В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Юрия Курина газете `Байкальские вести` Назад
Интервью Юрия Курина газете `Байкальские вести`
Юрий Курин: "Будущее -- за нормальной конкуренцией"





Главный юрист администрации Ножикова предлагает новую повестку дня для России и Прибайкалья

Успешная защита интересов Иркутской области в Конституционном суде по вопросу акционирования Иркутскэнерго в 1993 году, разработка регионального Устава в 1994-1995-м, подготовка реформы местного самоуправления в 1996-1997 годах -- вот лишь некоторые из масштабных событий, в которых собеседник нашей газеты принимал активное участие. Да что там "активное" -- Юрий Курин работал тогда рука об руку с первым всенародно избранным губернатором области Юрием Ножиковым, был главным юристом его администрации. К должности председателя государственно-правового комитета и одного из ножиковских заместителей он пришел после многолетней работы в органах следствия и прокуратуры Иркутской области. В 1997 году, после смены губернатора, он уходит в отставку и посвящает себя юридическому бизнесу, связанному с адвокатской деятельностью и антикризисным управлением предприятиями. Тогда же проявляет себя, как самостоятельный политик, создав и возглавив Иркутское региональное отделение партии "Союз правых сил". С 1999 по 2003 год -- депутат Государственной думы РФ по списку СПС, в парламенте стал одним из соавторов новой редакции федеральных законов "О банкротстве" и "Об адвокатуре". После поражения СПС на думских выборах 2003 года слагает себя полномочия председателя регионального отделения партии и переезжает в Москву. В течение последних двух лет заслуженный юрист России Юрий Курин -- президент Некоммерческого партнерства "Национальная Гильдия арбитражных управляющих", объединяющего представительства от Калининграда до Владивостока, включая Иркутск. Наша беседа состоялась во время одного из частых визитов Юрия Геннадьевича в родной город.

Иркутский голос в столице

-- Ваша жизнь и работа сейчас в большей мере связана с Москвой, но связь с Иркутском не порвалась. Одним из связующих звеньев с "малой родиной" является Иркутское землячество в Москве -- солидная, влиятельная организация, деятельность которой, однако, почти не совещается в региональной прессе...

-- Да, я живу и работаю в Москве, но Иркутск не забываю и не смогу забыть никогда. Я приезжаю сюда не реже одного раза в месяц. После поражения на выборах в Госдуму я какое-то время не очень внимательно следил за политическими событиями -- надо было осваивать новую профессиональную деятельность в Москве. Но теперь я вернулся в прежний режим деятельности.

В последнее время участвую в работе Иркутского землячества в Москве. Когда губернатором был Говорин, я сторонился землячества потому, что находился в оппозиции к администрации области. Сейчас ситуация изменилась, меня избрали членом правления землячества, назначив ответственным за взаимодействие с теми иркутянами, которые переехали в столицу и занимаются там бизнесом. Кстати, в деятельности землячества предвидятся большие перемены. Его почетным президентом избран генеральный директор государственного холдинга Рособоронэкспорт, один из ближайших соратников президента страны Сергей Витальевич Чемезов. Председателем землячества теперь является тоже в прошлом хорошо известный в Иркутской области человек -- генерал-лейтенант ФСБ Иван Кузьмич Миронов, тоже работающий в Рособоронэкспорте.

Губернатор прошлого, губернатор будущего...

-- Как вы оцениваете восемь лет губернаторства Бориса Говорина? Помогает ли ваша оценка понять, что же нужно делать сейчас?

-- В России давно пора создавать новые политические традиции, в том числе на региональном уровне. Следует уходить от обычая, когда руководителей хвалят, пока они при власти, и начинают ругать, после их ухода. Так было в коммунистические времена, так осталось и позже -- и после ухода в отставку Юрия Абрамовича Ножикова, и теперь, по завершении губернаторства Бориса Александровича Говорина. В области было буквально несколько человек, которые последовательно и публично критиковали губернатора Говорина, и им сейчас не в чем себя упрекнуть. Но сейчас он в отставке, ждет нового назначения, и появилось много людей, готовых его "распекать". Возникает вопрос, где они были раньше. Когда Говорин был при должности, то большинство региональной элиты -- хозяйственной, политической, творческой, научной -- его, безусловно, поддерживало и нахваливало. Поэтому я считаю, что время критики Говорина ушло, и ничего позитивного дать уже не может. Тот, кто ругает его сейчас, просто бросает камень вслед ушедшему руководителю.

-- Но ваша-то оценка Говорина осталась прежней?

-- Да, оценка прежняя, но без смакования и злорадства. Проблема сейчас не столько в нем, сколько в тех, кто изменил свое поведение. Повторять сейчас в адрес Говорина старые претензии и формулировать новые неэтично и неконструктивно. Существует большая вероятность, что Борис Александрович будет представлять Россию за рубежом, поэтому ругать его предыдущую деятельность было бы, на мой взгляд, еще и непатриотично.

-- Союз правых сил в 2002 -- 2003 годах выступал против третьего срока полномочий для губернаторов, включая иркутского. Затем СПС раскритиковал отмену прямых выборов губернаторов. Изменилась ли такая позиция?

-- Мы были и будем против третьего срока полномочий. Несмотря на сильное давление со стороны администрации области, большинство депутатов фракции СПС в Законодательном собрании в ноябре 2003 года голосовали против поправок в Устав, разрешающих третий срок. Что касается запрета прямых губернаторских выборов, то для почти всех регионов это сделали зря. Назначение и прямое президентское правление целесообразно только на Северном Кавказа, где чрезвычайно сложная политическая ситуация и в результате выборов к власти могут придти экстремисты.

-- То есть процедура назначения губернаторов, несмотря на внешнюю компактность и оперативность, имеет серьезные изъяны?

-- Совершенно верно. Только в последние годы федеральная власть -- администрация президента, правительство -- стала заниматься региональными проблемами. Лишь недавно создано Министерство регионального развития, хотя у него до сих пор мало властных рычагов. Поэтому выбор кандидатуры, представляемой для утверждения в губернаторской должности местным парламентам, не всегда является оптимальным. Кроме того, при таком порядке наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, на эту должность порой приходят люди, которые до этого не были политиками. Убежден, что к посту президента, губернатора, мэра, депутата федерального парламента нужно идти много лет, быть на виду у избирателей. Политика -- дело профессиональное, необходимо пройти через выборы, через удары со стороны конкурентов. Это совсем другая деятельность в сравнении с хозяйственной работой, пусть даже успешной и во главе крупного предприятия. В верхние эшелоны власти должны приходить публичные люди, хорошо и давно известные населению.

Область и округ: не экономика, а политика

-- Актуальная для Прибайкалья проблема -- референдум 16 апреля по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Насколько это объединение необходимо и целесообразно? Как, на ваш взгляд, идет подготовка к голосованию?

-- Объединение области и округа необходимо, это позитивный процесс. Его юридическая база была заложена еще десять лет назад, в мае 1996 года, когда в Москве был подписан единственный в стране трехсторонний договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Свои подписи под документом поставили президент Борис Ельцин. Губернатор области Юрий Ножиков и глава окружной администрации Алексей Батагаев. Стало ясно, что со временем два субъекта федерации объединятся. Правда, развить подписанное соглашение, несмотря на громкие декларации, долго не удавалось. Жаль, что потеряно столько времени, но лучше поздно, чем никогда.

Что касается подготовки к референдуму, то многие мероприятия -- например, агитация -- необходимы. Другое дело, что тезис о безусловном экономическом эффекте от объединения подается слишком прямолинейно и недостаточно аргументировано. Мол, мы станем намного богаче, это будет другой уровень развития и т.п. Думаю, аналогия с Красноярским краем, где произошло объединение с двумя богатыми автономиями, неуместна -- экономика Усть-Ордынского округа на порядок слабее. В экономическом плане объединение ситуацию не испортит, но и само по себе не улучшит -- все останется примерно на прежнем уровне.

Единственный экономический плюс от объединения -- сокращение чиновников. Первый шаг уже сделан -- в области и округе созданы единые органы налоговой и правоохранительной системы. Но в целом у объединения не столько экономические, сколько государственно-правовые плюсы -- оптимизация управления, первые шаги к отмене национально-территориального деления России. Пора уходить от ленинско-сталинского устройства страны, когда за основу взяли компактное проживание лиц той или иной национальности. Этот подход недопустим для построения сильного, целостного, единого государства. Необходим переход к территориальному принципу, без указания "титульных наций" в названии субъектов федерации.

Реформы и настройка

-- Вы много занимались проблемами местного самоуправления. Как, на ваш взгляд, реализуется эта реформа, в том числе в Иркутской области?

-- Придание большого объема полномочий и ответственности муниципальным образованиям -- позитивный шаг. В России люди издавна ощущают себя винтиками в машине, которой управляют сверху. Такое мировоззрение нужно менять, а это можно сделать, только приобщив максимально возможное количества людей к политическим вопросам. В Иркутской области по новому закону избрано почти 400 глав местного самоуправления, и это хорошо. Там, где нет политики, там правит бюрократия. Поэтому основная идея федерального закона N 131 не вызывает у меня сомнений.

Негативную роль, однако, может сыграть то, что сейчас в России одновременно проходит несколько реформ: жилищно-коммунальная, муниципальная, в энергетике, административная. От взаимного наложения возникают дополнительные проблемы.

-- Быть может, России нужен не вал одновременных реформ, а, выражаясь словами бывшего премьера Михаила Касьянова, тонкая настройка?

-- Да, настоящее время уже не является периодом революционных перемен. Это пора эволюционного строительства. Поэтому многие шаги, предпринимаемые руководством страны, теоретически правильные, но есть известное правило -- как выражаются англичане, "степ бай степ", "шаг за шагом". Иначе отрицательные последствия каждой из нынешних реформ могут образовывать суммарный эффект, дискредитирующий все реформы целиком.

Демократы ищут совместимость

-- Как, на ваш взгляд, сейчас работает СПС и его региональное отделение в Иркутской области?

-- Я возобновил свое участие в работе федерального политсовета СПС. Что касается регионального отделения, то его нынешний председатель, депутат Законодательного собрания Алексей Павлович Козьмин -- более компромиссный человек, чем я. Кроме того, у него есть бизнес, зависимый от расположения местных властей. Он работает в сложных условиях -- сейчас у СПС нет фракции в Государственной думе и Законодательном собрании, ослабли позиции и в других органах федеральной и региональной власти.

-- Насколько актуален проект объединения демократических сил?

-- До последнего времени считалось, что это единственно возможная перспектива партийного строительства на правом, либеральном фланге. Председателем комиссии СПС, ведущей объединительные переговоры, является Борис Немцов, а я вхожу в ее состав. К сожалению, вероятность объединения по ходу переговоров не возросла, а, напротив, уменьшилась. Сказываются, прежде всего, не амбиции демократических лидеров, о которых много сказано в СМИ, а объективные причины -- слабая совместимость избирателей, например, СПС и "Яблока". Социология показывает, что в случае объединения сумма голосов не увеличивается. Это значит, что у избирателей-демократов плохая совместимость. И только во вторую очередь сказываются противоречия между лидерами -- почти каждый из них, кроме Немцова, видит в качестве руководителя объединенной партии только себя. В общем, объединения, как такового, мало -- демократам необходимы новые люди и идеи.

В сторону свободы

-- Извечный вопрос: что делать?

-- Нужна новая фигура в демократическом движении. На мой взгляд, объединить демократов может, например, Михаил Касьянов, работающий сейчас над созданием общественно-политического движения "Народно-демократический союз" (НДС). Учредительный съезд движения намечено провести в апреле. В движение могут вступать представители разных партий. Не исключено, однако, что в будущем движение будет преобразовано в партию.

-- Касьянов принадлежит к высшей бюрократии. Одни считают это минусом, другие, напротив, плюсом...

-- Конечно, деятельность Касьянова на посту премьера можно критиковать, замечу, однако, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Благодаря своей биографии и связям Касьянов способен хотя бы частично расколоть правящую элиту, повести ее за собой, а это очень важно. В современной России еще ни одну партию, кроме "партии власти", не возглавлял человек, долгое время работавший министром финансов и премьер-министром. По существу, он занимал второй по значимости пост в государственной иерархии после президента.

Статус Касьянова соответствует и задаче, стоящей перед страной -- не революция, не отказ от всего, что сделано, а эволюция, редактирование, внесение поправок, корректировка.

-- Редактирование -- в какую сторону?

-- В сторону политической и экономической либерализации. Да, в 90-е годы были ошибки и перегибы, но если у бюрократии слишком много власти, как сейчас, -- это тоже плохо.

Будущее -- за нормальной конкуренцией

-- Либерализация предполагает опору на структуры гражданского общества. Есть ли таковые в Иркутске?

-- Мне хорошо знакома Иркутская школа публичной политики, которую организовала общественная организация "Открытая Россия -- Иркутск" во главе с Алексеем Петровым. Сейчас это наиболее активно действующий центр политической мысли в областном центре. В этой же структуре открываются и другие направления -- например, программа "Помоги советом".

-- А почему вы не вступили в "Единую Россию"? Казалось бы, куда проще и спокойнее быть в "партии власти". Опять же карьера...

-- Как -- почему? Я не разделяю идеологию "Единой России" -- хотя, если быть точным, идеологии у нее нет вообще. Убежден, что у структур, подобных ЕР, нет исторической перспективы. Будущее нашей страны -- за нормальной конкуренцией в политике и экономике.




Беседовал Юрий Пронин, "Байкальские вести"
21.03.2006
http://kurin.ru


Док. 373974
Перв. публик.: 21.03.06
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 185

  • Курин Юрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``