В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагит Алекперов: Зима-2000: нефтяник торжествует, а страна плачет? Назад
Вагит Алекперов: Зима-2000: нефтяник торжествует, а страна плачет?
В конце минувшей недели в Минтопэнерго РФ приехал премьер-министр Владимир Путин. Коллегия министерства собралась обсудить жизненно важную, глубоко взаимосвязанную проблему - запас топлива на зиму, бензиновый кризис, грядущее снижение добычи газа.

Теперь ясно: энергетический дефицит, который был виртуальным в 1992-1998 годы, ныне обернулся недоброй реальностью.
Сейчас, когда после 17 августа 1998 года бюджет уменьшился в долларовом исчислении вдвое, внутренние цены стали ниже мировых многократно, а сумма неплатежей распухла до невообразимых размеров, ТЭК выказал свое намерение взбунтоваться.
Из сумбурных, взаимообвиняющих выступлений "генералов" ТЭКа на том заседании коллегии возникла картина разрушительной "цепной реакции". Детонатор: РАО "Единая энергосистема России". Работающая исключительно на внутренний рынок, она стала отстойником неплатежей - ей не платили за энергию. Не платили бюджеты, не платили и другие клиенты. Можно спорить о том, насколько велика тут доля махинаций самих электроэнергетиков, но итог плачевен: РАО "ЕЭС России" сильно задолжало крупнейшему своему поставщику горючего - "Газпрому". Это при том, что доля газа в топливе наших электростанций достигла не виданной в мире величины в 62 процента.
Долги эти "ЕЭС России" возвратить не может: у нее нет средств на предзимний ремонт своего оборудования (отставание составляет 11 процентов по итогам полугодия). "ЕЭС России" оказалась перед угрозой массового выхода из строя своего оборудования: парковый ресурс к 2005 году исчерпается у 60,5 процента генерирующих мощностей.
Теперь надо вводить в строй новые мощности на 50-60 миллионов киловатт в пятилетие. Но как это сделать, пока никто не знает.
"Газпром", не желая поставлять газ на электростанции бесплатно, заявляет о намерении сбросить добычу газа и его поставки на внутренний рынок и странам СНГ. По словам зампреда правления "Газпрома" Богдана Бурзуляка, в IV квартале 1999-го они будут уменьшены на 3,7 миллиарда кубометров против утвержденного баланса. "Газпром" требует от "ЕЭС России" заменить газ на своих электростанциях углем и главным образом мазутом.
Свое решение "Газпром" объясняет так: денег с внутреннего рынка и со стран СНГ я все равно не получаю, мне выгоднее пускать газ на экспорт в страны "настоящего" зарубежья. Долги "Газпрому" уже достигли размера полуторагодового сбыта компании. Тем более что деньги нужны позарез: "Газпром" вынужден отдавать взятые под инвестиции западные кредиты. Старые месторождения Уренгоя и Ямбурга исчерпываются, нужно вводить в строй новые мощности газопровода "Ямал-Европа". Тем более что за последние годы газоносные пласты эксплуатировались варварски - по просьбам РАО "ЕЭС России" приходилось в 1-м полугодии 1999 года дать газа на 11 миллиардов "кубов" сверхпланово, снижая давление в пластах.
А потому газовики требуют: уменьшить долю газа в топливном балансе страны, согласившись с повышением на 15 процентов внутренних оптовых цен на их продукцию с 1 октября. А заодно и ликвидировать льготные газотарифы для электростанций - участников федерального оптового рынка (потому что "Газпрому" не дают льготную энергию с нее), равно как и для металлургов, которые отправляют металл на экспорт, но полностью за газ не платят. Запасы же газа на зиму "Газпром" намерен делать, ограничивая подачу его тем, кто за него не платит.
Брать мазут для электростанций вместо газа? Но приватизированным нефтекомпаниям выгоднее отправлять его на мировой рынок, где цены выше. РАО "ЕЭС России" при этом требует установить сезонные заградительные пошлины на вывоз мазута, тогда как нефтекомпании говорят: мазута слишком много, нам будет некуда его девать ("ЮКОС" - устами Михаила Ходорковского). Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов вообще предложил рассчитываться мазутом за электроэнергию, но пошлин не вводить. Тем более что Минтопэнерго 20 августа утвердило графики и лимиты поставок мазута энергетикам. В конце концов приняли предложение главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса: если эти лимиты до 1 сентября не будут соблюдаться, пошлины все-таки ввести.
Предстоит очень нелегкая зима. По словам заместителя министра топлива и энергетики Виктора Кудрявого, в ряде регионов запасы угля в энергосистемах составляют только половину от необходимого, запасы мазута на федеральных станциях - это только 17 процентов от плана. Не дай Бог, грянет ранняя зима!
Тревожных предвестий дефицита энергоресурсов все больше. Заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Александр Ремизов сообщил: потребление электричества в стране растет, ведь идет подъем производства. В июле электричества взяли на 5,5 процента больше, чем в тот же месяц 1998-го. Но топлива для наращивания выработки электричества уже не хватает. Из-за неплатежей электроэнергетикам приходится сокращать подачу электричества (иначе не расплатишься за топливо). Но отключать неплательщиков - жилье, больницы, военные объекты и "оборонку" - нельзя, и потому отключают работающую промышленность, подрывая налоговую базу государства.
Бензиновый кризис? Глашатаем мнения нефтекомпаний выступил Вагит Алекперов. Цены на бензин, мол, придется повышать, ибо в России не делают высококачественного бензина высоких октановых чисел, миллион тонн которого ежегодно ввозился в страну до 17 августа 1998 г. К тому же нефтекомпании с 1 августа заставили 100 процентов налогов платить "живыми" рублями, а где их взять, не повышая цены на бензин? Вопрос о том, что все это буквально взорвет бюджеты страны, регионов, городов и районов, глава "ЛУКОЙЛа" изящно обошел.
В общем же все это напоминало ультиматум: не пойдет Правительство на наши условия - пожалеет. И сдается, что наряду с объективными причинами энергетического кризиса налицо причины весьма и весьма субъективные. Например, явно в диссонанс со всеобщим плачем представителей компании звучали выступления главы Минтопэнерго Виктора Калюжного, который указывал, например, РАО "ЕЭС России": вы за мазут платите "живыми" деньгами только 8 процентов, а можете больше... Вы упустили управление дочерними энергосистемами, которые продают друг другу мазут по завышенным ценам... Вы недопустимо завысили потребление газа...
Его заместитель Виктор Кудрявый обвинил руководство РАО "ЕЭС России" в том, что оно не делает оплату топлива первоочередным делом, не может грамотно выстроить взаимозачеты.
Владимир Путин напряженно молчал почти все три часа дебатов. А потом подытожил:
- Экономика у нас была затратной, и энергоресурсы в ней привыкли получать почти даром. Теперь ТЭК оказался в руках частных лиц, которые попали под поистине золотой дождь. Они почему-то уверены в том, что находятся в равных условиях с владельцами западных энергетических компаний. Они ошибаются.
Вот тут все жалуются на то, что им не платят. Поднимите цены в пять раз - и платить будут еще меньше...
Можно отметить: на 20 августа Минтопэнерго не сумело обеспечить график по подготовке страны к зиме 1999-2000 годов. Никто не гарантирует устойчивого энергоснабжения страны - все только пугают. Запасы топлива ниже норматива, и потому нужны немедленные меры по исправлению ситуации. Недопустимо создание запасов за счет ограничения подачи газа и электричества потребителям, за счет ограничений газоснабжения конкурентоспособной промышленности...
Отвечая В. Алекперову, премьер заявил: контроль государства за рынком нефтепродуктов утерян. Заявления о том, что дорожает только импортный высокооктановый бензин, - ложь. И вообще почему господин Алекперов и его компания не вкладывают деньги в Россию и не строят здесь современную нефтепереработку?
- 29 июля Правительство, - заметил В. Путин, - приняло решение стабилизировать бензиновый рынок, прекрасно понимая: неудача подорвет веру граждан в дееспособность государства. Этот вопрос коллегия даже не пыталась решить. И потому Минтопэнерго должно проанализировать выполнение всех принятых раньше решений...
Глава Правительства отметил: государство опрометчиво утратило влияние на ТЭК. Владимир Путин намерен отделить субъективные причины энергокризиса от объективных. Слишком многое здесь от диктата монополистов, которые до кризиса 17 августа жаловались на чересчур высокий курс рубля, а после - на слишком низкие внутренние цены.
И только обуздав непомерные аппетиты новых хозяев ТЭКа, можно решать действительно важные проблемы, и вправду грозящие энергобезопасности страны, - развязывать неплатежи, поднимать перерабатывающую промышленность.

Владимир КУЧЕРЕНКО

http://www.rg.ru/anons/arc_1999/0824/3.htm

24.08.1999

Док. 373922
Перв. публик.: 24.08.99
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 410

  • Алекперов Вагит Юсуфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``