В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зорькин настаивает на конфискации имущества.Осталось определить, кому достанется отобранная собственность Назад
Зорькин настаивает на конфискации имущества.Осталось определить, кому достанется отобранная собственность
Вчера председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин призвал законодателей восстановить меру уголовного наказания "конфискация имущества". По его мнению, в этом вопросе нет политики, конфискация может применяться в числе мер наказания лишь за особо тяжкие преступления: "по четырем-пяти составам особо опасных преступлений - терроризму, организованной преступности, коррупции, отмыванию денег". "К этому нас обязывает международная конвенция", - заверил Зорькин. Громкое заявление главы КС прозвучало на вчерашнем совещании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, посвященном поправкам к Закону "Об оперативно-разыскной деятельности" (ОРД).

Зорькин напомнил, что два года назад Конституционный суд вынес решение, "в котором намекнули законодателю - в свете международно-правовых обязательств Россия должна обеспечить не только процессуальные нормы (конфискация вещественных доказательств), но и реализацию материального права на конфискацию имущества". И посетовал: "Два года прошло, а до сих пор идут споры - вводить, не вводить и по каким статьям..." Глава КС призвал брать пример с Европы: "В той же Австрии и Словакии недавно приняты законы, по которым предусматривается конфискация имущества юридических лиц, замешанных в коррупции или терроризме". После чего вспомнил упреки в свой адрес - обвинения в призывах "восстановления тоталитарного кодекса". "Больше всех протестуют против восстановления конфискации как раз те, кто громче всех говорит, что Россия должна идти в Европу, - сердито сказал председатель КС. - Мы что, хотим быть анклавом, где можно воровать, изымать имущество преступным путем, а потом получить небольшой срок или отделаться штрафом, а денежки будут крутиться?"

Валерий Зорькин был приглашен на заседание как автор предисловия и один из соавторов сборника комментариев к Закону "Об оперативно-разыскной деятельности". В настоящее время рабочая группа комитета занята подготовкой серии поправок к нему, хотя писать новый проект всего закона никто не хочет - специалисты говорят, что документ хотя и нуждается в изменениях, в целом очень даже хорош.

Участвовавший в заседании советник главного правового управления администрации президента Валентин Михайлов поддержал председателя КС и попытался разгадать секрет медлительности законодателей: "Почти два года шли дискуссии о том, кто будет субъектом, применяющим закон о борьбе с терроризмом. Похоже, то же самое ждет нас и с законом о конфискации имущества. Необходимо определить субъект права, который будет применять этот закон. А статью 2 Закона "Об оперативно-разыскной деятельности" (ОРД), возможно, необходимо дополнить нормой, предписывающей следственным органам заниматься обнаружением и определением имущества, подлежащего конфискации". Найти того, кто отвечает за конфискацию, тем более необходимо, что, по словам Михайлова (сославшегося на "данные специалистов"), "лишь 3-7% конфискованного имущества переходит в доход государства. А куда девается остальное - вот в чем вопрос".

В ходе совещания его участники, многие из которых являются членами рабочей группы Совфеда по подготовке поправок к закону об ОРД, продолжали обсуждать тему предшествовавшего закрытого заседания. В частности, советник председателя КС Владимир Овчинский посетовал, что в законе о борьбе с терроризмом нет ссылок на закон об ОРД, хотя борьба с терроризмом ведется с помощью оперативно-разыскных мероприятий. "Не каждый случай борьбы с терроризмом, как и контрразведывательных мероприятий, имеет следствием уголовное дело", - ответил на это кандидат юридических наук советник ГПУ АП Валентин Михайлов.

По окончании заседания руководитель рабочей группы, член Совета Федерации от Свердловской области Валерий Трушников рассказал "НГ" о некоторых предложениях, внесенных законодателями в проект поправок: "Угрозыск (Главное управление уголовного розыска МВД. - "НГ") предложил оговорить в законе возможность ведения оперативно-следственных мероприятий в отношении осужденных за тяжкие преступления вплоть до погашения судимости". Кроме того, ГУУР МВД просил дать милиции возможность проводить оперативные мероприятия и в отношении осужденных условно. Радикальнее милиции была ФСБ: представители этой спецслужбы предложили вменить в обязанность правоохранительным органам проводить "профилактические оперативно-разыскные мероприятия" в отношении лиц, "хотя и не совершивших преступления, но способных на преступное деяние".

23.05.2006 г., Алексей Чеботарев, Независимая газета
http://www.ksrf.ru/press/smi/msg.asp?id=444

Док. 374824
Перв. публик.: 23.05.06
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 400

  • Зорькин Валерий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``