В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Зорькин: Президент России избежит суда. КС решит, имеет ли право Путин назначать губернаторов Назад
Валерий Зорькин: Президент России избежит суда. КС решит, имеет ли право Путин назначать губернаторов
Конституционный суд начал рассмотрение вопроса правомочности отмены прямых выборов глав исполнительной власти регионов. КС объединил в одном деле жалобы, которые были поданы 14 региональными отделениями СПС и жителем Тюмени правозащитником Владимиром Гришкевичем. Заявители обжаловали три новых полномочия президента РФ, которые появились у него с принятием поправок в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ": назначение глав регионов по согласованию с региональными депутатами, увольнение губернатора "за утрату доверия", а также роспуск регионального парламента при отказе проголосовать за внесенную кандидатуру.
"Демократы вернут москвичам выборы мэра", "Отмена выборов - нарушение Конституции", - эти лозунги можно было видеть на десятке флагов с символикой СПС и "Яблока", которые держали румяные молодые люди лет 17-18, оккупировавшие угол Новой площади и Ильинки. Пикетчиков было человек пятнадцать - меньше, чем милиционеров. Пикет продержался с 9.30 до 9.45 утра. Его улыбающихся участников бережно, под локоток, препроводили в милицейскую "Газель". Задержание участников пикета было снято по крайней мере пятью телекамерами. Член федерального совета СПС Борис Надеждин - один из заявителей - не скрывал, что доволен тем, как завершился пикет: "Все идет по плану, наши партийцы присмотрят, чтобы с ребятами ничего плохого не случилось". По словам представителя СПС, московские власти отказали им в проведении акции протеста около здания суда, не предложив альтернативных площадок. "Поэтому нами было принято решение провести серию индивидуальных пикетов - по одному человеку, - на которые по закону не требуется ни разрешений, ни даже уведомлений", - сообщили представители правых.

Все участники акции протеста, длившейся не более 15 минут, были доставлены в ОВД "Китай-город", в их числе - секретарь политсовета Московского городского отделения СПС Александр Кобяков. Руководство СПС уже назвало действия столичных властей противоправными.


Заседание Конституционного суда открыл его председатель Валерий Зорькин: "Есть ли у сторон ходатайства?" Ходатайства нашлись. Борис Надеждин предложил вызвать в суд в качестве свидетелей ряд должностных лиц РФ, "чтобы исследовать фактические обстоятельства принятия оспариваемого закона". А именно президента РФ Владимира Путина, главу администрации президента на момент принятия закона Дмитрия Медведева, его заместителей Владислава Суркова, Игоря Сечина, Дмитрия Козака и начальника Государственно-правового управления президента Ларису Брычеву. По словам Надеждина, "когда принимался закон, было сказано, что все субъекты Федерации представили положительные отзывы", но по его данным, ряд заксобраний был против. Однако потом депутаты были вынуждены изменить свое мнение, "потому что администрация президента провела интенсивную работу с главами субъектов Федерации". А те, соответственно, с депутатами. Надеждин предложил вызвать в КС глав думских комитетов по делам Федерации и по конституционному законодательству Виктора Гришина и Владимира Плигина, а также губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, мэра Москвы Юрия Лужкова и председателя госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, чтобы они прояснили, было ли оказано на них давление (и кем именно) при принятии закона. Адвокат Вадим Прохоров, другой представитель заявителей, высказал ходатайство о приостановлении Конституционным судом действия закона о назначении губернаторов до завершения разбирательства в КС. Он также попросил КС обратиться к президенту с предложением воздержаться от представления кандидатов на должность губернаторов до завершения рассмотрения дела в Конституционном суде.


У представителей государственных органов власти было совершенно иное требование: прекратить производство по рассматриваемому делу. Представитель Госдумы в КС Елена Мизулина вдобавок заявила, что не видит необходимости в вызове свидетелей-губернаторов: "Когда проводится работа, всегда оказывается давление". А у заявителей нет доказательств, что это "формальное или неформальное давление имело незаконные формы". Представителю президента в КС Михаилу Кротову показалось, что "политические объединения граждан используют трибуну КС для политических заявлений и пытаются втянуть суд в политическую дискуссию".


Суд удалился на совещание. Борис Надеждин, которому наскучило ожидание, подошел к ложе своих оппонентов. Через несколько минут сенатор Юрий Шарандин хохотал в голос, а Елена Мизулина весело улыбалась. Порозовел и заулыбался Михаил Кротов. На вопрос "Газеты", чем он так развеселил представителей противной стороны, Надеждин ответил: "Я предупредил, что если они продавят прекращение процесса, я через месяц приду сюда с новым заявлением, от которого КС не только не сможет отмахнуться, но и будет вынужден решить дело в мою пользу".


Тем временем суд огласил решение: в приглашении свидетелей отказать, жалобу рассмотреть в полном объеме. Решение, прекращать ли дело, КС, по словам Зорькина, "вынесет по результатам заседания".


Первым получил слово заявитель Владимир Гришкевич. "Я не делегировал президенту РФ своего активного избирательного права по выдвижению кандидатом в губернаторы Тюменской области Сергея Собянина, - начал он. - И не делегировал депутатам Тюменской областной думы своего пассивного избирательного права по выборам губернатора". Он заявил, что "губернаторское кресло в очередной раз стало вакантным", после того как Собянин был назначен главой администрации президента, "и ни он сам, ни его политические единомышленники не имеют ни малейшего шанса побороться за это кресло". "Это не прямые и не выборы, при этом еще и не свободные", - завершил Гришкевич свое выступление.

Борис Надеждин обстоятельно изложил суть жалобы, поданной 14 региональными отделениями СПС. "В первой главе Конституции закреплены основы конституционного строя России, в том числе принципы народовластия и федерализма: Россия есть демократическое федеративное правовое государство, народ осуществляет свою власть непосредственно, причем высшим его проявлением являются референдум и свободные выборы, - процитировал Надеждин Конституцию. - Федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между различными органами власти". Поэтому возникает ряд вопросов. Входит ли формирование органов госвласти субъектов Федерации в ведение РФ или это предмет совместного ведения? Заявители уверены, что нет. Второй вопрос, который их волнует, - может ли круг кадровых полномочий президента, установленных Конституцией, быть расширен. Заявители считают, что список, приведенный Основным законом, исчерпывающий и губернаторы в него не входят. Третий вопрос, приведенный в жалобе, касается возможности умалить или отменить имевшееся право избирателей непосредственно избирать губернаторов федеральным законом. Надеждин напомнил присутствующим, что КС в 1996 году принял отрицательное решение по норме законодательства Алтайского края, которая предусмотрела возможность избрать губернатора на заседании регионального парламента. "Текст Конституции с тех пор не изменился, - недоумевал Надеждин. - Так что же изменилось в стране, какие фактические обстоятельства поменялись, что баланс ценностей претерпел такие изменения?"


Пока эти вопросы остались без ответа. Сегодня КС продолжит свою работу. Выступят представители Госдумы, Совета Федерации и президента. А соответствуют ли Конституции изменения в порядке наделения полномочиями глав субъектов Федерации, КC ответит не ранее чем через две недели.


Алексей Козлов, саксофонист, руководитель ансамбля "Арсенал":

"Я в политику стараюсь не лезть уже давно, поэтому не располагаю достаточной информацией о приоритете той или иной концепции. Обывательский ответ мне давать не хотелось бы, а ответить профессионально я попросту не могу. Полагаю, что свои плюсы и минусы есть у обоих вариантов".


Александр Добровинский, адвокат:

"Я перевернул бы вопрос. Мне нужен тот губернатор, которого я как гражданин могу выгнать, если он начнет воровать, как предыдущий. Для меня важнее его исход, нежели его вход. Если этот назначенный губернатор может быть изгнан народным собранием, то получается, что назначенный губернатор - более шаткая фигура, чем губернатор избранный".


Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:

"Мне нужен избранный губернатор. Во-первых, это предусмотрено Конституцией. Во-вторых, Россия - многонациональное, федеративное государство, где каждый регион имеет свои специфические особенности. Назначение губернаторов "сверху" может стать причиной конфликтов в регионах".


Алексей Кедрин, советник руководителя пивоваренной компании "Балтика":

"Губернатор нужен грамотный, а избранный он будет или назначенный - не важно. В новейшей российской истории есть масса примеров, когда побеждали люди, не умеющие работать и не могущие оправдать чаяния избирателей. Как известно, на выборах часто правит не здравый смысл, а какие-то другие ресурсы".

16.11.2005 г., Ольга Редичкина, Газета
http://www.ksrf.ru/press/smi/msg.asp?id=330

Док. 374915
Перв. публик.: 16.11.05
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 359

  • Зорькин Валерий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``