В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Чем ближе к земле, тем меньше политики Назад
Александр Усс: Чем ближе к земле, тем меньше политики
Из беседы краевых депутатов Александра УССА и Олега ПАШЕНКО в телепрограмме ТВК "Законодательная власть" (Красноярск. 1 сентября 2005)
1. Выборы лишь по партийным спискам?

Пащенко: - "Единая Россия" будет всегда отстаивать точку зрения президента. Любую.
Эта группа людей, захватившая или проникнувшая во власть в стране, будет стараться как можно дольше эту власть удержать. Поэтому вполне возможно, что Путин будет на посту главы государства до возраста Леонида Ильича Брежнева, а когда он будет уже еле живой, заправлять властью станут его помощники. И партия этого добьется. Она уже сейчас находится на подступе к этой цели.
Согласен с тем, что выборы по одномандатным округам во многом нечестные - тратятся бешеные деньги, а многие мандаты просто покупаются. Я сам несколько раз участвовал в этих выборах и понимаю прекрасно, как они проходят. Но, даже учитывая это, я сторонник того, чтобы какая-то часть депутатов избиралась по одномандатным округам. Ведь многие люди не имеют шансов попасть в партийные списки и остаются за бортом. А человек, который выбирает партию или кандидатов от этой партии, зачастую просто не знает, кто стоит за списками, и не пойдет голосовать.
Усс: - На самом деле Олег Анатольевич в чем-то прав, а в чем-то нет. И дело не в том, что я, как член партии "Единая Россия", должен по определению поддерживать президента. Да, у меня была возможность оценить его нравственно-политические качества, и я действительно очень высокого мнения о Владимире Путине как о человеке и политическом деятеле. Тем не менее, я частично не согласен с политикой отмены пропорциональной системы выборов. Хотя, на самом деле, если разобраться - это и есть переход на пропорциональную систему.
Во-первых, я считаю, что в России сейчас фактически нет партийной системы, и ее приходится создавать искусственно. Совершенно очевидно, что конкретный человек - менее прогнозируем, менее ответственен. Партия, как некое социальное образование, существует гораздо дольше. Она вынуждена поступать более ответственно перед людьми, перед избирателями. Поэтому само по себе наличие партийного списка представляется очень хорошим результатом. Во-вторых, в отмене одномандатных выборов лично я большой трагедии не вижу. Сегодня эти выборы фактически превратились в покупку депутатского мандата. Мы прекрасно это знаем.
В том числе и на примере Красноярского края: без денег, без очень серьезных сумм, которых простой человек не имеет, пройти в парламент практически невозможно.
В то же время в том законе, о котором мы сейчас говорим, есть очевидные изъяны. Одним из них, бесспорно, является тот факт, что по-прежнему сохранены так называемые "паровозы". Это нечестно по отношению к избирателям. И если Лужков, Хлопонин, Усс или Пимашков принадлежат к какой-либо партии, пусть они заявляют о такой принадлежности. Пусть они даже участвуют в агитационной кампании, но в то же время не злоупотребляют своим служебным положением для влияния на избирателей. Но что касается наличия их фамилий в списке, - это просто никуда не годится. В списке должны быть только те, кто идет в конкретные избирательные органы. Так что сам переход к пропорциональной системе на федеральном уровне я считаю благом. Вот что касается сохранения "паровозов" в избирательном законодательстве - это, безусловно, минус. Кто бы меня ни убеждал в обратном: президент или другие политические деятели - я всегда буду отстаивать свою точку зрения. Должна быть многополярность мнений, в том числе и в той партии, к которой я принадлежу.
Пащенко: - Я нисколько, Александр Викторович, не сомневаюсь в порядочности президента. Я сожалею о его слабой воле и нерешительности. Почему он, зная, что самым страшным в этой системе являются подкупы, нечестность в подсчете голосов, почему до сих пор он не вызвал к себе Вешнякова и его команду и не профильтровал ее? Почему до сих пор не предусмотрена действенная система наказания за нарушение выборного законодательства? Ведь есть масса случаев, которым мы были свидетелями. Вначале выигрывает один человек, а потом, за несколько часов до окончания голосования, из известных городов привозят новые бюллетени, и картина радикально меняется. Почему это происходит и никаких мер для предотвращения таких ситуаций не принимается?
Усс: - Мне довелось выступать и перед президентом, когда речь шла о введении нового закона, который предусматривает обязательность пропорциональной системы хотя бы на 50% мест во всех субъектах Федерации. (Мы в крае давно по такой системе живем). Я считаю, что чем ближе власть к земле, - тем меньше должно быть политики. Там, наверху, в Госдуме, где обсуждаются действительно стратегические вопросы развития страны, стратегические вопросы политической системы государства, там, да, должен быть партийный подход. Здесь же у нас уместна смешанная система. Может, в будущем и стоит перейти на полностью пропорциональную систему. Но пока это преждевременно.
Самое неприятное, на мой взгляд, заключается в том, что сейчас на уровне краев и областей, на уровне субъектов Федерации запрещены региональные политические объединения. Мы, таким образом, устраняем для федеральных партий конкуренцию. Это расхолаживает. Если перевести на спортивную терминологию, команды будут играть вяло, а зрители покинут трибуны. Не исключена опасность того, что люди попросту не пойдут голосовать.
У федеральных политических партий есть мощный медиаресурс, есть финансы, есть пиар-история. Ведь все знают, что такое "Единая Россия", что такое КПРФ, что такое ЛДПР. Так почему не дать им конкурентов на региональном уровне, как были в свое время "Наши", "Родной Минусинск"? И еще один аргумент - на региональных выборах в последние годы, как правило, побеждали региональные политические объединения. Это значит, что люди верят им. Это значит, что они в большей степени уделяют внимание местным проблемам, которые людей волнуют в первую очередь. Поэтому запоет на уровне субъектов Федерации политических объединений я считаю ошибочным.
Пащенко: - Слабость этой новодельной системы в желании следовать западным, американским традициям, когда есть, скажем, две партии: республиканская и демократическая. И я боюсь, что у помощников Владимира Владимировича есть цель сделать двухпартийную систему легальной, где будет только "Единая Россия" и КПРФ. И естественный переток членов от одной к другой партии. Это касается чиновников. Ну, может быть, оставят еще ЛДПР или СПС, и то только для того, чтобы они вносили "сумасшедшинку", бродильные дрожжи, какое-то оживление в политическую жизнь. Но такая концентрация на двухпартийной системе будет губительна в первую очередь для "Единой России". Я не первооткрыватель фразы о том, что "Единую Россию" можно распустить по одному телефонному звонку. Поднимает трубку Владимир Владимирович и говорит: "Вы, то есть мы, распущены". Кстати, и КПСС была распущена так же, за подписью Ельцина и Горбачева. В России, на самом деле, все парламентские партии обречены на неуспех. Так исторически сложилось. Нашему народу нужна яркая личность. Если есть такой человек, люди не будут спрашивать, к какой партии он принадлежит. Это будет неважно. Их много, люди теряются от чуждых почти всем аббревиатур: НДР, ДПР, ПРЕС, НПСР... И в этом отношении команда Путина и "Единой России" так же обречена на неуспех. Личность надо взращивать, надо искать. А ее пока нет...

2. Роль личности и личность в роли

Усс: - К вопросу о личности. Я не в восторге от того, как выглядят сейчас партии, в том числе и моя родная "Единая Россия". Там есть много проблем. И есть над чем работать. Но о личностях: я не знаю более сильного персонального состава, нежели тот состав, который есть сейчас в "Единой России".
Давайте возьмем сейчас нашего земляка Шойгу, который стоял у истоков этой партии. Карелин - легенда нашего спорта. Гуров - профессор, криминолог, порядочнейший человек. Шаймиев - один из старейшин нашей управленческой элиты. И можно перечислять таких людей очень долго. Другое дело, что, как и во всяком политическом объединении, у нас много демагогов, прилипал, которые, ничего собой не представляя, устраиваются в партию только для того, чтобы достичь своих сиюминутных целей.
Пащенко: - Все личности, которые вы перечислили: и Гуров, и Шаймиев, и Шойгу, все они побиваемы легко, если вспомнить, что основоположником, разработчиком PR-кампании "Единой России" был Платон Еленин - не кто иной, как Борис Абрамович Березовский. И от этого вам не отмахнуться.
Усс: - Я, например, этого не знаю, поэтому опровергать не берусь. Считаю это, при всем уважении к вам, обычной сплетней.
Пащенко: - Сегодня не зря высказывают опасения, что все эти изменения в избирательном законодательстве могут привести "к реставрации однопартийной системы и полной безконтрольности власти", к отчуждению людей от избирательного процесса". Мое твердое мнение такое: пошел работать в исполнительную власть - партийный билет выкладывай на стол. Как раньше партиец в разведку уходил - партбилет отдавал комиссару. Так и в исполнительной власти. В законодательной должно быть все по-другому. Принадлежность к той или иной партии даже приветствуется. Мы представляем народ, а он - разноплановый.
Усс: - Возможно, и такая точка зрения имеет право на существование. Хотя есть и другой подход, позволяющий людям, работающим в исполнительной власти, сохранять партийную принадлежность. Это практикуется во многих зарубежных странах. Необходимо, прежде всего, думать о том, как ограничить возможность влияния этих людей на избирательный процесс. Вот к этому наше законодательство и правоприменительная практика относится очень легко. Вспомните случаи, когда в Америке чиновников отстраняли от должностей за то, что они по партийным делам звонили по телефону из своих кабинетов. А у нас на все эти вещи смотрят сквозь пальцы. Люди видят этот цинизм и уходят от политической активности.
Что касается главной цели "Единой России", я считаю, что у партии сегодня есть две равновеликие задачи. Первая заключается в победе на выборах, вторая - в создании многопартийной системы в стране. Поэтому мы должны поддерживать своих оппонентов, борясь с ними, но честным избирательным способом, а ни в коем случае не бороться за их уничтожение. Работать на уничтожение - это значит уничтожать самих себя.
Пащенко: - Поскольку я представляю огромную партию беспартийных, я могу сказать: "Дорогие товарищи беспартийцы! Раньше, когда строили домны, тоннели, закрытые города, когда в космос рванули, у нас была великая идея - сотрудничество партийных и беспартийных. Смычка была. Сегодня "Единая Россия" захватывает все руководящие посты. Она будет контролировать выборы. Будет отсеивать "ненужных" ей кандидатов, и нормальный, живой, страждущий и скорбящий человек даже в это предвыборное сито не попадет. Туда попадут те люди, которые отвечают требованиям "Единой России".
Послушные, абсолютно ровные, не самобытные. Это и оспаривать глупо. Другое дело, вдруг в руководстве партии все-таки появятся нормальные люди, и они не позволят творить произвол. Это единственная надежда".
Проходной барьер для партии 7% - это много. Да и 5% - тоже было много. Для чего это сделали? Для того, чтобы прошли только крупные партии, такие, как КПРФ и "Единая Россия", ну, может быть, ЛДПР наберет нужное число голосов. А по сути - это одна партия.
Усс: - Это нормальный подход. Чтобы партии действительно были сильные, необходимо предпринимать меры для их укрупнения. Да и избиратель, как он может голосовать за тридцать пять партий, названия которых на выборах слышит первый раз? В результате повышения барьера до 7% люди должны будут объединяться, должны будут прекратить думать о своих амбициях. На примере того же Явлинского и СПС. Кстати говоря, не являюсь сторонником ни Явлинского, ни Немцова, ни Чубайса. Но мне стыдно смотреть на то, как, держась за партийный портфель, серьезные люди пудрят мозги всей России рассказами о якобы существующих между ними отличиях.
Давно нужно было объединиться и создать нормальную "правую" партию. Если 7%-ный барьер появится, может быть, хоть это подтолкнет их к этому разумному шагу.

3. Свобода от ответственности

Пащенко: - Плохо, нет у вашей "Единой России" программы созидания, программы возвышения России, а есть пустые реформы - местного самоуправления, вертикали управления... Реформы, реформы, реформы... В этом слабость партии. Мы бы вступили в нее тогда, когда бы в ее программе было прописано: "Через 3-5 лет страна, работая в три смены, обращая внимание на нужды людей, используя в промышленности высокие технологии, восстановив сельское хозяйство, укротив жульё, пройдет в своем развитии отрезок за 50 лет", или "Мы начнём подъём государства и сделаем на первых порах для голодных и неимущих бесплатным хлеб", - вот тогда эта партия могла бы стать народной. Но, похоже, не станет. Да и не стремится стать.
Усс: - Я бы согласился с вами в том, что программа созидания действительно нужна и для "Единой России", и для страны в целом. Нужны экономические показатели, к которым мы будем стремиться. Нужны конкретные цели, их иерархия. Нужно продумать конкретные шаги для достижения этих целей. И не только на уровне страны, но и на уровне края - эта наша главная претензия к коллегам из администрации края.
Я хочу в ответ спросить: назовите мне другую партию, у которой есть реальные, разумные цели. Не помню, кто сказал, но недавно по ТВ я слышал фразу: "Я бы этой партии (называют партию) не только власть, но и проездной билет не доверил". Это, на мой взгляд, отражает истину применительно к большинству партий. Ничего реального, кроме попыток стучать себя в грудь и говорить "Вперед! Ура! Навек!", там нет. И еще, помните, когда на уровне нашей страны, на уровне Госдумы, некоторым лидерам партий поступали предложения войти в состав правительства? Так эти люди, как черт от ладана, бежали от ответственности. Потому что знали, что кричать из подворотни гораздо легче, чем принимать ответственные решения.
Пащенко: - Партии плодятся от всеобщей безалаберности и безответственности. А вот, например, если в России появится партия, которая первым своим решением примет на себя ответственность восстановить народный контроль, я очень удивлюсь... Такую партию люди станут проводить во власть.
Усс: - Двумя руками "за". Причем речь идет о необходимости восстановить общественный контроль за законностью, в тех же СИЗО, за работой правоохранительных органов, за тем, как наши чиновники отвечают на письма людей, как они проводят приемы и т. д. В том, что у нас вся система власти, начиная от правоохранительной и заканчивая всеми другими ее ветвями, отошла от пристального взгляда на человека - это абсолютный факт. Надо это всё исправлять, в том числе и посредствам честных и справедливых выборов. (Беседа дается с незначительными сокращениями).

4. Вместо послесловия

Беседа была окончена, телекамера выключена. Но и Александр Викторович, и Олег Анатольевич, заварив в кружках ароматный чай, разговорились первых впечатлениях от начала нового учебного года, оба только что посетили школы - день-то особенный - 1 сентября.
Пащенко: - Смотрел на детей, думал, что их ждёт, что им оставляем. Политики в Москве, словно бы что-то предчувствуя недоброе, жмутся друг к другу, становятся похожими на одно стёртое лицо. Ну ладно бы - строили заводы или возделывали бы целину. К сожалению, считаю, идём к распаду, отрыву от центра части окраин. И что вообще гадко: власти боятся сильных и ярких людей. Отбирают, в основном, зашуганных и серых. Сегодня я выступал в школе No10 на линейке, призывал: "Будьте сильными, будьте гордыми! Не гнитесь. Ваша школа - лучшая в городе, ваш город - лучший в стране, ваша страна - лучшая в мире". У них глаза блестели.
Усс: - Я, оказывается, ваш оппонент и в этом вопросе. Я сегодня тоже был в школе, и у меня спросили: "Что такое патриотизм?". И я ответил абсолютно по-другому. Я сказал, что с большим недоверием отношусь к тем, кто говорит: "Красноярск - лучший город Земли!". На самом деле мы знаем, что Красноярску до лучшего города - очень далеко.
Здесь тяжёлая жизнь, здесь тяжёлая экологическая обстановка. Другое дело, что это любимый нами город, потому что это наша родина. Вообще, построить лучший город мира в Сибири невозможно. Но патриотизм должен предполагать реальный взгляд на вещи. У нас грязные улицы. У нас молодёжь на западный манер сидит на лужайке, пьёт пиво, а утром - как Мамай прошёл. Пётр Иванович, наш мэр, сутками надрывается, чтоб город держать в порядке, газоны постричь, фасады покрасить... переживает. Так и хочется сказать: господа, вести себя по-свински нельзя! Реальный патриотизм означает трезвый взгляд на самих себя и желание сделать эту землю лучше.Пащенко (сердясь): - Александр Викторович, вижу, в этом отношении "погибшее создание"... Слишком уж советский!
Усс (хохочет).
Пащенко: - В школе, помню, постоянно нудили: "Не возникайте и не выделяйтесь. Вы не лучшие, вы все серенькие и из недостатков. Надо работать над недостатками..." Это не есть хорошо. Надо планку ставить намеренно высоко. В себе любить искру, а она у каждого есть, в конце концов, мы сотворены "по образу и подобию Божьему". Когда я вошёл в годы и обрёл некоторый опыт, меня приглашали в школы выступить по линии Союза писателей. И я детям говорил: "Не работайте над своими недостатками - не теряйте зря время. Вы работайте лучше над своими достоинствами, шлифуйте их и совершенствуйте, они потом сами перекроют ваши недостатки". Ну, подумайте, мальчик-скрипач узкогрудый начнёт работать над наращиванием мускулатуры и забросит скрипку. Ни борца из него не получится, ни скрипача. Нечто среднее, унылое. Пропал человек! Надо щедро хвалить! Надо даже перехваливать. Это стимул для роста. А ругать - это тормоз и верный путь к возникновению в человеке комплекса неполноценности.Усс (примирительно и задумчиво): - В этом что-то есть. Что-то есть. Можно согласиться...



Красноярская газета

http://www.speaker.su/more.php?UID=175

13.09.2005

Док. 375201
Перв. публик.: 13.09.05
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 390

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``