В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как и чем крепить государство Назад
Как и чем крепить государство
Свое очередное послание Федеральному Собранию Президент России начал с констатации факта: процесс расползания федерации остановлен. Именно на предотвращение угрозы распада страны и были направлены усилия Президента и его команды.

Их реальных инструментов в их распоряжении были создание федеральных округов и устранение разноголосицы в законодательстве России и ее субъектов. И если другие результаты образования федеральных округов и введения института федеральных инспекторов пока еще весьма неопределенны, то роль полномочных представителей Президента в устранении противоречий между федеральным и региональным законодательством очевидна.

Напомню: правовая "ревизия" показала, что в Башкортостане 145 правовых актов противоречат российскому законодательству, в Марий Эл - 140, в Чувашии, возглавляемой президентом-юристом - 122, в Татарстане - 116. Так что работы у С. Кириенко было более чем достаточно. Заслуживает уважения твердость его позиции: "На меня обижаются некоторые руководители, в том числе и региональные, за то, что я не хочу договариваться. Я действительно не хочу договариваться. Мы можем обсуждать порядок приведения законодательства в соответствие, сроки приведения, но дискутировать со мной о приоритете российского закона нельзя. Я не имею на это полномочий, желания и считаю это нецелесообразным". Сказанное С. Кириенко не касается нашей республики. Процесс приведения своего законодательства в соответствие с российским мы начали сразу после принятия Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". На его основе Госсовет внес важные поправки в Конституцию Удмуртской Республики, принял законы "О Президенте Удмуртской Республики" и "О выборах Президента Удмуртской Республики".

Последовательная работа принесла свои плоды - сегодня в Удмуртии могут быть оспорены всего 44 республиканских нормативных акта. Но ни прокуратура, ни органы юстиции нашей республики (кстати, единственной в Приволжском округе) еще ни разу не прибегали к судебным искам. Президент и Госсовет Удмуртии сами заинтересованы в том, чтобы у федерального центра не было к республике претензий в этой сфере. Александр Волков давно и твердо стоит на том, что Удмуртия является неотъемлемой частью России, ее правового и социально-экономического пространства. Поэтому правовая "самостийность" не прижилась в нашей республике, по праву считающейся одним из наиболее стабильных регионов России.

Но помимо политического и правового аспектов единства Российской Федерации есть и экономический аспект. Сегодня ряд субъектов Российской Федерации являются высоко дотационными. Что, кстати, не мешает им строить роскошные представительства в Москве, тратить огромные деньги на громкие рекламные акции и так далее. Владимир Путин справедливо указал на то, что на эти регионы стоит обратить особое внимание и предложил Правительству разработать механизмы введения в них особых процедур финансового управления. Еще никогда ни один Президент России не ставил этот застарелый вопрос так жестко.

Позиция Владимира Путина вполне объяснима - наличие высоко дотационных регионов, извлекающих из своего положения выгоды за счет других республик и областей страны, является потенциальным источником ее экономической дезинтеграции. Поэтому стремление ряда регионов выйти из группы дотационных в сегодняшней ситуации является еще одной - экономической - формой укрепления государства и государственной власти.

И здесь наша республика выглядит вполне состоятельной. Итоги минувшего года вывели ее в ряд наиболее динамично развивающихся регионов страны. И в этом году Удмуртия делает по крайней мере два стратегически важных шага на пути выхода из группы дотационных. Создание новой нефтяной кампании, полностью принадлежащей республике, позволит увеличить объемы добываемой нефти. А намерение Правительства Удмуртии замкнуть цикл "добыча - переработка - продажа" укрепит финансовое положение республики и позволит ей регулировать цены на горючее в интересах ее промышленности и сельского хозяйства.

Второй шаг недавно сделал Президент Удмуртской Республики Александр Волков, подписав соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между нашей республикой и Самарской областью. Это соглашение открывает новый этап в сотрудничестве ижевского автозавода с "АвтоВАЗом". Уже в этом году ижевский автозавод, в придачу к нашим "Одам", соберет 20 тысяч популярных у покупателей "Жигулей" шестой модели, а предприятия республики начнут поставлять "АвтоВАЗу" комплектующие изделия. В перспективе ижевский автозавод способен выйти на производство 180-200 тысяч автомобилей в год, в том числе и новой базовой модели, и с этого момента Удмуртия может забыть о том, что когда-то была дотационной республикой.

А это много значит не только для отечественных и зарубежных инвесторов. Экономическая состоятельность любого региона определяет и уровень его социального развития, и уровень заработной платы, и качество ожиданий населения. Одно дело, когда человек клянет судьбу за то, что вынужден жить в этой области или республике, и совсем другое, когда именно с этой областью или республикой он связывает свое будущее и будущее своих детей.

Экономическая состоятельность и политическая стабильность региона являются источником доверия населения к власти. Того доверия, об укреплении которого говорил в своем послании Президент России. Политика руководства Удмуртии в последние годы преследует ту же цель.

В минувший вторник в Мраморном зале Кремля, в соответствии с Конституцией России, Владимир Путин обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

Как оценивает этот важный документ депутат Государственной Думы Светлана Смирнова?

- Мне уже второй раз довелось присутствовать на представлении Президентом России ежегодного Послания к членам парламента, - сказала Светлана Константиновна в ответ на нашу просьбу. - Хочется сразу отметить, что нынешнее обращение отличается полнотой и четкостью освещения основных проблем, стоящих сейчас перед нашей страной. Конечно, понадобится еще время, чтобы до конца осмыслить, понять и дать объективную оценку Посланию Президента. Пока могу сказать, что меня порадовало подтверждение курса на дальнейшее укрепление российской государственности. Владимир Путин четко дал понять, что закончился разрушительный этап и не будет больше ни революций, ни контрреволюций. Дороги назад нет. Прошедший год показал, что мы можем работать. В нынешнем году надо научиться работать еще более эффективно.

Для меня как депутата, занимающего законотворческой деятельностью в области федеративных и национальных отношений, после знакомства с Посланием стало более очевидным, что Россия будет и дальше идти по пути развития Федерации, а не построения унитарного государства. Это наглядно демонстрирует позиция Президента по претворению в жизнь стратегической линии по разграничению полномочий между федеральным центром и субъектами на основе федеральных законов.

Вместе с тем в Послании имеются отдельные моменты, с которыми я не могу согласиться. Например, с утверждением, что государство должно отказаться от планового регулирования экономики. Мы же не можем пустить на либеральный самотек жизненно важные процессы. Не совсем согласна я и с некоторыми направлениями налоговой и пенсионной политики, с куплей-продажей земель сельскохозяйственного назначения.

Вызывает недоумение и то, что Владимир Путин, будучи высшим руководителем одного из самых многонациональных государств планеты, ничего не сказал о государственной национальной политике, о том, каковы стратегические направления действий государства в области межнациональных отношений, какова будущая судьба народов России.

И еще. Большинство моих избирателей живет в селе, потому мне очень хотелось услышать от Президента более внятные ответы на вопросы государственной политики в области агропромышленного производства и социальной политики по подъему жизненного уровня селян. Но этого, к сожалению, не произошло. И я не знаю, будет ли наше государство по-прежнему продолжать закупки сельскохозяйственной продукции за рубежом или наконец-то повернется лицом к отечественному товаропроизводителю.




И. Лебедев
"Удмуртская правда" (Ижевск)
6 апреля 2001 г.
http://www.smirnovask.ru/publictext/public/id/412628.html

Док. 374800
Перв. публик.: 06.04.01
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 323

  • Смирнова Светлана Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``