Сергей Шаталов: Где деньги для строительства дорог в России?Назад
Сергей Шаталов: Где деньги для строительства дорог в России?
Согласно новому налоговому законодательству, регионы потеряли доход от прямого налога в Дорожный фонд. О том, как компенсировать деньги для строительства дорог в России, 1 марта шла речь на заседании "круглого стола" в Совете Федерации. С подробностями - корреспондент "Радио России" Ольга Беляева.
БЕЛЯЕВА: Нет нужды спорить о важности акцизов на нефтепродукты в деле поступления налоговых доходов в бюджеты разных уровней. Поводом к разговору в Совете Федерации послужил новый порядок уплаты этих акцизов, который действует уже два года, и уже можно говорить: хорош он или плох. Главная характеристика нового порядка - уплата акцизов перешла от производителей в оптовую и розничную торговлю. Изменились и пропорции поступлений: 10 процентов - в бюджеты территорий, 40 процентов - в федеральный бюджет и 50 процентов - в бюджеты других уровней в зависимости от протяженности дорог и количества зарегистрированных транспортных средств.
По мнению зам. министра финансов Сергея Шаталова, схема работает хорошо.
ШАТАЛОВ: Мы проанализировали собираемость акцизов по результатам 2004 года, исходя из объемов производства бензина, дизельного топлива, моторных масел и тех ставок, которые действовали в 2004 году. Результаты показывают, что собрано примерно 97,5 процента акцизов, исходя именно из фактических объемов производства. Это неплохая цифра, которая говорит, что схема, по которой берутся акцизы, хотя и достаточно сложная, но результаты можно признать удовлетворительными.
По старому Налоговому кодексу регионы имели фиксированные отчисления в Дорожный фонд. Отмена их потребовала компенсации. Никто не будет спорить, что дороги должны быть в исправном состоянии, но в том-то и дело, что в российских регионах не все дороги одинаковы. Поэтому по новой схеме Дорожные фонды наполняются там, где больше покупают топлива, больше ездят, и, соответственно, в этих регионах необходимы большие средства на поддержание и строительство дорог.
Реальность же оказалась не так радужна. По мнению аудитора Счетной палаты Владимира Панскова, налоговую базу и дорожное строительство не удалось увязать. Она ориентирует регионы не на строительство дорог, а на увеличение количества автомобилей согласно новым нормам. В итоге сложилась ситуация, когда свыше 48 процентов поступлений приходится на 9 регионов, в том числе таких крупных, как Москва, Санкт-Петербург, Мордовия и Татарстан, что противоречит задаче гармонизации распределения уплаты акцизов от нефтепродуктов между территориальными бюджетами.
Впрочем, возврата к старой схеме не предвидится. Участники "круглого стола" считают, что надо придерживаться врачебного принципа - не навреди и совершенствовать законодательную базу для создания эффективного механизма акцизного налогообложения нефтепродуктов в РФ.