В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шаталов: Рыночная справедливость. Налог на недвижимость посчитают по-новому Назад
Сергей Шаталов: Рыночная справедливость. Налог на недвижимость посчитают по-новому
В ближайшие два-три года в России может быть введен рыночный механизм расчета налога на недвижимость. Хотя формулу, по которой будет рассчитываться новый налог, еще только предстоит согласовать, наблюдатели опасаются, что для многих россиян он станет непосильным бременем. Однако власти уверяют, что общая нагрузка налогообложения жилья останется "примерно на том же уровне".

Задачу введения налога на жилую недвижимость, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, поставил в последнем бюджетном послании президент России Владимир Путин. При этом он добавил, что необходимо предусмотреть такую систему вычетов, "чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне".

Введение нового налога, который должен заменить существующие налоги на землю и имущество, преследует сразу несколько целей. Во-первых - и об этом упомянул президент - создание более справедливой системы налогообложения имущества граждан. Сегодня, как поясняет замминистра финансов Сергей Шаталов, налог на имущество рассчитывается на основе оценок БТИ, а потому зачастую владельцы дорогих квартир платят практически столько же, сколько хозяева дешевого жилья. Чиновники намерены покончить с такой системой.

Как уверяет глава экспертного управления при президенте РФ Аркадий Дворкович, повышение налоговой нагрузки коснется лишь порядка 10% граждан, имеющих в собственности дорогую недвижимость. Предполагается, что граждане, владеющие единственным объектом недвижимости, например квартирой, в которой прописаны, или недорогим жильем, будут платить налог либо в очень малом размере, либо не будут платить его вовсе. Также планируется ввести размер необлагаемого минимума. Шаталов не сказал, каким он будет, но, по мнению вице-президента Российской гильдии риэлтеров Константина Апрелева, знакомого с планами Минфина, минимум будут устанавливать муниципалитеты, в бюджет которых будет направляться налог. В Москве он составит 18 кв. метров на человека.

Кроме того, одновременно с переходом на рыночную схему расчета налога планируется резко снизить его ставку - от 0,01 до 0,05%. Таким образом, подсчитал Сергей Шаталов, годовая сумма налога на среднюю квартиру площадью 72 кв. метра, в которой проживают три человека, составит от 10 до 50 долларов. В настоящее время к такой квартире применяется ставка налога на имущество 0,3% и сумма налога составляет 34,5 долларов, сообщил он. Так что, говорит замминистра, Минфин "не собирается для малоимущих граждан устанавливать дополнительную налоговую нагрузку".

Шаталов поясняет, что на федеральном уровне предполагается закрепить минимальные и максимальные ставки налога, а право выбора ставки в этих пределах будет предоставлено муниципалитетам. Тем более, что новый налог должен будет укрепить бюджеты именно муниципальных образований - и это еще одна цель нововведения. Сегодня налог на имущество идет в бюджет субъектов федерации. "Безусловно, налог на недвижимость нужно вводить, потому что у нас во всей системе налогообложения отсутствует главное - налоги, формирующие бюджет муниципального образования. В большинстве стран, особенно европейских, до 60% бюджета формируется за счет налога на недвижимость", - говорит Константин Апрелев. Попутно же решается и еще одна задача: граждане станут более внимательно относиться к выборам в муниципальные образования.

Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский напоминает, что во всем мире налог на недвижимость является основной доходной базой муниципалитетов. Действительно, в Нидерландах владелец средней по площади недвижимости уплачивает муниципальному бюджету около 300-400 евро в год, или 0,1% стоимости. В США - от 2% до 6%. В Финляндии ежегодный налог - около 1 евро за 1 квадратный метр площади. В Англии ставка налога на недвижимость зависит от ее рыночной цены: так, дом стоимостью до 120 тысяч фунтов налогом не облагается, а от 120 до 250 тысяч - по ставке 1%. Являясь основой дохода местных бюджетов, данный налог играет очень важную роль: он позволяет финансировать ремонт и развитие дорожной и инженерной инфраструктуры, а также покрывать другие муниципальные расходы. Но в основном эти деньги идут на благоустройство того района, в котором расположен дом или квартира.

Инициативу Минфина эксперты оценивают по-разному. Специалисты поддерживают идею сделать налог социально дифференцированным, ведь в противном случае вся тяжесть налога придется не на богатых инвесторов, а на простых граждан, в том числе малообеспеченных. Находит понимание и предложение ввести размер необлагаемого минимума. Однако многие сомневаются, что инвесторы, для которых высокая ставка налога была бы справедлива, будут этот налог платить. Как отметил в разговоре с "Экспертом Online" гендиректор "Билдинг Медиа Групп" Сергей Елисеев, налог можно не платить, если приобрести объект недвижимости на раннем этапе строительства и продать квартиру до регистрации права собственности через уступку права требования - а именно так и поступают большинство инвесторов. Значит, ни о каком воздействии налога на недвижимость на таких игроков речи идти не может. "К тому же, если человек продает объект недвижимости и у него возникает налог, то он имеет право на льготу в случае, если при этом он другой объект приобретает", - объясняет Елисеев.

Специалисты также опасаются, что вопрос ставки налога еще окончательно не решен и может впоследствии быть значительно увеличен. "Мне кажется, что речь идет о следующем, - сказал изданию эксперт, знакомый с планами минфина. - Основная стратегическая цель заключается в том, чтобы этот налог ввести и не вызвать никакой социальной напряженности. А потом все эти проценты поменять. То есть сейчас создать структуру взимания налога, не ставя цели получения денег в бюджет, а потом потихонечку, когда все будет принято, начать изменять ставки. Сказать, что мы на федеральном уровне ограничили потолок налогов, а все остальное уже местные муниципальные образования решают сами. На них переложить ответственность". Тем более, как уже говорилось, основная функция нововведения - наполнение бюджетов муниципальных образований, которые испытывают огромный дефицит средств.

Но даже если повышения ставки не произойдет, россиянам все равно не удастся отделаться 10-50 долларами, считают "Новые Известия". Как отмечает газета, в своих расчетах замминистра исходил из того, что стоимость квартиры площадью 72 кв. метра не превышает 100 тыс. долларов, а 1 кв. метр обходится в сумму чуть более 1,3 тыс. "зеленых". Даже если брать московскую "двушку" в плохом панельном доме, средняя цена составит 3 тыс. 842 доллара за метр. "Словом, как ни крути, а налог даже на самое непрезентабельное жилье будет втрое выше, чем посчитал Минфин", - считают "НИ".

Так что Минфин скорее всего лукавит, говоря о том, что дополнительные доходы от нового налога государство не получит. По мнению директора Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергея Смирнова, делать все стоит не так: небольшим налогом облагать квартиры, где люди прописаны, а повышенным - все остальное - инвестиционное жилье.

Надо заметить, что сегодня существует две позиции по вопросу исчисления ставки налога на недвижимость. Одно мнение, что общий налог на недвижимость должен исчисляться как доля от кадастровой стоимости, другое - по ставке от рыночной стоимости. Как объяснил "Эксперту Online" Константин Апрелев, кадастровая стоимость - это цена, которая базируется на среднерыночной цене на аналогичную недвижимость в текущем году плюс понижающий коэффициент 30%.

Как бы то ни было, ожидать изменений со дня на день не стоит. По словам Шаталова, в пяти регионах, где будут реализованы пилотные проекты (Калининградская, Кемеровская, Тверская, Нижегородская, Самарская области), налог на недвижимость может быть введен с 2009 года. "В остальных, на территории всей России, это скорее 2010-2011 год", - считает замминистра.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

http://pda.rian.ru/review/20070321/62341137.html

21-03-2007

Док. 374424
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 24.09.07
Число обращений: 514

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``