В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Вектор нашей надежды Назад
Александр Усс: Вектор нашей надежды
- Александр Викторович, как Вы оцениваете экономическое и социально-политическое положение нашего края на финише уходящего года? Какие надежды связываете с ближайшим будущем?

- Положение оцениваю как устойчивое, стабильное. По всем направлениям развития, по всем показателям жизни. И считаю, что в этом - главное наше достижение за последние годы. Есть ощутимый рост промышленного производства, особенно в строительстве, топливно-энергетическом комплексе, некоторых других отраслях. В определённой мере окрепла финансовая система, хотя экономика наша по-прежнему сохраняет моноотраслевой характер и в значительной степени зависит от состояния дел на предприятиях цветной металлургии. Тем не менее, сегодняшний край - совсем не тот, лежащий на боку, больной великан, каким он был в недалёком прошлом. Он поднимается во весь свой могучий рост, чтобы вернуть себе былую мощь и славу, вернуть звание региона-лидера и прежнее уважение соседей.
С ближайшим будущим связываю самые оптимистичные и самые светлые надежды.

- В течение последних десяти лет волею судьбы обязанности спикера краевого парламента Вам довелось исполнять дважды - два созыва, два срока... Какой период был для Вас более интересным, более продуктивным, а для края - более значимым? В чём заключаются наиболее характерные различия между депутатами второго и третьего созыва?

- У нас, к сожалению, нет такого инструмента, который помог бы определить плотность того или иного отрезка времени. Бывает, месяц событиями богаче года. Пять лет - это же целая эпоха. И для края, и для страны. А две пятилетки - тем более.
Думаю, что в пору второго созыва обстановка в крае оказалась более сложной своей неопределённостью и неустойчивостью. Она была, откровенно говоря, в определённой мере даже тревожной и опасной - не только последствиями крупных просчётов в управлении краем и кадровой политике, не только провалами в экономике, падением производства, но и падением нравов в исполнительной власти.
Второй созыв Законодательного Собрания немало сил потратил на защиту краевой собственности, продолжая при этом формирование нормативно-правовой базы, которая сегодня во многом регламентирует социально-экономическую и общественно-политическую сферы жизни нашего края.
Особенностью законотворчества действующего краевого парламента я бы назвал социальную направленность. Забота о людях становится основным содержанием стратегии краевой власти.
Можно сказать вполне определённо, что интенсивность работы третьего созыва оказалась гораздо выше... Это не означает, что "нынешние" депутаты резко отличаются по своему интеллекту - пришло другое время, другим стал уровень сложности задач, которые ставились перед законодателями.

- Какая, на ваш взгляд, характерная особенность отличает вторую пятилетку Вашей работы в Законодательном Собрании?

- На мой взгляд, главная особенность периода полномочий третьего созыва Законодательного Собрания края заключалась в том, что в исполнительную власть пришла новая команда. С абсолютно новым видением перспективы. И как-то сами по себе затихли разговоры о природной и неискоренимой конфликтности депутатского корпуса. Две ветви власти, наконец-то, стали слышать и понимать друг друга.
Это было время перехода от политики фрагментарных преобразований и антикризисного управления к созданию масштабных стратегических проектов развития экономики края. Мы стали чётче видеть перспективу и смогли выработать программу совместных действий. Обозначились приоритеты государственной внутренней политики: доступное жильё, качественное образование и здравоохранение, эффективное сельскохозяйственное производство.
Такая стратегия близка и понятна людям.
Законотворчество третьего созыва было чрезвычайно разнообразным и многогранным. Однако в общей массе законов и других нормативных актов преобладают темы жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной защиты граждан, экономического развития края, реформы местного самоуправления; законодательного обеспечения комплексных программ и процесса объединения края. В течение этого времени продолжался процесс совершенствования всей системы управления краем. На разных уровнях было принято очень много жизненно важных, судьбоносных законов. Большое значение для всех красноярцев имело принятие законов "О защите прав ребёнка", "О ветеранах Красноярского края", "О социальной защите инвалидов в Красноярском крае", "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", ряд других социально значимых законов. Сейчас в крае действует тридцать целевых комплексных программ.

- В конце девяностых годов, да и в первые два-три года нового столетия, случалось, когда краевые депутаты попадали в неловкое положение перед своими избирателями: хорошие программы принимались, а потом приходилось их приостанавливать - не хватало денег. Насколько теперь надёжно они обеспечены финансированием?

- Гарантом этой надёжности является стамиллиардный объединённый краевой бюджет будущего года. Денег почти в два раза больше, чем в прошлом году, но и расходы другие - край стал больше. Отсюда выделены средства на строительство дорог, на развитие агропромышленного комплекса, укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования, учреждений культуры, улучшение жилищных условий, защиту материнства и детства, профессиональное обучение, создание рабочих мест и всё прочее, что мы привыкли называть системой жизнеобеспечения человека. В том числе и те тридцать целевых комплексных программ, о которых я уже сказал - они, соответственно, обеспечены бюджетным финансированием в пределах семи с половиной миллиардов рублей.

- Сейчас краевые власти ставят задачу достижения новых, более высоких стандартов жизни. Все национальные проекты в равной степени важны - и жильё, и образование, и здравоохранение, но... согласитесь, нам чрезвычайно сложно будет их продвигать, если на первое место мы не поставим проблемы деревни.

- Для депутатов Законодательного Собрания проблемы села всегда были главной головной болью. А сегодня создание надёжной правовой базы для устойчивого развития агропромышленного комплекса становится особенно актуальным.
Из всех приоритетных национальных проектов этот проект мне ближе по духу. Для меня он самый приоритетный. Наверно, потому, что корни мои в деревне, и я с особой остротой и душевной болью переживаю за каждое заброшенное поле, рухнувшие и опустевшие фермы, кошары...
Что мы видели в российских сёлах в последнее десятилетие? За исключением немногих регионов - Орловской, Белгородской, Тюменской и ещё двух-трёх областей - стабильное падение производства, снижение технической оснащённости, разрушение социальной сферы. Деревня спивалась и дичала. Из 150 миллионов гектаров пахотных земель утрачено более 30 миллионов - это пятая часть! И в нашем крае выведены из оборота десятки тысяч гектаров пашни, сократилось поголовье скота. Ввоз в край продовольственных товаров в разы превышает вывоз... За последнее десятилетие значительное число сельскохозяйственных предприятий прекратило существование. Задавил диспаритет цен - сегодня за тонну солярки крестьянин должен отдавать семь тонн зерна и сколько-то там ещё молока - три тонны, кажется...

- А вот "Российская газета" пишет, что нынче по эффективности сельскохозяйственного производства мы с пятнадцатого места в Сибирском Федеральном округе передвинулись на четвёртое. По сбору зерновых наш регион назван лучшим в Сибири...

- Вот есть в Назаровском районе акционерное общество - "Назаровское", а в Ужурском - "Искра". Это действительно современные мощные предприятия с хорошо отлаженной технологией, системой переработки продукции, с высокой рентабельностью и, соответственно, высоким уровнем заработной платы. Кроме них в крае ещё десяток жизнеспособных предприятий наберётся. И всё. Если остальные уже не в счёт, то средние показатели действительно должны быть неплохими.
Бесспорно, в чём-то подвижки есть. Но в целом сельскохозяйственный сектор края ещё очень далек от того состояния, которое можно было бы назвать удовлетворительным. Если говорить о реальности, то из всех национальных проектов, из всех целевых программ - это самый тяжёлый воз, который мы общими усилиями только-только начинаем раскачивать, вытаскивать из ямы. Хотя объём субсидий краевому сельскохозяйственному сектору самый большой в Российской Федерации - в нынешнем году он составил больше миллиарда рублей.
Найти более эффективные варианты использования денежных средств - это, пожалуй, главное, что требуется от обеих ветвей краевой власти. Надо развивать систему кредитования, создавать такие условия, чтобы кредиты были более доступны. В реализации этого проекта сегодня мы ориентируемся на кооперацию, как на приоритетное направление - специалисты утверждают, что эта программа позволит не только снять застарелые проблемы закупа и переработки продукции, выращенной на частных подворьях, но и в значительной мере стимулировать увеличение её производства таким способом. На уровне сельских поселений будут создаваться кооперативы, объединяющие личные подсобные хозяйства, а на уровне районов - агрохолдинги, объединяющие кооперативы нескольких муниципальных образований. Буквально рядом, переплетаясь, у нас идёт другая целевая программа "Обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2006-2008 годы".
Краевыми законами также предусмотрена помощь фермерским хозяйствам в приобретении удобрений, кормов, семян, техники, обновлении племенного стада и так далее. Это верный путь к многократному увеличению производства сельскохозяйственной продукции...И достижению главной цели, которая состоит в том, чтобы вернуть крестьянину утраченное в прежние годы звание хозяина земли.

- Наверно, успех этого проекта в какой-то степени зависит и от того, как продвигается реформа местного самоуправления?

- В какой-то степени - да. Главы муниципальных образований и поселений могут оказать большую помощь в решении сельских проблем... Только вот у них ещё нет возможности в полном объёме применять свои полномочия.
По реформе местного самоуправления в крае сделано много. Даже можно сказать, сделано всё, что надо было сделать на нашем уровне. Приведены в соответствие с Федеральным законом местные нормативные акты. Приняты сотни законов об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований.
Значительную поддержку в проведении реформы оказал принятый Законодательным собранием закон "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Им были определены совместно финансируемые расходные полномочия и закреплены единые для всех территорий нормативы отчислений от регулируемых доходных источников. Это явилось важным инструментом для органов местного самоуправления в работе с налогоплательщиками по наращиванию доходной базы местных бюджетов.
Но пока пройдена лишь часть пути. Складывается впечатление, что в целом по стране реформа как-то замедляет ход. По всей вероятности, причиной тому является продление срока ввода в действие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 2009 года. С трудом идёт создание нормативной базы межбюджетных отношений между районами и поселениями. До сих пор Правительством не определён порядок перераспределения имущества по принадлежности - в соответствии с новым законом - между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

- Александр Викторович, к сожалению, формат нашей беседы не позволяет поговорить о других национальных проектах, хотя они затрагивают интересы каждого из нас. Но вот правительство утвердило программу освоения Нижнего Приангарья. Территория - громадная. А работать аккуратно мы не привыкли, живём по пословицам "где пьют, там и льют", "лес рубят - щепки летят..." Байкал вроде бы защитили - с помощью Президента. Какие экологические программы защитят нашу тундру, наши леса и реки?

- У нас есть и Федеральные, и краевые законы, которые в комплексе должны стать надёжной экологической защитой при таком масштабном освоении ресурсов. Однако наши депутаты, принимавшие участие во всероссийских экономических форумах типа Байкальского, не один раз обращали внимание на то, что большинство крупных инвестиционных проектов, мягко говоря, мало озабочены интересами регионов. И в каждом отдельном случае нам следует, что называется, держать ухо востро. Тем более, что теперь нам придётся отвечать и за трубу на Ванкоре, и за трубу в Эвенкии, и за всё Нижнее Приангарье - за новые гидростанции и алюминиевые заводы.
Это тема чрезвычайной важности. Увязывая интересы коренного населения с целями и задачами всех задействованных проектов, я вижу огромный объём работы для обеих ветвей власти. И по внедрению более современной схемы управления краем, ставшей сверх актуальной после завершения процесса объединения... И по корректировке существующего федерального законодательства, по существенному дополнению соответствующей региональной нормативно-правовой базы.
Но дело не только в этом. Есть ряд и других проблем, которые всегда идут рядом с большими проектами, или вырастают из них. В том числе и экологические, и демографические. В целом - если заглянуть дальше в будущее - мы не должны формироваться как инфраструктурный канал для содействия экспорту природных ресурсов России в азиатские страны. Нужны свои предприятия по глубокой переработке. Нам необходима комплексная национальная программа подъёма экономики Сибири и Дальнего востока. Не отдельные проекты, а комплексная программа. Тогда и все проблемы можно будет решать комплексно.

- Что из сделанного краевым парламентом третьего созыва оставило в душе чувство радости и удовлетворения?

- Именно то, что значительная часть правовых документов, законов принята в целях обеспечения благоприятных условий для реализации долговременной стратегии социально-экономического развития Красноярского края. Образно говоря, вектору наших надежд обеспечена надёжная законодательная база.
Радость в душе и гордость оставило открытие в Красноярске Федерального университета. Перед нашей молодёжью, перед всеми последующими поколениями сибиряков - не только красноярцев - открываются совершенно новые возможности в области науки, образования, в целом общественно-политической и культурной жизни. Нам проще будет решать одну из важнейших государственных задач по кадровому обеспечению национальных проектов.
Не без доброго следа в памяти прошли третий и четвёртый краевые съезды депутатов. На третьем съезде определились основные направления социально-экономического развития края. Принятая на съезде резолюция легла в основу многих законов края и краевых инвестиционных программ, которые были разработаны в последующие два года. А четвёртый съезд предложил комплекс законодательных, организационно-политических и экономических решений, необходимых для объединения и дальнейшего развития края.
Для меня каждый очередной съезд был ярким подтверждением того, что во всех добрых начинаниях народ всегда поддерживает краевые власти - так же единодушно, как поддержал идею объединения края.

- И последний вопрос, Александр Викторович: какие Ваши прогнозы на предстоящие выборы в краевой парламент?

- Я думаю, что сохранится разумное равновесие политических сил и ничего неожиданного не произойдёт. Вполне вероятно, что значительная часть депутатов третьего созыва выставят свои кандидатуры. И это было бы совсем неплохо. В законотворческой работе все они проявили завидную работоспособность, высокий уровень компетентности и профессионализма. По моим предположениям четвёртый созыв Законодательного Собрания может обновиться процентов на тридцать-сорок - с учетом дополнительного числа депутатов, избранных от Таймыра и Эвенкии. Но это лишь предположения и не более того.
А вообще политический прогноз - дело тонкое. Я бы с большим удовольствием предсказал погоду на пятнадцатое апреля - это будет ясный солнечный день... Хотя, может быть, и не совсем солнечный - синоптики ведь так предсказывают? Но явка избирателей будет хорошей. Потому что у нас в крае народ никогда не был равнодушным к своей судьбе и сердцем всегда чувствовал известную истину: лучше постоянно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады.


Пресс-служба Законодательного Собрания

http://www.speaker.su/more.php?UID=16295

19.09.2007


Док. 375152
Перв. публик.: 19.09.07
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 368

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``