В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На вопросы журналистов региональных изданий отвечает председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Николаевна Пивненко Назад
На вопросы журналистов региональных изданий отвечает председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Николаевна Пивненко


Уважаемые господа журналисты!
В сентябре 2000 года Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока с целью более полного информирования общественности о своей деятельности и ходе законотворческой работы в Госдуме проводил акцию "Спроси комитет". Мы предлагали задавать Комитету вопросы по законодательному регулированию жизни и деятельности регионов Севера и Дальнего Востока и приравненных к ним территорий.
Поступившая корреспонденция была обработана и представлена председателю Комитета Валентине Пивненко. Она ответила на вопросы региональных изданий.
Благодарю всех журналистов, принявших участие в акции.


С уважением,
руководитель пресс-службы комитета
Григор Глеб Эдуардович




--------------------------------------------------------------------------------

1. Каков стратегический курс России - продолжение освоения северных земель или содействие массовому исходу оттуда "лишних людей"? Если получится, ответьте на этот вопрос с точки зрения законотворчества, если нет - пусть он останется риторическим. ("Красноярский рабочий", Эрих Пырх)

Как председатель комитета я часто встречаюсь с делегациями северных стран. Они в один голос утверждают, что Россия достигла огромных успехов в освоении Севера, что в этом вопросе наша страна намного опередила большинство других стран со сходным географическим положением. Мне кажется глубоко ошибочным мнение, что государство в сегодняшних непростых условиях может снять с себя обязательства перед Севером и северянами. Без Севера Россия - не Россия, и ей не никогда не достичь того величия, в котором мы мечтаем ее видеть. Я глубоко убеждена, что необходимо и дальше продолжать освоение северных территорий и поддерживать проживающих там людей.
Хочу напомнить о заявлениях Михаила Михайловича Касьянова (в частности, его речь в Госдуме при вступлении в должность в мае этого года). Он отмечал, что правительство будет решать проблемы северных регионов. Поэтому я рассчитываю, что и президент, и новое правительство, исходя из государственных интересов и перспектив развития нашей страны, будут не только поддерживать северные территории, но и развивать их.
Как считает наш Комитет, стратегия регулирования миграции должна отражать: во-первых, экономическое регулирование миграционных потоков на Севере; во-вторых, создание реальной возможности переселения с Севера пенсионеров и неработающих граждан; в-третьих, стимулирование притока высококвалифицированных специалистов в северные регионы, требующие усиленного освоения. Эти направления отражены в Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях. План мероприятий Правительства РФ по реализации Концепции предусматривает внесение в Госдуму проектов законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "О государственных жилищных сертификатах гражданам, выезжающим из районов Севера" и ряда других законопроектов. Вероятно, Правительство в ближайшем времени внесет эти законопроекты в Госдуму.


2. Ездят ли специалисты вашего комитета в командировки по регионам Севера и Дальнего Востока? Куда и когда были организованы последние поездки, каковы их результаты? ("Красноярский рабочий", Эрих Пырх)

В наш комитет входят депутаты от следующих регионов: республики Карелия (2 депутата), республики Коми, Таймырского АО, Чукотской области, Камчатской области, Приморского края, Иркутской области и Читинской области. Остальные регионы Севера и Дальнего Востока не посчитали нужным делегировать своих представителей в профильный комитет.
Наш комитет стремится все время быть в курсе положения дел на Севере и Дальнем Востоке. Ежемесячно депутаты выезжают на работу в избравшие их регионы. Мы проводим встречи с избирателями, выслушиваем их мнения о ситуации в наших регионах и ходе законодательной работы. Еженедельно проводятся заседания комитета, на которых обсуждаются предложения избирателей. Все это находит отражение во вносимых нашим комитетом проектах законодательных актов. В то время, когда депутат обязан присутствовать на пленарных заседаниях Госдумы в Москве, в регионе продолжают работу наши помощники.
Мы также стремимся подходить к решению проблем Севера и Дальнего Востока в комплексе. Для этого необходимо посещать не только избравшие нас регионы, но и другие "подотчетные" территории. Если в ходе первой сессии Госдумы много времени уходило на решение организационных вопросов, то в течение наступившей сессии мы планируем чаще бывать в северных и дальневосточных комитетах. Так, в ходе весенней сессии я посетила соседние с Карелией регионы - Мурманскую и Архангельскую области. А осенью планируются поездки на Дальний Восток и, возможно, в Таймырский АО. Схожие планы у других депутатов нашего комитета.
Что касается специалистов комитета, то они ограничены в командировочных возможностях. К сожалению, с финансированием и в Госдуме часто возникают проблемы. Естественно, мы стараемся сделать так, чтобы на всех важных мероприятиях, проводимых в регионах Севера и Дальнего Востока, присутствовали наши представители.

3. Что будет с "северным коэффициентом", долгие годы помогавшим людям прилично жить "на Северах"? Проходила информация о том, что "наверху" планируют его отменить. Если это так, то будет ли как-то компенсироваться ощутимая потеря денег? Какова позиция комитета по этому вопросу? ("Красноярский рабочий", Эрих Пырх)


Выплата районного коэффициента к заработной плате установлена статьей 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года No 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (т.н. "северный" Закон). Согласно статье 4 "северного" Закона основным источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, в том числе на выплату районного коэффициента, является федеральный бюджет.
Однако в настоящее время для организаций внебюджетной сферы действует порядок, установленный постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1992 года No653 и от 5 августа 1992 года No552 при котором выплаты и другие компенсации, предоставляемые работникам этих организаций, включаются в себестоимость продукции и таким образом возлагаются на северные предприятия. Госгарантии и компенсации для "бюджетников", еще до принятия "северного" Закона осуществляются за счет смет расходов бюджетных организаций.
В целях законодательного закрепления действующего порядка Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 4 "северного" Закона и определяющий в качестве источника финансирования затрат на госгарантии "средства организаций (работодателей)" вместо федерального бюджета. Именно этот законопроект породил волну слухов об отмене северных коэффициентов. Депутаты нашего Комитета направили в Комитет ГД по бюджету и налогам поправку, предусматривающую сохранение существующей редакции статьи 4 "северного" Закона. Эта поправка будет рассматриваться на осенней сессии 2000 года. Мы считаем, что госбюджет ни в коем случае нельзя изымать из средств оплаты северного коэффициента. Законные интересы жителей Севера не должны быть ущемлены. Эта позиция единогласно разделяется членами нашего Комитета.

4. Принят ли закон о сохранении "северных" пенсий для тех, кто выезжает на Большую Землю? В какой стадии этот процесс? ("Сургутская трибуна", Ирина Ленькина)


На рассмотрение Государственной Думы был внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Этот законопроект предусматривает выплату районного коэффициента к пенсиям гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не менее 15-20 лет, в том размере, в каком гражданин получал его перед назначением пенсии (без ограничения предельным размером-1,5). Начисление пенсий предполагается производить независимо от места проживания человека и времени обращения за пенсией.
17 ноября 1999 года этот законопроект был принят Государственной Думой. Однако с ним не согласился Совет Федерации. По его предложению была создана согласительная комиссия, которая приняла решение внести Федеральный закон в новой редакции на повторное рассмотрение Государственной Думы.
21 июня 2000 года Федеральный закон был принят повторно Государственной Думой, а 28 июня 2000 года - одобрен Советом Федерации. Однако 13 июля 2000 года он был отклонен Президентом РФ в связи с тем, что реализация Федерального закона потребует значительных дополнительных расходов. Постановлением Государственной Думы от 20 сентября 2000 года создана специальная комиссия, которая в настоящее время занимается преодолением возникших разногласий.

5. Слышали, что глава Ямало-Ненецкого округа Юрий Неелов заключил соглашение с президентом Украины Леонидом Кучмой о выплате российской пенсии со всеми надбавками для выехавших на Украину жителей Ямала. Нельзя ли сделать подобное для всех россиян? Есть ли подобные довогренности с другими республиками СНГ, в частности, с Беларусью? ("Сургутская трибуна", Ирина Ленькина)


13 марта 1992 года было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения. Согласно этому Соглашению пенсионное обеспечение граждан государств СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В развитие этого Соглашения только Правительство Украины заключило 15 января 1993 года с Правительством Российской Федерации Временное Соглашение о пенсионных гарантиях гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Этот документ предусматривает возмещение Российской Федерацией Украине расходов на выплату той части пенсий, которая соответствует продолжительности трудового стажа гражданина в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, начиная с 1 января 1991 года.

6. Какие сейчас разрабатываются законодательные акты, отражающие государственную политику в отношении коренных народностей Севера? Не секрет, что некоторые из них за последние годы оказались на грани исчезновения. Что делает центр для налаживания нормальной жизни на северных окраинах, развития традиционных промыслов? Как все это соотносится с характерной чертой многих малых народностей Севера - иждивенчеством? ("Красноярский рабочий", Эрих Пырх)


Комитет Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока получил сложное наследие. Ни Конституция Российской Федерации, ни федеральное законодательство не содержат четких правовых гарантий для малочисленных народов. Фактически коренные малочисленные народы не имеют правовой основы на свое этническое развитие. Такая основа предоставила бы им возможность на определенные квоты в органах госвласти РФ, субъектов Федерации, а также на уровне местного самоуправления. Думаю, что это позволило бы им более эффективно решать свои проблемы, сохранять и развивать культуры. Между тем, как свидетельствует исторический опыт, в свое время создание родовых собраний, национальных районов и национальных поселковых органов самоуправления позволило коренным малочисленным народам зарубежных стран значительно улучшить свое положение.
Наш комитет совместно с Комитетом Госдумы по делам национальностей ведет работу над следующими проектами федеральных законов, касающихся коренных и малочисленных народов Севера:

- ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (законопроект обсуждается в первом чтении);
- ФЗ "Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам граждан и народов на национально-культурное развитие" (законопроект обсуждается в первом чтении);
- ФЗ "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (законопроект обсуждается во втором чтении).

Обсуждение всех указанных законопроектов будет проводиться во время осенней сессии-2000 Госдумы. Кроме того, в ноябре этого года наш Комитет совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов проводит парламентские слушания, на которых, среди прочего, будет обсуждаться ситуация с реализацией федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера". К сожалению, в проекте федерального бюджета на 2001 год правительство предполагает сократить финансирования этой программы (см. вопрос 8). Наш комитет прикладывает все усилия, чтобы увеличить финансирование этой строки бюджета.

7. Будет ли внесена окончательная ясность в вопрос взаимоотношения властей внутри "сложных" субъектов Федерации? Яркий пример - Красноярский край, который сам является субъектом Федерации и одновременно включает в свой состав еще два - Таймырский и Эвенкийский автономные округа. ("Красноярский рабочий", Эрих Пырх)


Согласно части 4 статьи 66 Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться Федеральным законом и договором между органами государственной власти округа и края или области. К сожалению, сейчас такой законодательный акт отсутствует. Поэтому отношения между субъектами Федерации регулируются Конституцией РФ и соответствующими уставами. Однако это не всегда позволяет согласовать позиции субъектов Федерации. Реальностью сегодняшнего дня стала договорная практика. На Севере и Дальнем Востоке существуют примеры, в общем-то, успешного решения проблем взаимоотношений между субъектами. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий органов власти Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, Иркутской области и Усть-Ордынского (Бурятского) АО, а также договор о разграничении предметов ведения и полномочий, подписанный 1.11.97 Президентом РФ и руководителями Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО.
К сожалению, такие договоры позволяют разрешить далеко не все проблемы. И свидетельством тому - поставленный вопрос. Поэтому считаю, что необходима разработка и принятие общего федерального закона об отношения автономных округов, входящих в состав края или области. Только это направит договорный процесс в конституционное русло.

8. На осенней сессии Госдумы основное внимание будет уделено бюджету на 2001 год. Какие денежные средства предлагается затратить на Север и какова позиция комитета по этому вопросу? ("Северный вестник", Виктор Петров)


Внесенный Правительством РФ проект бюджета на 2001 год предполагает финансирование северных статьей в следующих объемах. (см. файл.doc, 28K)
Наш Комитет считает положительным моментом увеличение средств на северный завоз. Однако необходимо учитывать продолжающуюся инфляцию и реальные потребности северных и дальневосточных регионов. С учетом этих параметров было бы целесообразно увеличить сумму субсидий на завоз как минимум до 9 млрд. руб.
В то же время мы выражаем категорическое несогласие с предусмотренным сокращением финансирования переселения жителей Крайнего Севера. Так, депутат от Камчатской области Валерий Дорогин называет это предложение правительства "скандальным", а депутат от Республики Коми Валерий Марков заявил на недавнем заседании комитета, что катастрофическое снижение жилищных субсидий выезжающим северянам крайне негативно отразится на всей программе переселения. Я также считаю, что сокращение финансирования происходит в то время, когда потребность в этих средствах растет, а альтернативное регулирование миграции на Севере России отсутствует. Постоянное уменьшение расходов бюджета на жилищные субсидии приводит к свертыванию переселения и не позволяет пенсионерам, инвалидам, работникам ликвидируемых предприятий выехать в районы с благоприятным климатом. Все это влечет за собой обострение социально-экономической обстановки на Севере России.
Хочу обратить внимание журналистов на отсутствие в проекте бюджета строк на финансирование поддержки северного оленеводства и выпуска учебной литературы для коренных народов Севера. Считаю, что это очень тревожный знак. А сокращение расходов практически на все федеральные программы не может вызывать ничего, кроме недоумения.
Наш комитет продолжает обсуждение проекта федерального бюджета на 2001 год. Мы требуем от правительства увеличения финансирования всех "северных" позиций. Уверена, что более полно и эффективно отстаивать интересы северян поможет междепутатская региональная группа "Север России", организационное собрание которой пройдет в самые ближайшие дни. Войти в группу уже изъявили желание депутаты практически всех северных регионов.



http://pivnenko.karelia.ru


Док. 374950
Перв. публик.: 25.09.00
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 430

  • Пивненко Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``