В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Волостригов. Мы проедаем советский сырьевой запас Назад
Петр Волостригов. Мы проедаем советский сырьевой запас
Недавно журнал "Российская Федерация сегодня" обратился к политикам и специалистам с вопросом: "Почему Россия, распродавая свои огромные природные богатства, остается такой бедной?" Вопрос не просто трудный, а мучительный для общества. От ответа на него во многом зависит, как будем жить дальше, лучше или, что не исключено, еще хуже. И это понятно: главная собственность России - ее недра.

За десять лет "ускоренных" реформ государство - владелец всех природных ресурсов - не создало рыночной системы недропользования, объединяющей интересы страны, территории, добывающей компании. Ну, а при столкновении интересов, при затянувшихся конфликтах, хотя кому-то и удается "перетянуть одеяло" на себя, в конечном счете, потери несут все стороны. Прежде всего, собственник: государство. По ценам мирового рынка мы ежегодно добываем сырья на 95-105 миллиардов долларов. (Вся мировая горнопромышленная продукция оценивается в 800 миллиардов долларов.) Горнопромышленный комплекс дает почти треть отечественного ВВП и две трети экспорта. Впрочем, такие высокие показатели говорят, скорее, о его месте в структуре экономики. Более важно уточнить роль комплекса. Вот очень характерные цифры.

Доля России в мировом экспорте сырья, в процентах: нефти - 7, газа - 40, железной руды - 7, угля - 4,5, меди - 9, никеля - 18, алюминия - 21.

Доля экспорта в объеме добываемого сырья: нефти и нефтепродуктов - 57, газа - 40, меди - 90, никеля - 97, алюминия - 99, платиноидов (платины, палладия, радия) - 400.

Если нет спроса на углеводороды, металлы - значит, страна не развивается. Более того, как показывает пример с металлами платиновой группы, распродает свои стратегические резервы. Добыча и экспорт большого количества невозобновляемых природных ресурсов мало что дает для подъема народного хозяйства и уровня благосостояния.

Объемы добычи нефти, угля неуклонно снижаются. Еще более резко, в разы, упало производство других полезных ископаемых. Добывающие предприятия быстро стареют, теряют мощности из-за износа основных фондов (он достиг уже 70 процентов) и истощения сырьевой базы.

Эксперты предсказывают, что уже к 2005 году снизится добыча золота, серебра, меди, цинка, свинца, а затем - никеля, кобальта, металлов платиновой группы - большая и лучшая часть их запасов исчерпана. Уже сегодня приходится ввозить на сотни миллионов долларов марганца и хрома, месторождения которых остались в республиках СНГ, а на собственной территории их искать некому. Нарастают трудности в железнорудной промышленности. С очень серьезными проблемами столкнулись и нефтяники. По запасам нефти Россия на седьмом месте в мире (на ее долю приходится около пяти процентов мировых запасов), а по добыче - на втором, уступаем лишь Саудовской Аравии, которая впятеро богаче. (Речь идет о разведанных запасах, реальные же запасы с учетом прибрежных шельфов, как утверждают специалисты, в 2 - 3 раза выше.)

Мы тратим, проедаем прошлый, советский сырьевой потенциал.

Около половины всего топлива дают высокопродуктивные месторождения, открытые треть века назад в Западной Сибири. Но лучшие их залежи почти выработаны. Около половины всех промысловых скважин малодебитные, с мощностью менее 2,5 тонны в сутки. Свыше трети скважин вообще бездействует. Это значит, что предприятия выкачивают легкую и дешевую нефть, ведут так называемую "выборочную" разработку, а месторождения или участки месторождений победнее, с трудноизвлекаемыми запасами, заброшены.

Российская нефть уже сегодня достаточно дорога: ее себестоимость по месторождениям колеблется от 5 до 10 долларов за баррель (от 31 до 62 долларов за тонну.). Для сравнения: себестоимость ближневосточной нефти - один доллар за 6аррель, каспийской, мексиканской, нигерийской, венесуэльской - от 2 до 5 долларов. Но при нынешних высоких мировых ценах экспорт нефти крайне выгоден для наших компаний: в прошлом году они выручили 33 миллиарда долларов.

Государство, как владелец недр, было обязано выстроить строгую, но стабильную и прозрачную систему недропользования. За несколько лет правительство В.Черномырдина раздало 58 тысяч лицензий на большую и лучшую часть минерально-сырьевой базы. В частные руки ушли самые богатые кладовые. Огромные запасы углеводородов, отданные в бесконтрольное пользование, фактически выведены из экономического оборота. У компаний, бесплатно получивших советское "наследство", велик соблазн взять от него побольше и побыстрее, пока нет спроса за нарушение условий, под которые и были получены лицензии.

Некоторые компании имеют запас ресурсов на 15 и даже 25 - 30 лет вперед. Они уже готовы торговать этими ресурсами, повышая свою капитализацию за счет страны. Эту проблему будем решать без суеты, чтобы не ставить компании в сложное положение, в том числе и на законодательном уровне, - предостерег недавно Владимир Путин.

Своевременное предупреждение. Все настойчивее звучат предложения вообще отменить систему лицензирования, как не оправдавшую себя. Она, мол, только на руку нечистоплотным чиновникам. Но разумнее заставить государственные службы и служащих, отвечающих за природные ресурсы, добросовестно исполнять свои обязанности, а не устраивать революции. Отказ от лицензирования - это окончательный отказ государства от управления недропользованием, что приведет к фактической приватизации природных ресурсов. Ну, а в конечном счете, - к подрыву сырьевой и экономической безопасности страны. Чем богаче государство, тем осторожнее и мудрее оно должно распоряжаться

богатствами. Слишком велик ущерб - экономический и экологический - от ошибочных решений.

Система лицензирования не могла исчерпать себя хотя бы потому, что государство относится к ней чисто формально. Совершенно уверен, что наводить порядок в недропользовании нужно сейчас, срочно, используя и административные, и еще более широко - рыночные рычаги. Каждая компания должна отвечать за невыполнение обязательств. Не вложила предусмотренные инвестиции, не достигла проектных уровней добычи, сорвала обустройство месторождения на его выборочную разработку - плати. Пока, к сожалению, закон не предусматривает экономические санкции за это.

Сегодняшняя пассивность государства, возможно, объясняется тем, что оно само ведет себя непоследовательно и не всегда ответственно. За годы реформ условия недропользования только законодательно менялись 36 раз. Налог на прибыль - 10, на добавленную стоимость - 11, акцизы - 5, плата на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 4 раза, а ведь они определяют всю экономику. К тому же еще около 20 изменений внесло

своими постановлениями правительство. Понятно, при такой неясности и непредсказуемости никто не будет вкладывать огромные деньги в горную промышленность. После отмены, например платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы и замены налогом на добычу сырья, объем геологоразведочных работ сократился. Надежды на то, что компании будут проводить их за собственный счет, малооправданны...

Министерство по природным ресурсам подготовило программу "Экология и природные ресурсы". Первый документ утвержден правительством как целевая федеральная программа. Она важна и нужна хотя бы потому, что предусматривает бюджетное (частично) финансирование поисковых исследований. Но авторы программы и утвердившее ее правительство не определились. Как страна на ближайшую и среднесрочную перспективу обеспечена полезными ископаемыми, каких из них не хватает? Не просчитаны и объемы затрат и работ, необходимые для восполнения убывающей сырьевой базы. Иными словами, нет согласования отраслей экономики между собой. За последние десять лет ни разу не составлялся энергетический баланс - и в целом по стране, и по регионам. Чтобы избавиться от подобных несуразностей, правительство одобрило в ноябре 2000 года "энергетическую стратегию России на период до 2020 года". Но, не успев приступить к реализации, Министерство энергетики принципиально переработало ее. Недавно правительство рассмотрело новый вариант (это к разговору о стабильности) документа. Окончательное его утверждение отнесено на осень. По мнению ректора Санкт-Петербургского горного института В. Литвиненко, члена рабочей комиссии Госсовета по недропользованию, предлагаемая программа неконкретна, не учитывает перспектив развития страны. Следовательно, не отвечает на основные вопросы: как и за счет чего будут обеспечены эти перспективы, какой должна быть ценовая, налоговая политика, ее механизмы, что необходимо делать для снижения энергоемкости производственной и социальной сферы. Не определены и цели, ради которых правительству потребовалась новая стратегия. Вывод опытного специалиста горного дела, привлеченного экспертом - авторы программы "подставили" президента...

Я согласен с В. Литвиненко в главном: программы-декларации не просто бесполезны. Они вредны - отвлекают внимание власти и общества от решения острейших проблем. Достаточно сказать, что внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов за двадцатилетие возрастет на треть. Планируется и рост их экспорта. А ресурсы? Как считают специалисты, даже нынешний уровень добычи нефти удастся удерживать лет десять, не более. Думается, более ценностный документ подготовила рабочая группа Госсовета: "Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования". Принципиальное положение Основ - сохранение и укрепление единой государственной собственности на недра и их ресурсы. Нельзя допустить ее деления (а такие намерения есть) на федеральную, региональную и муниципальную. При этом должен быть сохранен принцип "двух ключей", предусмотренный законом "О недрах". Суть его - совместное принятие решений по вопросам пользования и распоряжения недрами, чтобы полнее учитывать интересы государства, региона, в котором расположено месторождение, добывающей компании. Это сглаживает экологические, экономические, социальные противоречия, неизбежно возникающие при изучении, разведке и разработке полезных ископаемых.

Государственная политика в недропользовании должна обеспечить устойчивое развитие экономики России и повышение благосостояния ее граждан в условиях глобализации мирового разделения труда. Рабочая комиссия определила, как и за счет чего возможно достижение этих целей. Чтобы природные богатства служили всей стране, нужен комплекс правовых и экономических мер, гарантирующий стабильные и понятные правила использования недр, гибкую систему налогообложения. Проблема не в том, что сегодняшние налоги высоки или малы, - они носят исключительно фискальный характер и не эффективны. Налоговая система должна быть гибкой, как и в других странах. Чтобы собирать максимум прибыли на высокопродуктивных месторождениях и не брать ее на бедных. Иначе малопродуктивные скважины будут простаивать вечно.

Разными должны быть налоги на месторождениях, доставшихся "по наследству" и тех, которые разведали, обустроили сами компании. Пора набраться смелости и освободить от платы новые проекты, направленные на поиск, разведку, разработку полезных ископаемых в новых труднодоступных районах на срок окупаемости вложенных средств. Это ускорит заселение огромных необжитых территорий страны. К тому же бюджеты получат подоходный и другие косвенные налоги...

География и природа одарили Россию, как ни одну страну мира, щедрым приданым. Долг государства - мудро и экономно распорядиться им, не пустить на ветер. По прогнозам, потребность в минеральных и энергетических ресурсах будет постоянно возрастать: к середине века объемы горно-промысловых работ в мире увеличатся, по крайней мере, в пять раз. Предстоит ввести в эксплуатацию тысячи новых месторождений, но у большинства стран их просто нет. У нас сегодня они еще есть.
А завтра?



Петр ВОЛОСТРИГОВ,
член Совета Федерации от Ханты-Мансийского округа
Газета "ЮГОРСКОЕ ВРЕМЯ" No28 (92)
11 ИЮЛЯ 2002 г.
http://www.volostrigov.ru/opinion.html?id=4


Док. 375187
Перв. публик.: 11.07.02
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 342

  • Волостригов Петр Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``