В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ВАЛЕНТИНА ПИВНЕНКО: зарисовки к портрету без галстука` Назад
`ВАЛЕНТИНА ПИВНЕНКО: зарисовки к портрету без галстука`

Ольга СЕМЕНОВА






Одни политики сознательно делают из своей личной жизни тайну за семью печатями. Другие, наоборот, навязчиво занимаются душевным стриптизом. Депутат Госдумы Валентина Пивненко, пожалуй, не относится ни к тем, ни к другим. Она старается регулярно рассказывать избирателям о том, чем занимается в Москве, и что полезного удается сделать для республики. Ее московские коллеги предпочитают в основном столичные трибуны. Они "засоряют" СМИ информацией, в которой, не стесняясь, рекламируют себя, любимых. Пивненко со своими представлениями о полезной информации, как правило, говорит о рутинной работе - пенсионной реформе и законе об альтернативной службе, положениях нового Трудового кодекса и проектах бюджетов на год... "Зачем и что говорить о себе? - искренне отмахивается она. - Чего еще обо мне не знают в Карелии?"

Знают, конечно, многое. Однако у нас, избирателей, свои представления об интересной информации и свои не совсем "рабочие" вопросы. "Ну, если, оказывается, есть и такие вопросы - отвечу. Канун Нового года - самое время для не совсем "рабочих" тем", - не без колебаний соглашается Валентина Пивненко.

"Наверное, она копит на что-то деньги"

Среди депутатов Госдумы женщин не так уж много. Но их немало работает в аппарате Госдумы. Парламентские дамы обеих категорий иногда выглядят так, словно совершенно случайно попали в эти чинные коридоры с традиционными красными ковровыми дорожками, перепутав их то ли с дорогим рестораном, то ли со стадионом. Валентина Пивненко в своих неизменных деловых костюмах, качественных, но не дающих оснований для предположений о баснословной цене, воспринимается как человек, который, как минимум, знаком с понятием "офисная одежда". Она сама считает свой стиль просто "комфортным". И потому удивляется моему вопросу, а еще больше - предшествующему ему рассказу:

- Валентина Николаевна, избиратели интересуются, почему вы так скромно одеваетесь. Говорят, что вот, например, Валентина Ивановна Матвиенко всегда нарядна, на ней яркие туалеты, сверкающие украшения, а наша Пивненко одета довольно спокойно. И вывод делают, кстати, интересный: наверное, на что-то копит деньги, а потому не все может себе позволить...

Моя собеседница, отличающаяся моментальной реакцией и уместной склонностью к острому словцу, явно мешкала с ответом, заговорив после паузы не совсем уверенно:

- Я не считаю, что плохо одеваюсь. Люблю немецкую одежду. Раньше дочка в Германии покупала. Сейчас нашла хороший магазин в Москве. У каждого ведь свой стиль. Для меня бы была неудобной какая-то кокетливая одежда...

- Тем не менее, кого из женщин-политиков вы считаете самой элегантной и стильной?

- Избиратели правы. Валентина Ивановна Матвиенко действительно всегда выглядит элегантно. Кажется, невозможно в одном туалете совместить и романтический, и деловой стиль. А ей это прекрасно удается. Так хорошо выглядеть, занимаясь столь напряженной, сумасшедшей работой - это надо уметь. Должность вице-премьера по социальным вопросам всегда была предметом жесткой критики, на этом посту не один крепкий мужчина-политик "спекся" за месяцы. А Валентина Ивановна работает в своей должности уже при четырех премьер- министрах. И улучшения в социальной сфере, конечно, не быстро, но происходят. Она сумела взять сложную отрасль в свои не только железные руки, а еще и в женственные, красивые.

"Устроена на проживание..."

О том, что москвичей испортил квартирный вопрос, классик сказал давно, но безотносительно званий и должностей этих самых испорченных. Коррупционные скандалы последних лет подкорректировали крылатую фразу: квартирный вопрос особенно портит приезжих в Москву. Злоупотребления при получении жилья высокопоставленными чиновниками и известными политиками - весьма и весьма распространенное явление. О московской квартире, даже квартирах Пивненко тоже не первый год ходят по Петрозаводску упорные слухи. Так есть она (они) у нее или нет?

- Нет у меня в Москве квартиры, - говорит Валентина Николаевна. - Я даже не являюсь квартиросъемщиком. "Устроена на проживание" в трехкомнатную квартиру, которая находится в здании, именуемом "жилищно-гостиничным комплексом для депутатов Госдумы". Проживаю ровно до окончания своих депутатских полномочий.

Внезапный переход на "суконный" язык указывал на некоторое раздражение, тщательно скрытое за ровным голосом и беспристрастным выражением лица. Отчего раздражается: неужели из-за слухов, из-за того, что их приходится все время опровергать? Оказалось, что нет: причина легко прочитывалась между строчками дальнейшего рассказа:

- Недавно в Москву приехал мой сын - на курсы повышения квалификации. Так для того, чтобы он мог пройти в "мою" квартиру, мне пришлось писать заявление с просьбой допустить его туда. Потому что он мой сын и приехал в Москву по делу...

- Нравится ли вам ваше жилье? Многие депутаты, заселяясь в "жилищно-гостиничный комплекс", капризничали, выказывали неудовольствие по поводу того, что полы - не паркетные, мебель - не импортная, планировка - не элитная...

- Меня мое жилье устраивает. Я вообще больше бываю на работе, чем там. И, чтобы окончательно поставить точки над "i", скажу: нет у меня квартиры в Москве; более того, думаю, и не будет: она мне не нужна - у меня есть удобная квартира в Петрозаводске.

"...По прозвищу Снежная королева"

Прозвище человека порой говорит о нем больше, чем самая подробная "объективка". А потому, конечно, вопрос о нем всегда интересен, хотя первоначально он не числился в ряду моих заготовок о "нерабочих" вопросах. Он "всплыл" случайно:

- Валентина Николаевна, вы знаете, что вас называют едва ли не самым успешным лоббистом в Государственной Думе?

- Наверное, да. Но самое забавное, что меня еще и по другому называют - "Снежной королевой". Об этом я недавно от Иосифа Кобзона услышала.

- Как вы сами объясняете подобное, можно сказать, звание?

- Ну, конечно, речь не идет о каких-то королевских позициях. Просто я, во-первых, возглавляю комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока. А во-вторых, Снежная королева, насколько мне помнится, дама жесткая и настойчивая.

- Для успешного лоббиста это не лишние качества. И раз уж вас коллеги-депутаты именуют таковым, расскажите, есть ли удовлетворение после завершения работы над главным финансовым законом следующего года - бюджетом.

- Депутатская работа над бюджетом - это отдельная история, настоящий остросюжетный детектив, содержание которого можно излагать бесконечно. Но я ограничусь констатацией главного. Совместно с членом Совета Федерации Юрием Пономаревым я внесла более 50 поправок в федеральный бюджет, и практически все они были учтены. В результате на каждого жителя республики из бюджета страны средств в следующем году будет выделено в 2-2,5 раза больше, чем на жителя, например, Коми, Архангельской, Мурманской, Псковской областей. Добиться превышения прошлогоднего уровня финансирования республики - это было нелегко. Из-за общей скудности федерального бюджета правительство сократило финансирование многих объектов в регионах, в том числе школ, больниц...

"У меня все есть"

Если все вышесказанное - речь лоббиста, то это, цинично говоря, самый чудной лоббист в Государственной Думе. Многие депутаты тратят свой пыл не на то, чтобы "отщипывать" для своих избирателей куски от бюджетного пирога. Во главу угла они ставят прежде всего личные финансовые перспективы, которые можно легко и просто реализовывать, лоббируя интересы крупных финансово-промышленных групп, а то и собственного бизнеса. Неужели Пивненко никогда не поступали ценные для нее коммерческие предложения?

- Нет, отчего же?... Поначалу в приемной толпилось множество посетителей, которые предлагали различные проекты: тут тебе и новая техника, и новые технологии, и рыбные ресурсы, и полезные ископаемые... Дескать, давайте будете участвовать - станете богатой женщиной. Ни одного из этих предложений я не приняла, и постепенно число ходоков сошло на нет.

- Однако ж их появление в Госдуме не случайно. У них не раз была возможность убедиться: есть депутаты, которые стремятся использовать 4 года пребывания на Охотном Ряду для того, чтобы обеспечить себе безбедное существование в будущем.

- А у меня и так все есть. Хорошая квартира в Петрозаводске, уютная дача на берегу озера...

- Вряд ли многие из побывавших в стенах нижней палаты, тем более из посидевших в кресле председателя комитета, все перечисленное вами определят словом "благосостояние". Может, вы лукавите, отвечая столь категорично. Может, все дело в том, что не было предложения, которое вас заинтересовало бы?

- Я даже переговоров не вела с тем, чтобы точно знать содержание проекта и последствия моего участия в нем. Не хочу пачкать совесть. Я знаю, что как депутат не имею права участвовать в коммерческих проектах. То, что это правило кто-то нарушает, для меня не показатель. Это, во-первых. А во-вторых... Знаете, если в Думе работать по полной программе, ни на что другое не остается времени.

Не буду голословной. Давайте расскажу о том, как строится моя типичная неделя. Весь понедельник я провожу в Петрозаводске, работаю в республиканском правительстве, веду прием избирателей. Вечером сажусь в поезд и еду в Москву. Вторник: в Госдуму еду прямо с вокзала. С 10 до 12 - заседание Совета Думы, где я, как председатель комитета, обязана присутствовать; с 16 до 18 - собрание группы "Народный депутат", членом которой являюсь; четыре дневных часа с 12 до 16 - это изучение законопроектов, находящихся в работе; те самые встречи с депутатами и федеральными министрами, что позволяют меня называть "успешной лоббисткой". После собрания "Народного депутата" продолжаю работать с законопроектами. Рабочий день традиционно заканчивается в 20-21 час. Тем не менее, работу очень часто приходится брать "на дом".

Всю среду идет пленарное заседание, на которых рассматриваются законопроекты. Это наша основная работа. Я - человек со старыми представлениями о трудовой дисциплине, поэтому не придти на работу, то есть в Думу, поручить без уважительной причины проголосовать за себя какому-нибудь другому депутату не могу.

Четверг: еще одно заседание Совета Думы, а далее - серьезная работа с экспертами нашего комитета, правительства и различных научных институтов, необходимая для того, чтобы отстаивать интересы избирателей не на митинговый манер, а последовательно, квалифицированно и доказательно.

В пятницу весь день - опять пленарное заседание. На работу я еду уже с сумкой, в которой сложены мои дорожные вещи и необходимые для поездки в Карелию материалы. Сразу после окончания "пленарки" в 18 уезжаю из Москвы в Петрозаводск.

В субботу, приехав домой, в Петрозаводск, бросаю вещи, успеваю полчаса поговорить за чаем с мамой и - на работу. "Как? Прямо с поезда?" - часто удивляются коллеги. Не знаю даже, что отвечать... В течение трех лет для меня - это норма. В субботу вечером закупаю на неделю продукты, беру внука и еду на дачу за город, где постоянно живет муж. А еще там баня и единственная возможность отоспаться. Честно признаюсь: очень люблю спать, да случается это нечасто. В воскресенье стараюсь приготовить побольше еды для мужа: на неделю в любом случае не хватает, но все-таки... В понедельник с утра я уже на работе. А в машине все-та же дорожная сумка, потому что вечером - на поезд. Вторник... Среда... Все начинается по-новой. Какой бизнес? Какие проекты? А ведь бывают еще и недели, когда выезжаю в командировки в северные регионы страны по делам комитета...

"Валентина вписалась в сценарий"

Задавать "нерабочие" вопросы Пивненко оказалось занятием непростым. Любая тема плавно перетекала в "рабочее" русло: чем сейчас живет Госдума, какие проблемы у избирателей в Карелии... Было заметно, что вся эта сложная, отнимающая много времени и сил деятельность нравится Пивненко, что она, разрываясь между Петрозаводском и Москвой, что называется, чувствует себя в своей тарелке. Стало даже интересно: какой такой вопрос ей можно задать, чтобы в ответ не услышать о законопроектах, встречах с населением и т.д.? Возможно, требуется разговор о Прекрасном, - решил автор этих строк, тем более что был повод так подумать. Вспомнилось, как на проходившем недавно в Кремлевском дворце юбилейном концерте Симона Осиашвили, бессменного создателя отечественных шлягеров, можно было видеть Валентину Пивненко на сцене с огромным букетом цветов в руках. Шуфутинский, Добрынин, "Доктор Ватсон", Любэ и, что называется, все-все-все, как обычно бывает на юбилейных концертах, говорили подобающие случаю слова и пели песни виновника торжества. Практически то же самое сделала и депутат. В тот момент, когда Симон Осиашвили говорил о Севере и произносил хорошие, теплые слова в адрес северян, на сцену, чтобы поздравить юбиляра, вышла Пивненко с великолепным букетом. И вдруг певец объявил следующую песню - как раз о северянах, как предполагалось в программе. Депутат не растерялась и начала подпевать. "Такая искренняя поклонница Осиашвили?" - спрашиваю.

- Да, поклонница, но на сцене оказалась не только поэтому. Прошлой весной мы проводили в Костомукше женский форум. Мне очень хотелось чем-то порадовать наших женщин. Попросила поехать со мной Симона Осиашвили. Он дал замечательный концерт во Дворце дружбы в Костомукше. А потом поехал на погранзаставу. И видели бы вы, с какой самоотдачей, искренностью выступал перед 50 военнослужащими знаменитый автор отечественных хитов, который обычно собирает в Москве целые дворцы. Это был конец мая, а у нас тогда выпал снег. И наши гости в туфельках, легких курточках сначала "тряслись" на микроавтобусе от Петрозаводска до Костомукши, потом еще на заставу отправились. После заставы мы так замерзли, что зуб на зуб не попадал. Мои друзья из Костомукши организовали баню. Симон - вообще-то не парильщик, но тут пришел в восторг и от бани, и от живого местного пива, и от горячей картошки с домашней квашеной капустой. После такой баньки потянуло на подвиги. Гости пошли купаться в озеро, хотя температура воды была градуса четыре, не больше.

Меня очень трогают рассказы Симона о том, что теперь он в любой элитной московской парилке может со знанием дела сказать: "Разве это баня? Вот в Костомукше - это была баня"! Как я могла не поздравить такого человека с юбилеем? Потом, кстати, после концерта слышала такую, например, рецензию: замечательный был сценарий концерта; все так уместно; даже председателя думского комитета по Северу "вмонтировали"... И невозможно было объяснить, что "монтажа" не было, в сценарий "вписалась" по собственной инициативе. Очень хотелось сказать еще раз "большое спасибо" хорошему человеку.

"Пришлите рыбы и калиток"

Уловка, как уже понял читатель, не совсем удалась. Разговор с главной сцены страны плавно сошел на встречу с избирателями и поездку по республике. Пивненко вообще очень любит "заражать" Карелией своих новых московских друзей и знакомых. И уж коли мельком прошла тема ее гастрономических пристрастий, имеет смысл ее расширить. Для подтверждения "заразительности" карельского депутата. Я говорю Валентине Николаевне, что хочу из ее уст услышать историю о последнем дне рождения, на котором в Думе побывали многие известные люди.

- Уж и не знаю, что в ней такого интересного, - откликается она. - Ну, да, в этом году так сложились рабочие обстоятельства, что я впервые в день своего рождения оказалась в Москве. Так-то я обычно отмечаю его дома, в Петрозаводске. А в Москве в определенных кругах принято очень серьезно относиться к подобному "мероприятию": заказываются банкеты, пишутся приглашения... Ничего такого я, конечно, не делала. Но накануне стали раздаваться многочисленные звонки: придем, хотим поздравить. Я думаю: Боже мой, что делать? Звоню домой, прошу прислать нашей рыбки карельской и "калиток". Коллеги помогли накрыть очень красивый стол в кабинете, и с утра до вечера приходили люди. Самым большим спросом пользовались калитки и рыба. Ради них даже те, кто сидел на диете, - Надежда Бабкина и Иосиф Кобзон, дали себе некоторое послабление. Было по-семейному тепло. Так не бывает там, куда идут по открыткам со словами "приходите туда-то и туда тогда-то и тогда..." Мне очень приятно, что забывая о всяких своих регалиях, говорили очень хорошие слова и мои коллеги-депутаты, и представители правительства, профсоюзов... Даже руководство заполярного города Норильска прилетело, чтобы поздравить. Не ожидала. Обычно, как я уже сказала, я в день рождения всегда в Петрозаводске. Потом, когда появлялась в Москве, мне обычно говорили: как же так можно?.. А как по-другому? Домой ведь еду. Дом-то у меня здесь, в Петрозаводске, не там, не в Москве...



http://pivnenko.karelia.ru

Док. 374785
Перв. публик.: 24.12.02
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 545

  • Пивненко Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``