не стал сгущать краски. Хотя некоторые позиции, к сожалению, утеряны, фундаментальное российское образование по-прежнему считается одним из самых сильных. Ещё жива традиционная научная школа, основанная на системности, глубине исследований. Сохранилась, несмотря на отток за рубеж, научно-исследовательская и преподавательская элита. Случилось другое - столкнувшись с новыми социально-экономическими реалиями, высшая школа так и не смогла, на мой взгляд, найти своё место в рыночных условиях.
Хотя, образно говоря, наука и не должна, как базарная тётка, отвоевывать себе прилавок в торговых рядах потеплее и похлебнее. Но именно этим сегодня вынуждены заниматься институты, университеты и академии.
- И что же их вынуждает уподобляться той самой базарной тётке?
- Раньше вся система - начиная от фундаментальных исследований и заканчивая обучением студентов, аспирантов, докторов - была ориентирована на государственный заказ.
Страна знала, какое оборудование и для каких отраслей необходимо разрабатывать и внедрять, сколько нужно инженеров, агрономов, учителей, врачей. Соответственно выделялись и деньги. Нельзя сказать, что это была идеальная модель развития, ведь именно тотальное планирование привело страну к кризису. Но и сегодня дела обстоят, мягко говоря, не здорово. Условия игры диктует неустоявшийся, нецивилизованный пока ещё рынок. Чтобы выжить, вузы стали спонтанно создавать востребованные конъюнктурой факультеты, зачастую далеко не профильные для данного учебного заведения. Расплодились всевозможные коммерческие "суперакадемии", раскинувшие по городам и весям сети своих филиалов.
- Разве это плохо? С одной стороны, за всё надо платить, с другой - получить заветный диплом стало намного проще.
- Это как посмотреть. Представьте себе такую ситуацию.
Заслуженная семья, например, папа - механизатор в колхозе, мама - сельская учительница, в течение нескольких лет по крохам собирает из своих и без того скромных зарплат деньги. Продают корову, дюралевую лодку и отправляют ребёнка в город - учиться на юриста в такой вот филиал никому не известного третьестепенного университета. Через несколько лет за счёт неимоверных трудов и лишений диплом получен. Какая уважающая себя фирма возьмёт такого специалиста на работу, и какую пользу может принести этот юрист, даже если его и возьмут?А ведь такие семьи у нас по краю - сплошь да рядом. Значит, деньги потрачены зря. И если раньше затраты на обучение в подобных заведениях могли быть компенсированы государством путём налоговых вычетов, то с введением всем известного 122-го закона эта льгота отменена. Радуются только руководители филиала, который зачастую состоит из двух арендованных кабинетов и трёх аудиторий. Ни техники, ни научных лабораторий, ни преподавательского состава, ни библиотеки - один сомнительного вида сертификат.
- А как обстоят дела в государственных вузах? Сын моих знакомых окончил год назад тоже, кстати говоря, юрфак, но не КГУ, а другого, вполне уважаемого, но непрофильного университета (не буду говорить какого). Факультет там существует не так давно, всего пару выпусков сделал.
- И где он теперь работает?
- В частной фирме такси.
- Юристом?
- Нет, водителем. Даже если и находил вакансии по специальности, везде ставили условие: кроме университета такого-то. Как раз того, который он закончил. Хорошо ещё, "на бюджете" учился, хотя и это удовольствие не из дешёвых.
- Вы сами привели типичный пример. Многие вузы ввели в программу обучения новые специальности. Востребованными на рынке труда я бы их не назвал, но в силу разных причин они стали модными. Кто у нас теперь, если судить по телеэкрану, самый успешный, богатый и красивый? Менеджеры, адвокаты, какие-то невнятные консультанты. И теперь юристов, экономистов, специалистов по связям с общественностью, рекламистов, психологов и политологов у нас обучают все кому не лень. Причём численность преподавательского состава в целом осталось прежней. А кто учит-то тогда?
Компрометируется, обесценивается не только образование, но и сами профессии - действительно интересные, новые, но далеко не массовые.
- Так ведь вроде бы мы определились, что условия диктует рынок.
- Достаточно открыть любую газету с вакансиями, чтобы понять, что он диктует. Требуются специалисты с техническим образованием: строители, нефтяники, металлурги, технологи. А ещё больше требуется высококвалифицированных рабочих со среднеспециальным образованием, но это вообще другая проблема, не менее больная, чем реформа высшего образования.

Кому нужна эта реформа?

- О реформе высшего образования, о ситуации в красноярских вузах и о концепции национального университета сейчас говорится на всех уровнях власти, в преподавательской и студенческой среде. Вообще слово "реформа" у людей вызывает дрожь. Уже столько в стране нареформировали, теперь вот до высшего образования добрались...
- Так-то оно так, но ведь и дальше оставлять всё как есть уже нельзя. Собственно, то, о чём мы уже говорили,- диспаритет между спросом на рынке труда и предложением образовательных услуг, снижение планки качества - только видимая часть накопившихся проблем. Мы даже не затронули тему недостаточного финансирования, отрыва учебного процесса от инновационной политики, обветшания научно-технической базы вузов, коррупции, на которую больше нельзя закрывать глаза.
Так что реформа в этой важнейшей для страны отрасли действительно необходима.
- Александр Викторович, в январе этого года на встрече со студентами и преподавателями КГУ именно вы заявили, что в рамках концепции федеральной реформы в Красноярске не останется ни одного государственного вуза. Почему?
- Такого я не говорил. Уточню: если планируемые федеральным центром изменения будут претворены в жизнь, ни одного государственного вуза не останется в прежнем виде. Во-первых, финансирование так называемых бюджетных мест будет привязано не к образовательным учреждениям, а к получателю образовательных услуг, то есть к студенту, через систему именных финансовых обязательств, кредитов и грантов. Для вузов это означает прямую конкуренцию за деньги их получателей. И не очевидно, что эти деньги достанутся красноярским вузам. Чуть позже я объясню почему.
Во-вторых, дополнительное государственное финансирование научных исследований будет осуществляться на конкурсной основе только среди так называемых ведущих вузов и государственных исследовательских (инновационных) университетов. Планируется, что все ныне существующие высшие учебные заведения будут поделены на три группы по организационно-правовой форме. Одни из них станут государственными учреждениями, вторые - автономными и третьи - государственными (муниципальными) автономными организациями. Уже по названию видно, что из федерального бюджета гарантированно будет финансироваться только первая группа вузов. Но для того, чтобы получить этот статус госучреждения, университет должен отвечать целому ряду требований.
- Каких, например?
- Их более 70, назову лишь некоторые. Должны быть ведущие научные и научно-педагогические школы - лидеры в ключевых направлениях фундаментальной науки и технологий. Требуются уникальные научные объекты и оборудование, совместные учебно-научные центры с Российской академией наук и другими государственными академиями. Оговаривается наличие международных и национальных премий, количество докторских и кандидатских диссертаций, диссертационных советов, численность научных сотрудников, специальностей и даже условия для нравственного, культурно-эстетического и физического воспитания студентов. В западных университетах последнее называется проще - наличие кампуса.
А теперь скажите - все ли красноярские вузы отвечают этим требованиям? Кстати, предварительное ранжирование уже проведено. Можно, конечно, спорить о том, насколько оно объективно. Но факт остаётся фактом - лидерами, увы, нас не считают. А это означает, что, ничего не меняя, на получение достойного статуса наши вузы в большинстве своём претендовать не смогут.

Мрачный сценарий

- И что ждёт красноярские вузы, если реформа пойдёт по этому пути?
- Есть вероятность, что они станут автономными (региональными и муниципальными) и начнут выполнять заказы регионального уровня - готовить специалистов для бюджетной сферы, для работающих на территории края предприятий. Если, конечно, такие заказы будут. Реформа подразделяет образование ещё и на две ступени - бакалавриат и магистратуру. Очевидно, что в таких условиях организация именно высокой и престижной ступени - магистратуры - в крае окажется под большим вопросом.Резко возрастёт конкуренция на рынке образовательных услуг.
Часть вузов может потерять студентов из-за оттока в другие регионы, где будет действовать магистратура. Скорее всего туда потянутся и молодые талантливые преподаватели, поскольку там будут более благоприятные возможности для научных исследований, выше уровень оплаты труда. Не исключена вероятность, что в качестве автономных и муниципальных организаций часть наших вузов просто станет банкротами - от этого не застрахована ни одна хозяйствующая организация.
- И что тогда ждёт наш край?
- Ну а какая судьба уготована региону, который начнёт покидать наиболее талантливая молодёжь?
- Сценарий просто подавляет своей мрачностью...
- К счастью, это только сценарий, который, правда, просчитан хорошими аналитиками. Для них был поставлен ряд вводных условий: концепция реформы, существующее положение вещей в краевых и российских вузах, экономические реалии края и соседних регионов. На выходе получился такой вот грустный прогноз. Но это не единственный путь. Во-первых, мы, власть и научное сообщество, не собираемся сидеть сложа руки. Во-вторых, в условия реформы может быть внесено множество изменений уже по ходу реализации - для нашей страны это обычная практика.
- И здесь родилось решение: если в крае нет ни одного вуза, отвечающего новым требованиям, то его нужно создать.- Можно и так сказать.

Мы наш, мы новый ВУЗ построим!

- Так что же такое национальный университет - мегавуз, сообщество научных и образовательных учреждений или что-то принципиально новое?
- Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос сегодня, наверное, никто не сможет. Казалось бы, самое простое решение, лежащее на поверхности, - объединить ряд красноярских вузов с их научным потенциалом, преподавательским составом, материальной базой. Однако механическое слияние не решит главной задачи - качественного улучшения образования. Очевидно, что придётся ликвидировать ряд дублирующих друг друга факультетов и специальностей, создать общую концепцию преподавания и развития научно-исследовательской работы, обновить материальную базу, обеспечить так называемую образовательную мобильность - возможность для каждого студента в течение периода обучения получать знания в различных учебных заведениях с учётом его интересов и перспектив.
Государственный вуз подобного масштаба должен органично сочетать в себе технические и гуманитарные специальности. Тем не менее какой-то из блоков этих дисциплин будет ведущим. А это, в свою очередь, зависит от той модели развития, на которую будет сориентирован наш край,- отход от сырьевой моноструктурной экономики, внедрение инноваций, высоких технологий либо что-то другое. Можно предположить разные варианты - создание национального университета на базе одного конкретного вуза или группы вузов. Например, КГУ или КГТУ. И тот и другой по ряду критериев может стать ядром будущего университета.
Интересную модель разрабатывают учёные из Железногорска, где базируется международная образовательная корпорация "Экономика знаний". Этот проект предлагает принципиально иное решение, что называется, "с нуля и под ключ", с широкой интеграцией с вузами других территорий и национальными вузами Тихоокеанского региона. Кстати, эта корпорация объявила о проведении конкурса по разработке модели национального университета, предусмотрен даже призовой фонд.
Скорее всего в ближайшем месяце в крае пройдёт специальный семинар, где планируется обобщить все полученные к этому моменту предложения и сформировать небольшую работоспособную команду, которая в итоге "выдаст на-гора" проект, который мы попытаемся воплотить в жизнь.

Почему они против?

- Как известно, ректоры краевых вузов не в восторге от всех этих нововведений.
- Я бы так не сказал. Мы, красноярцы, должны быть благодарны нашему ректорскому корпусу за то, что он сумел сохранить, несмотря ни на что, саму систему высшего образования.
Вопрос "быть или не быть" вставал не раз. Люди пережили самое сложное время, когда высшая школа была поставлена на грань выживания. Нынешнее положение вещей большинство ректоров не идеализирует, и необходимость двигаться вперёд признаёт.А сомнения? Конечно, они есть. У людей ответственных, за спиной которых огромные коллективы, их не может не быть. Тем не менее, именно научная и преподавательская элита края во главе с ректорами приступила к разработке концепции создания национального университета. Можно сколько угодно уходить от проблем, но когда поезд придёт, в него надо сесть или остаться на перроне, довольствуясь статусом провинциального учебного заведения, теряющего финансирование, студентов, преподавательские кадры. Поэтому реформу нужно встретить во всеоружии. В таких делах нельзя оставаться в хвосте. Но и вперёд паровоза забегать, как известно, опасно. А уж на рельсы ложиться точно не стоит! Впрочем, делать это никто вроде и не собирается.
- Чем, на ваш взгляд, вызваны сомнения студентов и родителей?
- Думаю, это психологический фактор. Я бы его назвал "синдромом МММ". Помните, несколько лет назад в Москве проходили митинги, на которых люди требовали - да пусть он, этот фонд, работает хоть в каком виде, может быть, что-то мы и получим. Следователи говорили, мол, вас обманывают, это же мошенничество в чистом виде! "Нет, оставьте, в этом наше счастье".
Что-то подобное складывается у нас и сейчас. Людям дали возможность получать некачественное образование, в бесперспективности которого им ещё предстоит убедиться. В стране в целом - и край тут не исключение - число выпускников школ уже становится меньше предлагаемых мест в университетах и институтах. Многие вузы стали снижать требования и критерии отбора абитуриентов, при этом одни и те же преподаватели бегают с лекциями в течение рабочего дня в два-три различных учебных заведения. О каком качестве обучения идёт речь? О какой науке? И что удивительно, цены на обучение не снижаются, а напротив, растут на глазах.

Времени не осталось

- По силам ли одним только вузам с помощью слияния, создания ассоциации или каким-либо другим путём "поднять" проект?
- Нет, конечно. Это в первую очередь федеральный проект. Но он невыполним без активного участия региональной власти, муниципалитета Красноярска - финансами, законодательной базой, выделением земли. Очевидно, что придётся подтягивать наши ведущие ФПГ. Без их участия - теми же финансами, производственными площадками, где можно создавать технопарки, проводить прикладные исследования, внедрять новые наукоёмкие технологии,- такой внушительный проект не осилить. Опыт уже есть. Так, "Русал" объявил о создании на базе КрАЗа технопарка. На территории края работают ведущие мировые и российские финансово-промышленные группы - "Интеррос", РАО ЕЭС, "Роснефть", СУЭК. Я уверен, ни одна из них не откажется от участия в создании университета, ведь для них такие вложения пусть и долгосрочные, но наиболее эффективные в плане дальнейшего развития компаний. И развития края, да и России, по большому счёту.
- Какой запас времени есть у нас для "разгона"?
- Никакого. Действовать нужно немедленно, и причин этому несколько. Во-первых, концепция федеральной реформы правительством уже принята. Старт дан всем регионам. В идеале уже к осени мы должны представить в правительство полную концепцию создания университета - с научными и техническими обоснованиями, финансовыми расчётами. В этом случае ещё есть шанс попасть в федеральный бюджет на 2006 год. В будущем же году университет может пройти организационный этап, начиная с правительственного постановления, и с 2007 по 2010 годы выйти на уровень нормального функционирования. Во-вторых, сейчас эту проблему форсированно решают практически все регионы. А таких мегавузов по всей стране будет не более двадцати. Красноярскому краю реальную и очень сильную конкуренцию составит Томск с его старейшим в Сибири университетом и Новосибирск.
- Но у нас есть шанс?
Шанс есть всегда и у всех. У нас - тем более. На нашей стороне - важнейшее геополитическое положение края в составе России, выход на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, экономические перспективы развития, в том числе связанные с объединением трёх регионов. И конечно, люди - преподавательский состав вузов, бизнес, авторитетные на федеральном уровне властные структуры, мобильно реагирующие на запросы времени. А главное, на нашей стороне талантливая, дерзкая, замечательная молодёжь!



Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=156

29.06.2005

Док. 375203
Перв. публик.: 29.06.05
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 393

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``