Примерно так, если очень коротко, можно сформулировать суть заключительного выступления заместителя главы администрации Иркутской области Юрия Курина на процессе в Уставной палате.
С этого процесса, собственно, и началась биография созданной в Приангарье Уставной палаты - специального контролирующего органа, который при необходимости будет давать свои заключения по поводу того, соответствуют или не соответствуют Уставу Иркутской области те или иные нормативные документы, местные законы, постановления и распоряжения. Такая необходимость возникла после того, как первый заместитель области Владимир Яковенко подписал распоряжение No767-рз о продаже государственного пакета акций компании "РУСИА-Петролеум". Ценные бумаги перспективнейшей в нашем регионе (и даже за его пределами) компании были пущены с молотка с благородной целью: выплатить зарплаты бюджетникам, пенсии - малоимущим и многодетным. В тактическом плане такой ход был вроде бы оправдан. Если же решать стратегические задачи, то надо признать: продажа акций "РУСИА -Петролеум" грозит утратой контроля со стороны властей Приангарья над компанией. Может произойти то же, что уже случилось с Ангарской нефтехимической компанией (АНХК), новые хозяева которой сидят, увы, не в Иркутске, а в Москве. И оттуда диктуют свои условия, которые плохо увязываются с интересами нашего региона.
По всему поэтому депутаты Законодательного собрания Иркутской области, к которым администрация области дважды обращалась с предложением "благословить" продажу государственного пакета акций "РУСИА-Петролеум", дважды в "благословении" отказали. Причем форма выражения отказа была не очень внятная, я бы сказал - лукавая. Тем не менее и без депутатского согласования акции выбросили на рынок.
В связи с этим комитет по собственности и приватизации Законодательного собрания Иркутской области обратился в Уставную палату с ходатайством: дать заключение по поводу соответствия Уставу области ставшего скандально знаменитым распоряжения No768-рз.
Крепкий орешек предстояло разгрызть членам Уставной палаты - Олегу Гуменюку, Геннадию Васильеву, Олегу Власенко, Ирине Пальчиковой и председательствовавшему на процессе Дмитрию Суркову. Спорящие стороны представляли: администрацию Иркутской области - Юрий Курин и юрист Марина Матвеева; Законодательное собрание - вице-спикер Сергей Шишкин, председатель комитета по собственности и приватизации Юрий Фалейчик и юрист Елена Петрова.
Оппоненты мастерски вставляли друг другу юридические шпильки, демонстрируя хорошее знание и предмета спора, и правовых норм. Не вдаваясь в юридические детали процесса (в них, извините, сам черт ногу сломит), отмечу главное: Сергей Шишкин сотоварищи старался доказать, что Владимир Яковенко не имел права подписывать распоряжение о продаже акций "РУСИА-Петролеум". А дуэт Юрия Курина и Марины Матвеевой настаивал на том, что у первого заместителя главы администрации Иркутской области были все полномочия "то самое" распоряжение подписать. Само собой, и у одной, и у второй стороны имелись полновесные аргументы в пользу собственной позиции.
Вот почему с пониманием (хотя и в сопровождении иронических улыбок) всеми присутствовавшими было воспринято "последнее слово", с которым выступил Юрий Курин. В частности, он сказал так:
- Сегодня в истории государственно-правового развития Иркутской области большое событие - начался первый процесс в Уставной палате. Это послужит укреплению правовых позиций. Но сегодня я хочу, чтобы в этом нашем споре не было победителей. Чтобы не победила сторона, заявившая запрос. Чтобы не победила сторона, дающая объяснения. Я хочу, чтобы победили законность и интересы населения области. С учетом этих обстоятельств я прошу суд указать слабые места в нашей аргументации, однако считаю, что в запросе комитета по собственности и приватизации Законодательного собрания слабых мест гораздо больше. И мне хочется верить, что решение, принятое Уставной палатой, каким бы оно ни было, сыграет положительную роль хотя бы уж тем, что подтолкнет и Законодательное собрание, и администрацию области к разработке тех законов, которые сегодня нужны, но которые долгое время не могут принять. А без хорошей нормативной базы работать трудно, почти невозможно. Потому что любые действия исполнительной власти при отсутствии четких правовых норм подвергаются критике - политической, юридической...
Члены Уставной палаты выслушали обе стороны, основательно помучили всех заковыристыми вопросами, но никакого решения пока не приняли. Наверное, в этом есть резон: первый, "стартовый" процесс, как и предмет разбирательства, достойны того, чтобы со всей основательностью взвесить аргументацию оппонентов и дать потом грамотное, разумное заключение. Каким бы оно ни оказалось, мы сообщим о нем нашим читателям.
Юрий УДОДЕНКО
Советская молодежь
21 января 1997 года
http://www.kurin.ru/index.php?articles_id=103