В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Курин. Шаг вперед, два шага назад Назад
Юрий Курин. Шаг вперед, два шага назад
Визитная карточка
Юрий Геннадьевич Курин

После окончания Иркутского Государственного университета десять лет работал на следственных и прокурорских должностях в Иркутске и Братске. В 1987-95 годах заведовал государственно-правовым отделом администрации Иркутской области по правовым вопросам. Четыре года назад создал и возглавил межтерриториальную коллегию адвокатов "Сибюрцентр", а после введения в действие нынешнего Закона о несостоятельности (банкротстве) - областную гильдию арбитражных управляющих. Гильдия сегодня объединяет практически всех арбитражных управляющих, действующих в регионе. В состав этого профессионального сообщества входит свыше 40 физических и более 10 юридических лиц. Среди последних - МКА "Сибюрцентр", АО "Иркутскэнерго", коммерческий банк "Братскгэсстрой", Иркутская государственная экономическая академия, Центральная компания Восточно-Сибирской финансово-промышленной группы, научно-производственная фирма "Форус" и другие.

По своим экономическим, социальным, политическим последствиям Закон о банкротстве можно ставить на второе место после Закона о приватизации, потому что они оба влекут глобальные изменения в обществе и экономике. Но если общество в свое время массовую приватизацию обсуждало очень широко и систематически, то проблемы банкротства, не менее острые и не менее масштабные, мы обсуждаем намного реже.

Когда Законодательное Собрание области при поддержке областной администрации и федеральных органов исполнительной власти провело слушания по вопросу применения Закона о банкротстве, это стало своего рода явлением: впервые власть в Иркутской области официально обратило внимание на данную проблему. До сегодняшнего дня эти вопросы обсуждались только в кругу самих арбитражных управляющих.

Будем надеяться, что это большой шаг вперед и что он не будет последним. Один из организаторов депутатских слушаний - депутат Госдумы Юрий Курин сказал:

- В ходе слушаний заметно менялось настроение аудитории. Если первоначально высказывались мнения о том, что законодательство о банкротстве вредное, что его не нужно применять и от него никакого толку, то к концу обсуждения интонация разговора переменились, и все, даже мэры сельскохозяйственных районов, в том числе руководитель фракции "Единство" в Законодательном Собрании Сергей Зубарев, признали, что законодательство о банкротстве нужно применять. Без него рыночная экономика существовать не в состоянии.

- Корр.: Тем не менее практически все признают, что закон несовершенен.

- Еще несколько лет назад в нашей экономике никто ни с кем не рассчитывался: ни с государством, ни с кредиторами, ни со смежниками, ни с трудовыми коллективами. И именно Закон о банкротстве навис реальной угрозой действенных мер над такими предприятиями, благодаря чему ситуация в целом в стране изменилась к лучшему.

Неоднократно звучало сожаление о том, что мало предприятий восстанавливается в результате применения законодательства о банкротстве. Во всем мире в результате применения процедур банкротства восстанавливается не более 5-7 % предприятий, даже в таких странах, как Англия, которая впервые в мире, четыре века назад, ввела эту процедуру. Так что мы отнюдь не хуже всех.

- Совместимые ли понятия - банкротство и оздоровление?

- Дело в том, что главная задача законодательства о банкротстве заключается не в помощи загибающемуся предприятию. В рыночной экономике никто никому не помогает. В ее условиях государство призвано лишь сглаживать социально вредные последствия от банкротства, а помогать кому-либо никто не обязан. Наоборот, если ты не умеешь работать, если ты не умеешь получать прибыль от этого предприятия, у тебя нужно его отобрать. Если ты не возвращаешь свои долги, должен быть принудительный механизм получения этих долгов кредиторами. Банкротятся нежизнеспособные предприятия - оздоровляется экономика страны в целом.

- В чем же смысл закона?

- Главной задачей законодательства о банкротстве является возврат долгов кредиторам. Я согласен с тем, что наряду с процедурой банкротства надо вводить совершенно отдельную процедуру финансового оздоровления предприятий и регулировать ее специальным законом. Но это совсем другая тема.

- Как сейчас происходит совершенствование законодательства о банкротстве?

- Комитет по собственности и Комитет по законодательству Государственной Думы с участием Администрации президента, Правительства, ФСФО, министерства по налогам и сборам, Высшего арбитражного суда, РФФИ и крупных хозяйствующих субъектов, таких, как Газпром, РАО ЕЭС России, естественных монополий, создали специальную группу из восемнадцати человек, я являюсь заместителем председателя этой группы. В сентябре-октябре мы представим новую редакцию закона для рассмотрения в первом чтении.

В Государственной Думе в настоящее время находятся в работе более двадцати различных законопроектов по проблемам банкротства и финансового оздоровления. Мы поставили себе главную задачу - тормозить принятие всех этих законопроектов, потому что они бессистемны, малограмотны, разработаны слишком по-дилетантски.

- Тем не менее жизнь не отложишь до лучших времен, она заставляет реагировать на самые главные проблемы банкротства. Что изменится по сравнению с прежней редакцией закона?

- Процедура банкротства вводилась до последнего времени чрезвычайно поспешно, вне судебного заседания, без участника должника и так далее. В связи с этим Конституционный суд России рассмотрел не так давно запросы физических и юридических лиц, которые поставили под сомнение многие положения действующего Закона о банкротстве.

Два положения признаны неконституционными. Суд признал незаконным, что процедура банкротства проводится судьей единолично в отсутствие представителя должника, без заслушивания его объяснений, без изучения документов, которые он представляет, без назначения судебного заседания.

Кроме того, суд признал несоответствующим Конституции очень серьезное, болезненное явление - отсутствие права у сторон обжаловать многие акты арбитражных судов. Постановление Конституционного суда действует напрямую, нет необходимости дожидаться внесения нового законопроекта: рассматривать дела о введении процедуры банкротства теперь будут только в судебном заседании и коллегиально, с участием должника, с обеспечением ему возможности давать объяснения и предоставлять документы. Теперь все акты, которые принимают арбитражные судьи, подлежат обжалованию.

- Как происходит работа в вашей депутатской группе: сколько людей, столько и мнений. Наверное, много времени уходит на выработку единой позиции?

- По основным направлением законодательства о банкротстве в нашей рабочей группе существует единство мнений. Все согласны, что надо сделать процедуру более прозрачной, исключить возможность злоупотреблений, возможность использовать банкротство не по назначению, защитить права не только кредиторов, но и должника и гарантировать определенные права собственнику.

Не можем пока договориться о роли трудового коллектива либо профсоюза в этой процедуре. Предполагается увеличить до 1000 минимальных заработных плат размер задолженности, который может служить основанием для введения процедуры банкротства, а также срок исполнения соответствующего решения. Будут разделены процедуры возбуждения дела о банкротстве и введение наблюдения.

Самое главное, мы договорились, что прежде, чем обращаться за введением процедуры банкротства, кредиторы должны доказать в арбитражном порядке наличие задолженности. Не просто представить акт сверки, а иметь вступившее в силу решение арбитражного суда и документ службы судебных приставов о том, что в обычном порядке исполнить решение о возврате долов не представилось возможным.

Это позволит процедуру банкротства использовать только как крайнюю, самую радикальную меру и существенно снизит возможность грабительского банкротства.

Члены нашей комиссии согласны, что необходимо расширить права собственника или акционеров должника по участию в процессе банкротства (особенно это касается финансового оздоровления), хотя по вопросу о проведении такой процедуры и порядке ее закрепления в законодательстве имеются определенные разногласия, прием они носят очень острый характер.

- Сегодня многие считают, что банкротство и оздоровление должны регулироваться разными, отдельными законами. Насколько принципиальна разница?

- Одной из причин отставки руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению Георгия Константиновича Таля явилось то, что он последовательно на всех парламентских слушаниях и пленарных заседаниях отстаивал позицию: должно быть два отдельных, совершенно разных закона: один - о банкротстве, другой - о финансовом оздоровлении.

Он не нашел поддержки своей концепции, и последовала его отставка. Видите, цена позиции оказалась достаточно высока. Этой концепции он придерживается по-прежнему.

Мы понимаем, что финансовое оздоровление и ликвидация предприятий с возвращением догов - это совершенно разные вещи. Они требуют разного правового регулирования, разных качеств от тех людей, которые этим занимаются.

Участники рабочей группы все-таки стали склоняться к мнению, что необходимо наличие двух законов. Отставка Г.К. Таля продемонстрировала, что это крайне принципиальный вопрос.

- Известно, что усиление роли государства в чем бы то ни было - палка о двух концах. Как вы считаете, следует ли более активно вовлекать государство в арбитражный процесс?

- С одной стороны, повышать роль государства в процессе банкротства совершенно необходимо, с другой - состояние российской экономики таково, что основным кредитором является государство, и это может привести к тому, что законодательство о банкротстве применяться фактически не будет.

Одновременно все категорически против того, чтобы прокурору было предоставлено право инициировать процедуру банкротства. Потому что не существует ни одного случая, когда прокуратура участвует в процедуре банкротства, выступая в защиту того или иного кредитора. Для возврата долгов государству существуют Министерство по налогам и сборам, региональная администрация и органы местного самоуправления. А о частном кредиторе, в принципе, кроме него самого, никто и не должен заботиться в условиях рыночной экономики.

- Передел собственности, которым так любят пугать, - это хорошо или плохо?

- Вопрос использования законодательства о банкротстве для решения проблемы передела собственности далеко не прост. Нужно понимать, что законодательство о банкротстве предназначено для передела собственности, всегда и везде для этого используется, для этого и существует. Другое дело - законно или незаконно дан повод к применению? За свои ли деньги собственность приобретают участники процедуры банкротства либо в результате хитроумных схем?

- Очень странным кажется сочетание, к которому так и не смогли привыкнуть: на большое, гибнущее, причем государственное предприятие приходит арбитражный управляющий для принятия срочных мер. Для этого он почему-то должен быть в обязательном порядке ...частным предпринимателем?!

- С необходимостью отмены статуса частного предпринимателя согласны абсолютно все. Кстати, мы спрашивали у разработчиков первых двух законопроектов, откуда родилась эта идея? Они ответили честно, что когда писали этот законопроект, не было никаких идей, кем сделать, как обозначить правовой статус арбитражного управляющего. Кто-то предложил - "ЧП", частный предприниматель, так и порешили.

Теперь ясно, что это не предприниматель, потому что он действует в рамках, достаточно ограниченных волей кредитора, ограниченных контролем арбитражного суда, ФСФО. Его целью не является получение личной прибыли, и поэтому сейчас общепризнанным является мнение о том, что это просто особая профессия и не нужно его загонять либо в государственные служащие, либо в частные предприниматели, потому что он ни то, и ни другое.

Нужно предоставить ему такой же статус, какой, например, имеет нотариус или адвокат. С одной стороны, по поручению государства эти люди выполняют определенные публичные функции, с другой - они не являются государственными служащими.

- Кто же тогда будет защищать их интересы и контролировать их работу?

- Одним из способов борьбы с коррупцией, со злоупотреблением в процедуре банкротства и для уменьшения административного влияния на все эти процессы является объединение всех лиц, занимающихся управлением, в профессиональную самоуправляющуюся организацию и придание этой организации достаточно широкого круга полномочий. Вопросы обучения, сдачи экзаменов, получения лицензий лучше отдавать профессиональным самоуправляющимся организациям. Ни заинтересованы в том, чтобы у них была высокая репутация, в том, чтобы это звание носили достойные люди, и они будут гораздо более требовательными, принципиальными, чем государственные чиновники.

К сожалению, в нынешнем законодательстве арбитражный управляющий на самом деле не имеет стимулов для своей успешной положительной работы. Так сформулировано, что самые большие деньги можно заработать, если ты подвел все к конкурсному производству. Необходимо изменить мотивацию. Надо сделать так, чтобы арбитражный управляющий был заинтересован в позитивных результатах своей работы. Именно это нас и склоняет к тому, что нужно существенно расширить процедуру оздоровления и сопроводить ее отдельным законом.







Юрий Курин,
председатель подкомитета по банкротству
Комитета Государственной Думы РФ по собственности,
председатель президиума Восточно-Сибирской
межтерриториальной коллегии адвокатов,
заслуженный юрист РФ

Трибуна депутата
http://www.kurin.ru/index.php?articles_id=71

Док. 373905
Перв. публик.: 23.09.06
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 188

  • Курин Юрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``