В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ПО ОЛЕНЯМ Назад
ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ПО ОЛЕНЯМ

МАРИЯ МОЛИНА







Вчера в Центре национальных культур города Салехарда Владимир. Путин встретился с представителями северных территорий. К беседе президент подготовился ответственно, заранее посетив стойбище оленеводов, хантыйскую школу-сад и заслушав доклад об исследовании природных запасов Ямала. На одной из встреч Путину попеняли на то, что в свое время он зарубил закон об оленеводстве, и президент пообещал исправить ошибку.

"вы здесь живете"

Утро президента началось с визита в стойбище оленеводов, расположенное на территории этнографического комплекса в поселке Горнокнязевске (в XVI-XVII веках Ирнос-Кухор, "город князей"). Ханты-оленеводы даже сейчас существуют по традиционным законам Севера: мужчины занимаются разведением оленей и охотой, а женщины ведут хозяйство в чуме. Кочевое хозяйство практически не изменилось за века. Чум-работницы, как их называют, сами разбирают и собирают жилище, топят "чумовую" печку-буржуйку и шьют одежду. Мужчина в чуме никакой работы не выполняет, он - хозяин. Женщине можно передвигаться только по ближайшей к входу половине чума, там же, у входа, она сидит.
Температура в чуме зимней ночью - около 25 градусов ниже нуля. При таком образе жизни ее продолжительность у местных жителей не превышает 45 лет.
Один из обитателей стойбища признался журналистам: "Хочу квартиру и машину, как у нормальных людей". Правда, президенту об этом он не сказал. Но и без того Путину у ханты понравились разве что олени да маленький ребенок.
Внутри чума он пробыл недолго, даже не присел. Зато погладить животных возвращался дважды, а ребенка даже поцеловал. Затем президент поучаствовал в воспитательном процессе детей оседлых ханты-рыбаков, заглянув в местную школу-сад. Чтобы детям было понятнее, как велика Россия, Путин накрыл ладонью Россию на глобусе: "Вы здесь живете".


"Относятся к территории спустя рукава"

"Север есть Север, жить здесь непросто", - признал президент, познакомившись с местным бытом. Зато теперь он чувствовал себя вполне готовым говорить с северянами об их жизни. На встрече с представителями северных территорий в Центре национальных культур Салехарда Путин заявил, что в первую очередь "регионы должны развивать инфраструктуру". "Не нефть и газ - самое большое богатство России, - заявил президент. - А культурное богатство ее народов".
"Одна из граней проблем Севера - коренные малочисленные народы, в 27 северных субъектах 30 таких наций", - подхватил тему глава Республики Саха Вячеслав Штыров. "У них состояние плачевно - вдвое больше безработных и живут недолго".
В этом, по мнению Штырова, виноваты те, кто вводил рыночные отношения в регионах, где не было товарного производства. Тут президент оживился и, выразительно взглянув на Штырова, заговорил о социальной ответственности бизнеса: "Вячеслав Анатольевич не так давно сам руководил компанией "АЛРОСА", так что знает проблему изнутри".


"А что этому мешает?" - "президент"

"Сейчас все держится на человеческом факторе - взаимоотношениях бизнеса и губернатора, - сказал главе государства председатель Думы Ямала Сергей Харючи. - А нужно регулировать законодательно". И сравнил хрупкую северную природу, разрушаемую предприятиями ТЭК, с коренными народами, которым необходима защита культурной самобытности. Харючи объяснил, что для этого надо "законодательно сохранить оленеводство". "А что этому мешает?" - удивился Путин. "Президент, - невозмутимо ответил ямалец. - Мы предлагали законопроект, но его вернули со словами, что президент не считает нужным отдельный закон по оленям". "Ну да, - смущенно улыбнулся глава государства. - А то Лужков еще примет закон о пчеловодстве". И предложил поработать над законопроектом, чтобы "сделать его рабочим". "У нас на Ямале эти законы уже приняты и успешно работают", - парировал Харючи. "А у нас тут депутаты есть?" - стал искать виноватых президент. Оказалось, что есть. Валентина Пивненко, председатель думского комитета по делам Севера, рассказала, что законопроект готов, лежит в Думе и готовится к рассмотрению. Но поскольку северян среди думцев мало, "остальные говорят: не хватало нам еще закона об оленеводстве".
"Им занимался чукотский губернатор Роман Аркадьевич, будучи депутатом", - уточнила она, вызвав смех в зале. "Нужно работать над качеством закона", - ответил на это президент, заметив, что он знает, как готовятся законы в Думе. На этом Путин решил было, что пора заканчивать, но тут в зале объявился еще один представитель Думы - Артур Чилингаров. "Без депутатов мы обойтись не можем", - недовольно проворчал президент, но знаменитого полярника было уже не остановить. "Нужен орган, который сейчас отсутствует", - рубанул он воздух рукой, имея в виду федеральный орган по делам Севера.
Чилингаров напомнил, что "недавно две американские подлодки всплыли на Северном полюсе, и нам тоже надо, и еще надо достроить ледокол". Заявив, что в Думе есть люди, которые болеют за Север всегда, он предложил устроить "налоговые каникулы для тех регионов, которым надо подтянуть социалку".
То есть не отдавать их налоги в федеральный центр.
Дослушав депутата, участники встречи разошлись. А Путин попросил не считать встречи в Салехарде "историческими". "Назовите их рабочими", - сказал он. И сказал, что настрой людей на решение проблем его порадовал: "Хорошо, что есть понимание того, что галушки сами в рот прыгать не будут".



http://pivnenko.karelia.ru

Док. 374901
Перв. публик.: 30.04.04
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 510

  • Пивненко Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``