В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Курин. Лоскутное законотворчество Назад
Юрий Курин. Лоскутное законотворчество
Иркутянин Юрий Курин, имеющий многолетний опыт работы над региональным законодательством, рассказывает о своих впечатлениях от работы над федеральным законодательством в составе Государственной Думе 3-го созыва.






До избрания в Госдуму я довольно долго был представителем Иркутского губернатора в областном Законодательном собрании. Мне казалось, что организация работы в нашем ЗАКСе очень плохая. Оказывается, в российской Госдуме дела обстоят еще хуже. Думцы чуть ли не с гордостью говорят об огромном количестве законопроектов, находящихся в работе, хотя этого нужно стыдиться. Потому что то, чем мы занимаемся, - это лоскутное законотворчество, бессистемное, хаотичное, противоречивое, непоследовательное. Оно не дает возможности выделить истинные приоритеты и на них сосредоточиться. В итоге разные политические силы, разные люди, обладающие разной степенью интеллекта, квалификации, подготовленности, видят проблемы каждый по-своему, и каждый толкает их в свою сторону.

Я думаю, что заслуживают самой горячей поддержки намерения ряда депутатов, в частности Елены Мизулиной, разработать новый регламент Госдумы, который ставил бы плотину, фильтр для законов частных, мелких, не решающих настоящих проблем, создающих лишь видимость депутатской активности.

На каждую сессию выносится огромное количество разных вопросов. Доклады авторов законопроектов настолько неполны, что человеку, не участвовавшему в разработке законопроекта, трудно понять, о чем идет речь. Обсуждение носит характер инсценировки: в зале присутствует лишь малая часть депутатов, а слушают докладчика, участвуют в дискуссии и сознательно нажимают кнопку вообще лишь несколько человек. Риск ошибок при рассмотрении законопроектов очень велик. Поэтому часто, только-только приняв решение, все сразу понимают, что совершили глупость и говорят: давайте вернемся к этому вопросу и переголосуем.

На мой взгляд, Государственная дума чрезмерно многочисленна - 450 депутатов. Кроме того, комитеты сформированы неправильно, они механически повторяют структуру правительства Российской Федерации. Регламент составлен так, что каждому депутату предоставлено право законодательной инициативы (в стране правом законодательной инициативы обладают около тысячи субъектов - "Эксперт"), и это, очень плохо, потому что, в результате весь процесс законотворчества представляет собой какой-то мутный селевой поток, плохо организованный, бессистемный, противоречивый. А на стадии применения законов у правоприменителей возникает еще больше вопросов. Поэтому я абсолютно убежден в том, что гордиться огромным количеством принимаемых законов нам никак нельзя: очень много законов частных, состоящих из одной-двух строчек и ничего принципиально не меняющих.

Далее. Очень важна прозрачность законотворческого процесса: регламентными нормами нужно предусмотреть такой порядок, чтобы общество знало: в этом году Дума будет принимать такие законопроекты, Совет Федерации утверждать - такие, а президент подписывать - такие. А сегодня этого даже специалисты не знают. Принцип и очередность внесения законопроектов в повестку дня туманны и мне не понятны.

Есть еще проблема, которой я никак не могу найти объяснение. У нас в Иркутской области аппарат Законодательного собрания существовал для депутатов. Он их консультировал, помогал писать законопроекты, там была достаточно приличная зарплата, и работа эта считалась престижной. А здесь в комитетах большая часть сотрудников - люди низкооплачиваемые, очень невысокой квалификации, и они существуют как бы сами для себя. Депутаты живут своей жизнью, а аппарат - своей. И они нигде не пересекаются. За год я не смог понять, чем занимается аппарат. Был, например, такой случай: я попытался приучить одного сотрудника аппарата нашего комитета регулярно сообщать мне о движении законопроектов через комитет, носить мне необходимые документы и так далее. Так ко мне тут же прибежал руководитель аппарата с вопросом: чего вы хотите от моего сотрудника?

Я хочу высказать и такую крамольную мысль: мало платят депутатам. Привилегии есть у них, но это другой вопрос, а само-то денежное содержание по московским меркам таково, что мало кто из депутатов может позволить себе не заниматься еще каким-нибудь оплачиваемым делом. Если вы хотите, чтобы человек с утра до вечера занимался только законотворчеством, платите ему достойно, чтобы он не отвлекался на всякие мысли о материальном существовании.




Юрий Курин, депутат Госдумы России, председатель подкомитета Госдумы по банкротству
"Эксперт" No4(264)
29.01.2001
http://kurin.ru/index.php?articles_id=122


Док. 373978
Перв. публик.: 29.01.01
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 187

  • Курин Юрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``