В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Богомолов: Как перестроить Россию на троих? Назад
Олег Богомолов: Как перестроить Россию на троих?
Три губернатора: Новгородской области - Михаил Прусак, Белгородской - Евгений Савченко и Курганской - Олег Богомолов предложили радикально реформировать систему власти и экономическую политику. Один из "тройки реформаторов", губернатор Курганской области Олег Алексеевич БОГОМОЛОВ, поясняет замысел.

Мы считаем, что необходимо провести налоговую амнистию, "расчистить" финансовую ситуацию на предприятиях, аннулировать все пени и штрафы. Кроме того, простить все долги сельским товаропроизводителям (коллективным хозяйствам и фермерам) и оказывать государственную поддержку селу. Освободить банки от налога на прибыль в части финансирования инвестиционных проектов. Это должно коснуться инвестиций в производственные проекты от налогообложения до полной окупаемости.
В области естественных монополий считаем необходимым сохранить государственную собственность в виде контрольного пакета акций и регулирование деятельности. Приобрести в госсобственность акции предприятий нефтегазового комплекса и электроэнергетики.
В сфере финансов предлагается отойти от перетоков денежных средств из одного бюджета в другой. Мы предлагаем решить проблемы многочисленных льгот и долгов федеральных служб перед бюджетами разных уровней.
Банковская система страны должна быть усилена специализированными банками с приданием им статуса государственных. Они могли бы заниматься целевыми инвестициями реального сектора производства - промышленности, сельского хозяйства.
А если говорить по большому счету, то речь идет о дальнейшем усилении регулирующей роли государства в экономике. То, о чем я всегда говорил и что сейчас стало очевидным для всех. А управлять эффективно экономикой может только сильное государство, имеющее сильную власть на всех уровнях и работающую в одном "ключе". Отсюда в письме предложения по укреплению вертикали сверху донизу.
Для этого мы предлагаем восстановить властную вертикаль и провести серьезные реформы власти.
Со всеми ли положениями письма "трех" я согласен? Скажу прямо, три губернатора - три взгляда. Но нам троим удалось договориться по большинству позиций, а это означает, что база у предложенных реформ есть. Есть возможность достижения национального согласия и объединения общей воли сделать страну лучше и сильнее.
Но есть в обращении и то, с чем я не согласен. Первое - с укрупнением территорий. Любой процесс, связанный с территориальными изменениями, должен проходить естественным путем. Не должно быть искусственных образований - в истории мы уже это проходили. Есть ли сейчас объективные основы укрупнения территорий? Таковых нет, а значит, любые шаги в этом направлении будут встречены непониманием региональных элит и, возможно, широкими слоями населения. Не говоря уже о том, что экономические условия не позволят без ущерба это осуществить. Хотя это положение все равно требует внимания, так как есть регионы, где насчитывается по 30-40 тыс. населения, а права у этих территорий равные с другими субъектами государства. Например, малочисленный автономный округ имеет двух членов Совета Федерации, одного депутата Думы, огромное количество федеральных и местных чиновников. Для чего? Но в любом случае эта проблема на дальнюю перспективу.
Второе - в письме говорится, что на первом этапе назначаемость глав регионов не распространяется на президентов национальных республик. Я в этом вопросе исповедую принцип "все или никто". Либо все назначаются, либо все избираются. Мы говорим о восстановлении единой вертикали власти, а двойной стандарт в выборности или назначаемости глав регионов - это прямой путь к развалу государства. Так или иначе, но этот вопрос сам по себе очень важен. Может ли существовать огромное "евразийское" государство с границами, равными окружности Земли, без сильной централизованной власти? Думаю, что нет. Поэтому, если мы хотим сохранить Россию в тех границах, которые есть сейчас, надо серьезно задуматься над формой государственного устройства.
Третье - категорически не согласен с продажей земли или передачей ее в частную собственность. Именно поэтому в письме родилась примирительная формулировка передачи земли в собственность, но только тем, кто живет в селе и занимается сельскохозяйственным производством.
Мы предлагаем реформировать органы власти на основе многоступенчатых выборов.
Предложенная в письме система собраний представителей в будущем может стать развитием демократических институтов. В их состав могут войти не только депутаты региональных законодательных собраний, но и представители профсоюзов, рабочих коллективов, общественных объединений. Главное, чтобы эти органы не превратились в место пустых дебатов и бесплодных дискуссий и не подменяли региональные парламенты.
Требуется и реформа органов местного самоуправления. Необходимо ограничить местное самоуправление районным (микрорайонным) в городе, сельским, деревенским советом. Мэры городов и главы администраций районов должны назначаться губернаторами, что продлит вертикаль государственной власти до уровня районов и городов.
Посмотрите, что происходит сегодня. Большинство районов нашей Курганской области дотационные, от 40 до 90 процентов их бюджета - это трансферты и субсидии из региональнго бюджета. Даже закон о местном самоуправлении предусматривает, что любое муниципальное образование имеет свою территорию и доходы. Что же это за муниципальное образование - район, без доходов (одни трансферты), без населения (все население проживает в других муниципальных образованиях), без территории (аппарат находится на территории райцентра, где есть свой "мэр" и муниципалитет)? В средней по российским меркам Курганской области число муниципальных образований достигло астрономической цифры - их 459! И при этом формально никто друг другу не подчиняется. Одним словом, назрела насущная необходимость сделать районы органами государственной власти, которые бы проводили государственную политику и были бы строго подчинены вышестоящим органам.
Считаю, что нужен нам двухпалатный парламент. Депутаты должны избираться исключительно по территориальным округам, а партийные списки, мне думается, надо скорее забыть. Верхняя палата парламента (Государственный Совет или Сенат) должна формироваться исключительно из представителей регионов. Ими могут быть губернаторы и законодатели, ведь кто лучше их знает проблемы своих территорий.
У России осталось не так уж много времени для выхода на цивилизованный путь развития. Мы очень долго плутаем в "темном" лесу, который на поверку состоит всего из трех сосен.

http://www.rg.ru/anons/arc_2000/0304/8.htm

04.03.2000

Док. 373990
Перв. публик.: 04.03.00
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 250

  • Богомолов Олег Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``