В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правительству напомнили о Севере Назад
Правительству напомнили о Севере
Елена ВАСИЛЬЕВА






Недавно в газовой столице России, городе Салехарде прошло первое заседание Совета по проблемам Севера и Арктики при Правительстве России. Его состав был утвержден летом. Наряду с российскими министрами, их заместителями, а также теми, кого традиционно именуют олигархами, в правительственный совет от Государственной Думы вошла и карельский депутат Валентина Пивненко. Не только потому что имеет подходящий официальный статус - она, напомним, председатель думского комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Но и потому, что в высоких московских кабинетах уже давно считается одним из наиболее квалифицированных экспертов по Северу.

- Валентина Николаевна, говорят, что несмотря на важность мероприятия, вы покинули Салехард на день раньше остальной делегации. Рассказывали, что вы сели на личный самолет президента "Лукойла" Вагита Алекперова и улетели раньше самого премьер-министра. Что, нашлись дела поважнее?

- Да. Пришлось у Михаила Михайловича Касьянова отпрашиваться. Отпустил без вопросов: знал, куда тороплюсь. А избирателям поясню: срочно вылетела в Москву, "пропустив" один день работы Совета, потому что была приглашена на подписание очень важного для развития российского Севера соглашения между "Лукойлом", "Сибнефтью",ТНК и ЮКОСом. Топливные гиганты, пожалуй, впервые выступали не как конкуренты, а как партнеры по проекту строительства нефтеперерабатывающего завода в Мурманске, а также терминала и нефтепровода из Западной Сибири. Причем "труба" может быть проложена как по прямой, то есть совершенно по новому маршруту, так и с учетом уже существующего трубопровода, огибая Белое море. В этом случае в проекте напрямую будут присутствовать интересы Карелии. Проект грандиозный: охватывает огромные территории 4 регионов; ожидается создание как минимум 6 тысяч рабочих мест; предполагается, что ежегодно он будет давать 9,2 миллиарда рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Это, по сути, начало новейшей истории освоения Севера.

- Из телесюжетов о мероприятии, проходившем в Салехарде, запомнилось только то, как идет премьер-министру ненецкий национальный костюм. Иной полезной информацией журналисты зрителей не баловали. Вы же не раз уже назвали заседание Совета чрезвычайно важным. Почему?

- С 2000 года в нашей северной стране нет федеральной исполнительной структуры, которая бы занималась проблемами Севера. И взаимодействия федеральных ведомств по этой части практически нет. Какими-то проблемами занимается Минэкономразвития, какими-то - Минздрав, Минобразования и т.д. А конкретные решения принимает Минфин. В результате все решения, принимавшиеся по северным проблемам, оставались на бумаге. Впечатление такое, что и законодатели, и представители исполнительной власти забыли о том, что Россия - северная страна. Может, я в сердцах преувеличиваю, но других объяснений тому, что, например, словно ластиком, из бюджета следующего года правительством "стерта" программа "Дети Севера", у меня нет. Нет объяснений и скудности сумм, выделяемых на жилищные субсидии для людей, которых государство обязалось вывезти из районов Крайнего Севера.

- Вы считаете, что наличие в структуре федеральной исполнительной власти какого-то аналога упраздненного Госкомсевера изменило бы ситуацию? Позвольте высказать на сей счет серьезные сомнения...

- Я ведь не говорю об аналоге Госкомсевера, где в основном делили деньги, выделяемые на завоз, а не занимались разработкой государственной северной политики. Нужен единый федеральный орган, которой бы занимался координацией самых разнообразных проблем северных территорий. Проблем этих множество - переселение, "Дети Севера", нецелевое использование трансфертов и т.д. Собственно, необходимость такой структуры доказана годами ее отсутствия. Не зря ведь был создан при правительстве совет, о котором мы говорим. И не случайно его возглавил второй человек в нашем государстве - премьер-министр.

- Тут уместно вспомнить конфликт, который вы в свое время инициировали. Когда после проверки Счетной палаты все только и говорили о безобразном расходовании средств, выделенных для ликвидации последствий наводнения в Ленске, вы заявили, что первым позволило себе нецелевое использование бюджетных денег правительство, которое отправило в Якутию 600 миллионов рублей, предназначенных для жилищных субсидий северянам в самых разных регионах. Чем дело закончилось?

- Счетная палата рассмотрела соответствующее обращение Госдумы, подтвердила факт нарушения закона. На большее полномочий у нее нет. Когда шла работа над бюджетом нынешнего года, депутаты нашего комитета неоднократно ставили вопрос о том, чтобы эти самые изъятые 600 миллионов рублей были приплюсованы к сумме, выделяемой на текущие субсидии. К сожалению, Госдума не поддержала наши предложения; голосовали против даже некоторые депутаты-северяне. Хотя им-то, наверное, хорошо известно то, что так очевидно даже из писем, приходящих в наш комитет. Почти вся почта посвящена трем вопросам: пенсии, переселение, дети. Но все соответствующие поправки к бюджету, которые предлагал комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, не прошли. Наши коллеги из "Единства", ОВР, ЛДПР и СПС просто сидели в зале и никак не голосовали.

- Ситуация, прямо скажем, парадоксальная. Для депутатов не была секретом подготовка мероприятия в Салехарде, которое по большому счету можно считать началом разработки новой государственной северной политики. Названные фракции принято считать проправительственными. Что ж они вели себя вопреки логике действий правительства?

- После всех этих бюджетных баталий мне вдруг пришла в голову крамольная мысль: возможно, то, что заседание Совета состоялось в конце ноября, совершенно не случайно. Ведь работа над бюджетом практически закончилась. Если бы первое заседание прошло летом, после утверждения состава Совета, правительство вынуждено было бы увязать с бюджетом хотя бы часть наших предложений. А так, извините, поезд ушел; но вот в следующем году!.. Учесть салехардовские предложения в бюджете-2004 на встрече с депутатами нашего комитета пообещал даже Алексей Кудрин. И о твердом намерении увеличить в будущем жилищные субсидии тоже сказал.

- Думаю, у вас не раз была возможность убедиться в том, что капля камень действительно точит. Помнится ваша эмоциональная реакция на то, что Госдума не приняла учитывающие интересы северян поправки в закон о трудовых пенсиях, и обещание непременно вернуться к этому вопросу. И ведь вернулись...

- В связи с этим от имени избирателей хочу сказать большое спасибо председателю Пенсионного фонда России Михаилу Зурабову. С его помощью удалось изменить в пользу северян коэффициент соотношения, который влияет на размер пенсии; предоставить возможность отработавшим полный трудовой стаж и переселившимся в южные регионы получать северные пенсии. Наш комитет получил в ответ много благодарственных писем. На перспективу - тоже хорошие новости. Правительство подготовило проект закона, согласно которому на базовую часть пенсии предполагается начисление районного документа. Это положение, как, наверное, помнят избиратели, не прошло в Госдуме в период работы над законом о трудовых пенсиях. Во втором чтении принят закон о возвращении в трудовой стаж нестраховых периодов, а также принципа "год за полтора" для северян.

- Перспективы решения двух больных для северян проблем - переселение и пенсии - вы описали. А что с третьей, которая, на самом деле, первая их первых. С детьми Севера?

- На заседании Совета по проблемам Севера и Арктике я трижды пыталась доказывать, насколько неоправданно упразднение подпрограммы "Дети Севера", которая являлась важной составляющей президентской программы "Дети России", насколько безнравственна экономия на здоровье, развитии детишек, живущих в особых, жестких климатических условиях.

Рассказывала о том, что видела собственными глазами на Таймыре, в интернате поселка Носок. Дети там спят по 2 человека на кровати. Детям не хватает элементарного - собственной постели, хотя теоретически у них есть и конституционные права и даже некоторые социальные привилегии. В рамках подпрограммы "Дети Севера" уже начиналось строительство многих необходимых объектов, которые решали бы подобные проблемы, но которые теперь заморожены. Кому мешала эта совершенно особая инвестиционная программа? Ведь на 1 миллион рублей из федерального бюджета в нее в несколько раз больше вкладывал бюджет местный и крупный бизнес. Меня поддержали многие члены Совета, и в его первом решении сказано о необходимости сохранения подпрограммы "Дети Севера". Премьер-министр тоже был "за". Я вообще считаю чрезвычайно важным, что Совет по проблемам Севера и Арктики возглавляет именно он. Благодаря этому рекомендательный характер наших решений не будет читаться как синоним необязательных. Не может же председатель Совета Михаил Касьянов подписывать его решения, а премьер-министр Михаил Касьянов не принимать их во внимание. Тем более, что в Салехарде из уст премьера убедительно звучали слова о необходимости особого бережного отношения к Северу как к региону, который обеспечит экономическое процветание России. Важно и его самокритичное признание в том, что в течение нескольких лет государство вообще не уделяло Северу внимания. Теперь у исполнительной власти есть твердое намерение исправить существующее положение дел.


http://pivnenko.karelia.ru

Док. 374783
Перв. публик.: 20.12.02
Последн. ред.: 25.09.07
Число обращений: 530

  • Пивненко Валентина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``