В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Курин. Время легких и нечестных заработков на банкротстве проходит Назад
Юрий Курин. Время легких и нечестных заработков на банкротстве проходит
Старая и новая редакции федерального Закона "О несостоятельности": сравнительный анализ и правоприменительная практика

Недовольство действием закона о банкротстве 1998г. начало накапливаться буквально с первых дней его применения. Перед ФСФО стояла задача в кротчайшие сроки подготовить целую армию арбитражных управляющих, которые будут управлять должниками по всей стране. Судебные органы вынуждены были с нуля формировать практику по делам о банкротстве, при этом количество проблем процессуального характера было сопоставимо с количеством банкротств. Должники стали бить в набат под натиском кредиторов, которые из просящих "ходоков" в одночасье превратились в хищных "акул". Все это в конечном итоге привело к тому, что закон о банкротстве стали называть "худшим законом в России" .



Нет ничего удивительного в том, что на протяжении всего срока действия закона о банкротстве в Государственную Думу поступает множество различных поправок к нему.

В данной статье мне хотелось бы подвести некоторые итоги продолжительной и очень напряженной совместной работы Государственной Думы, ФСФО, судебных органов и Правительства РФ по разработке новых подходов к банкротству в России.

Что изменилось с 1998г. в системе банкротства?

Во-первых, найдено бессчетное количество недостатков законодательства о банкротстве.

Во-вторых, наработана богатая судебная практика, причем не только арбитражных судов, но и Верховного Суда и даже Конституционного Суда РФ. Перед нами плоды значительных усилий судебной системы, которая пытается хоть как-то исправить существующие изъяны законодательства.

В-третьих, разработаны новые законопроекты о банкротстве. Главной задачей этого процесса была подготовка закона, учитывающего мнения всех сторон. Поэтому была составлена единая рабочая группа, в состав которой было включено очень большое количество специалистов и представителей государственных органов.

В тандеме с законодательством о банкротстве разрабатывается принципиально новое законодательство о саморегулируемых организациях (далее по тексту - СРО), важность которого сложно переоценить, так как именно при помощи саморегулирования будет создаваться новая цивилизованная модель арбитражного управления.

На сегодняшний день все подготовительные мероприятия закончены. Нет сомнений, что проекты очень скоро станут законами и дадут начало новой системе банкротства, в которой не будет (или почти не будет) места нечистоплотным предпринимателям, зарабатывающим деньги нечестным путем.

Проект нового закона о банкротстве успешно прошел первое чтение. Не буду скрывать, что после этого поступило более 6000 замечаний и поправок. Уже на протяжении двух месяцев рабочая группа согласовывает все предложенные изменения. К концу июня мы планируем рассмотреть законопроект во втором чтении.

Я уверен, что вся система проводимых мероприятий по реформированию банкротства в России позволит минимизировать существующий хаос. Для этого приложено огромное количество усилий и со стороны Думы и со стороны ФСФО, безусловно, нельзя забывать о заслугах судебной системы и работе министерства экономического развития. Результаты этой работы позволят банкротству освободиться от позорного клейма криминального передела собственности.

Я не хочу утверждать, что новые законы станут панацеей всех существующих сегодня проблем. Это было бы слишком хорошо для реальной действительности.

Закон о банкротстве 1998г. войдет в историю тем, что ни одна редакция подобных законов или дореволюционных уставов еще не вызывала столь негативного общественного настроя к банкротству. Как мы не старались объяснить, что банкротство это институт цивилизованного рынка, средства массовой информации однозначно прикрепили к банкротству ярлык криминального, если угодно "грязного" передела собственности.

Весь этот негатив достанется нам с вами по наследству даже после принятия новых законов . Можно бесконечно твердить, что это не так, однако изменить сформировавшееся общественное мнение и снять этот позорный ярлык будет очень сложно. Надо изначально понять, что не достаточно просто принять новый закон. Не достаточно создавать судебную практику. Недостаточно давать властные указания государственным органам. Положительная репутация законодательства о банкротстве будет нарабатываться долгой, кропотливой, а главное честной работой всех участников банкротства.

Теперь более подробно о проекте закона о банкротстве и о тех нововведениях, которые не позволят желающим превратить банкротство в машину для заработка легких денег.

1.Увеличился размер задолженности для возбуждения дела о банкротстве до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Это позволит снизит количество мелких банкротств.

2.Значительно переработан массив норм в отношении арбитражного управляющего. Усилены требования к арбитражному управляющему. Причем мы не пойдем по пути закручивания гаек, этот этап мы уже проходили. Достаточно поднять практику Верховного суда, который своими решениями и определениями признавал недействительными Положения и Распоряжения ФСФО по осуществлению надзора за деятельностью арбитражного управляющего. (Решение Верховного суда от 20 июня 2000г. No ГКПИ 00-547 "По делу о признании недействительными п. 38 "Положения о процедуре осуществления сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих"; Определение Верховного суда от 3 апреля 2001 г. Дело No КАС01-102 "О признании недействительными (незаконными) абз. 7 п. 16. абз. 1 п. 34. абз. 2, 4, 5, 8 и 9 п. 28 "Положения об осуществлении сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих").

Особо хочется сказать, что мы не позволили до создания СРО отменить лицензирование деятельности арбитражного управляющего, для чего пришлось вносить новые изменения в закон о лицензировании. Это тоже является своего рода заслоном, со стороны государственных органов от наполнения этого сегмента рынка недобросовестными субъектами.

Усилены требования к кандидатам в арбитражные управляющие. Теперь они обязаны иметь высшее образование, опыт руководящей работы, пройти стажировку в СРО, и стать участником или учредителем СРО. Теперь заниматься арбитражным управлением намного сложнее, а, следовательно, в строю останутся только настоящие профессионалы своего дела. Это повысит качество проводимой работы.

Теперь, в случае перехода полномочий руководителя должника на арбитражного управляющего, последний обязан предоставить финансовое обеспечение деятельности на случай причинения ущерба. Когда на кону будут стоят личные средства арбитражного управляющего, у него будет стимул работать добросовестно.

Еще одной новеллой проекта является прохождение обязательной переподготовки арбитражными управляющими раз в два года. Кстати у этого положения уже много противников. В журнале "Антикризисное управление" No 1-2 за 2002г. Андрей Дощечкин и Андрей Мисаров опубликовали статью, в которой обосновывали, что проходить переподготовку раз в два года это очень сложно, это процедура будет отнимать много времени и сил. Намного лучше, по их мнению, заменить переподготовку сдачей квалификационного экзамена, причем без прохождения теоретического обучения. С такими мыслями мы можем скоро прийти к тому, что не надо пять лет ходить в университет, достаточно только сдать государственные экзамены.

3. Пожалуй, главным нововведением проекта является создание системы саморегулируемых организаций. Это принципиально новый для России подход к регулированию деятельности арбитражных управляющих. Он должен заменить собой лицензирование деятельности арбитражного управляющего и дополнить пробелы регулирования со стороны государственных органов.

4. В проекте более детально изложен порядок рассмотрения дел в суде. Это упростит работу, мы постарались максимально уменьшить число ситуаций, когда у суда появляется неопределенность. У суда не должно быть множества вариантов при вынесении решения или определения.

5. Вводится процедура финансового оздоровления. Ее смысл заключается в привлечении денежных средств и восстановлении платежеспособности, но без отстранения руководителя должника. Действительно, если восстановление платежеспособности возможно, то необходимо объединение усилий всех участников банкротства. На этой стадии у должника и кредитора есть возможность договориться, что является цивилизованным способом разрешения конфликта интересов. К сожалению, многие специалисты возражают против возрождения этой процедуры банкротства в российской законодательстве.

6. В проекте регламентируется возможность возвращения из конкурсного производства во внешнее управление. Это положение находит свое применение на практике, так как приоритетной задачей банкротства должно быть, все таки, восстановление платежеспособности, а не ликвидация.

Это далеко не все положения проекта закона о банкротстве, которые смогут создать заслон для проведения нечистоплотных финансовых махинаций.

Все перечисленные новеллы очень скоро вступят в действие, новая система банкротства заработает, поэтому уже сейчас можно предложить любителям легких денег подыскивать себе новую работу.




Ю.Г.Курин, председатель подкомитета по банкротству Государственной Думы РФ
http://kurin.ru/index.php?articles_id=38

Док. 374001
Перв. публик.: 23.08.07
Последн. ред.: 24.09.07
Число обращений: 221

  • Курин Юрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``