В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагит Алекперов: Хитрецы и прагматики бензоколонок Назад
Вагит Алекперов: Хитрецы и прагматики бензоколонок
На вчерашнем заседании Правительства обсуждение пункта о стабильном снабжении страны топливно-энергетическими ресурсами в грядущие холода 1999-2000 годов вылилось в трехчасовую изнурительную дискуссию.

Разговор быстро соскользнул с темы будущей зимовки на проблему взлета бензиновых цен, которые уже сегодня вызывают социальное возмущение. При этом сначала речь шла о криминальном аспекте: владельцы колонок, находящихся под сильным контролем преступности, решили показать государству свою силу, желая сорвать принятие законов о новом налогообложении бензоторговли. Говорилось об их сговоре, который вздувает цены по сравнению с оптовыми иногда на 150 процентов, а также о стремлении нефтяников поменьше поставлять на нищий внутренний рынок и побольше - на рынок внешний, где в январе-апреле нефтецены выросли в полтора раза. И меры здесь предлагались крутые: ввести повышенные экспортные пошлины, пресекать доступ к трубопроводам тех, кто не желает снабжать внутренний рынок, довести до суда и "посадки" хотя бы нескольких бензоторговцев, которые пошли на взвинчивание цен по сговору. Один за другим выступали шеф МВД Владимир Рушайло, первый заместитель главы ФСБ Виктор Черкесов, министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов.
Но постепенно в выступлениях засквозила иная тема: глубокий кризис самого топливно-энергетического комплекса. После августовского обвала рубля цены на нефть и топливо в России снизились в долларовом исчислении так, что теперь у нефтекомпаний нет средств на поддержание уровня добычи, на инвестиции в оборудование и введение в строй новых месторождений взамен выбывающих. В то же время, по словам первого заместителя главы ФСБ В. Черкесова, нефтяники под взятые иностранные кредиты позакладывали добываемую нефть кто до 2001-го, а кто и до 2005 года, и теперь они просто обязаны гнать нефть на экспорт. В. Черкесов также отметил, что износ оборудования в отрасли достиг 50 процентов, а налогообложение нефтяников, нацеленное не на конечный продукт, а на скважины, заставляет компании глушить их, а значит - снижать добычу. Другими словами, но по сути о том же самом говорил и глава Минтопэнерго Виктор Калюжный.
Наступил крайне опасный момент. Добыча нефти в России в этом году упадет, по прогнозам, с 297 до 288 миллионов тонн, тогда как критический уровень для нас, по словам премьера Сергея Степашина, 300 миллионов тонн. За этой чертой страна не сможет вывозить нефть, без того чтобы не вызвать ее дефицита внутри России. А поскольку снижать объемы экспортных поставок нельзя (ведь это - единственный реальный источник валютных поступлений), в стране может разразиться настоящий топливно-энергетический кризис. Все это значит, что избитый неумелыми реформами, проеденный криминалитетом ТЭК начинает ложиться, и мы видим первые ласточки этого кризиса.
Так что повышение цен на бензин внутри страны становится объективной реальностью, которую не объяснишь одними лишь хищническими повадками хозяев бензоколонок. Рост бензиновых цен обусловливается еще и тем, что по требованию МВФ налоговые платежи нефтекомпаний переведены исключительно в денежную форму, и теперь они вынуждены вытягивать рубли с внутреннего рынка.
Что делать? Президент крупнейшей нефтекомпании России "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов считает, что нужно специальное заседание Правительства по развитию сырьевой базы страны. Что же касается интересов пополнения бюджета и взимания налогов с заправочных станций, то здесь В. Алекперов предлагает принять закон о лицензировании розничной продажи легких углеводородов. То есть сделать так, чтобы лицензию могли получать лишь владельцы заправок и собственных хранилищ - как минимум на 20 тысяч тонн топлива. Тогда мы сумеем сгладить ценовые скачки. А частные мелкие хозяева будут работать под крупными компаниями-поставщиками на условиях так называемого франчайзинга, вешая на свои колонки эмблемы крупных компаний.
Подводя итог, глава Правительства распорядился подготовить специальное заседание Правительства по вопросам ТЭКа в августе. Он также высоко оценил предложение В. Алекперова по поводу лицензирования бензоторговли, выразив уверенность в том, что подобные шаги найдут понимание в МВФ.

Владимир КУЧЕРЕНКО


http://www.rg.ru/anons/arc_1999/0618/9.htm

18.06.1999

Док. 373929
Перв. публик.: 18.06.99
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 412

  • Алекперов Вагит Юсуфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``