В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Курин. Перенос выборов наименее приемлем Назад
Юрий Курин. Перенос выборов наименее приемлем
Завтра - сессия Законодательного собрания


Рассматривая вопрос о продлении полномочий депутатов органа законодательной власти области в соответствии с Указом президента "О выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления" от 17 сентября с.г., Законодательное собрание стоит перед выбором одного из следующих вариантов поведения:

1. Принять решение о переносе выборов депутатов областного парламента и внести соответствующие изменения в Устав области (п.1 ст.3 гл.10).

Данный вариант представляется наименее приемлемым.

В качестве аргументов в его пользу могут быть приведены лишь определенные политические и организационные основания, а именно: желание сохранить и использовать накопленный современным депутатским корпусом организационный и профессиональный опыт; возможность сэкономить средства областного бюджета.

Вместе с тем решение о продлении полномочий является юридически и этически ущербным в силу следующих причин:

а) Конституция рассматривает выборы как высшее непосредственное выражение народовластия (ст3 п.1) и гарантирует право каждого гражданина избирать и быть избранным (ст.32 п.2). В соответствии с Конституцией РФ (ст.55 п.3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В развитие конституционных положений часть 4 ст.1 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" гласит, что "избирательные права граждан... не могут быть изменены иначе, как путем принятия федерального закона".

Изменяя же сроки проведения выборов, мы изменяем, а следовательно, нарушаем избирательные права граждан. Это ставит под сомнение легитимность представительного органа, срок полномочий которого продлен. Продление полномочий - мера исключительная, ее применение возможно при наличии указанных в конституции оснований и должно быть оформлено федеральным законом.

б) Если областные органы государственной власти примут решение о переносе выборов в соответствии с Указом, они могут столкнуться с фактами обжалования этого решения в судебном порядке. Любой избиратель с момента прекращения двухгодичного срока, на который были избраны депутаты Законодательного собрания, вправе требовать проведения очередных выборов, в том числе защищать сове право в суде. В этом случае правовая позиция органов государственной власти области, не назначивших выборы в соответствии с Конституцией России и Уставом области, будет весьма уязвима.

в) Решение о продлении полномочий депутатов Законодательного собрания нельзя считать правомерным и в случае его одобрения на областном референдуме.

Идея проведения референдума по вопросу продления полномочий представительных органов власти является юридически несостоятельной. Референдум и свободные выборы - две самостоятельные формы народовластия. Конституция РФ (ст.3) рассматривает их в качестве высших непосредственных форм проявления воли народа. Ни одна из них не может подменить другую. В противном случае можно говорить о нарушении конституционного принципа народовластия.

Не случайно в только что вступившем в действие федеральном конституционном законе "О референдуме РФ" вопросы формирования органов государственной власти включены в перечень тех, которые не могут выноситься на референдум. Кроме того, и в принятом в первом чтении проекте областного закона "об областном референдуме" также указывается, что подобные вопросы не выносятся на голосование.

2. Назначить выборы депутатов Законодательного собрания в определенные Уставом области сроки (на март 1996 года).

Данный вариант с юридической и этической точек зрения безупречен, но уязвим с организационно-технической и политической сторон. Проведение в марте очередной избирательной кампании после декабря 1995 г. чревато значительным снижением активности избирателей. Если учесть, что предстоят июньские выборы президента, выборы органов местного самоуправления, то можно вполне прогнозировать возникновение "синдрома усталости" избирателей от бесконечных выборов.

3. Назначить выборы депутатов Законодательного собрания в июне 1996 года и совместить их с президентскими выборами.

Таким образом предлагается провести выборы не позднее трехмесячного срока после истечения полномочий областного парламента. Установление такого срока не противоречит общепризнанным демократическим нормам, получившим закрепление в конституции и избирательных законах РФ. Так, в случае досрочного прекращения полномочий выборного органа обычно требуется, чтобы его выборы были назначены не позднее трехмесячного срока с момента прекращения полномочий (см., напр.: п.3 ст.35 устава области).

Для того, чтобы проведение выборов в указанные сроки не повлекло продления полномочий областного законодательного органа, в переходных положениях Закона "О выборах депутатов Законодательного собрания области" следует предусмотреть определенные гарантии. Так, необходимо установить, что Законодательное собрание после истечения срока полномочий и до избрания нового состава областного парламента не вправе поводить сессии и принимать законы. Вместе с тем Законодательное собрание должно иметь право осуществлять свою деятельность в указанный период в иных организационно-правовых формах (работа комитетов и комиссий, индивидуальная депутатская деятельность и др.).

Кроме того, проведение выборов депутатов областного парламента в июне 1996 года (одновременно с президентскими выборами) позволяет решить ряд организационно-технических вопросов избирательной кампании и значительно сэкономить областные бюджетные средства. Совмещение - гарантия достаточно высокой активности избирателей на выборах.




Юрий Курин, заместитель главы областной администрации, председатель государственно-правового комитета
Восточно-Сибирская Правда
17 октября 1995 года
http://www.kurin.ru/index.php?articles_id=97



Док. 373868
Перв. публик.: 17.10.95
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 195

  • Курин Юрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``