В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ориентир для будущих законов Назад
Ориентир для будущих законов
О концепции реформы местного самоуправления и территориального устройства Иркутской области рассказывают ведущие разработчики - заместитель главы областной администрации, председатель государственно-правового комитета Юрий КУРИН и заместитель директора Института регионального законодательства, кандидат юридических наук Сергей НИКИТИН. С ними беседует обозреватель "ВСП" Юрий ПРОНИН.

- Юрий Геннадьевич, Сергей Васильевич, а зачем вообще нужна эта реформа? Ведь в городах и районах уже есть местное самоуправление...

КУРИН: местное самоуправление учреждено осенью 1993 года указом президента и решением областной администрации, то есть сверху. Спешка вызвана тем, что после упразднения Советов всех уровней нужно было как можно быстрее заполнить вакуум власти. Весной 1994 года провели выборы глав местного самоуправления (мэров) и депутатов городских (районных) Дум. Получается, что о полномочиях и территориальных границах самоуправления у самих жителей не спросили. Местное самоуправление существует в границах районов, то есть полностью совпадает с административно-территориальным делением области. А может быть, жителям Балаганского района для решения местных проблем удобнее разделить территорию на несколько муниципальных образований или примкнуть (полностью или частично) к поселениям соседних районов? Другой момент: на органы самоуправления возложены и функции государственной власти на местах, причем, как правило, без подкрепления дополнительными ресурсами (деньги, собственность, земля). Но теперь, после принятия Конституции и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", нужно заменить суррогатное самоуправление на подлинное, развести органы самоуправления и государственной власти, с тем, чтобы они работали эффективнее.

- А в чем различие между государственной властью и местным самоуправлением?

КУРИН: Местное самоуправление существует, чтобы в доме было тепло, горел свет, не было ям на дорогах, работали магазины, школы, больницы, то есть для обеспечения условий повседневной жизни. Государственная власть (федеральная и областная) должна гарантировать защиту от иностранной агрессии, территориальную целостность, заниматься вопросами безопасности и правосудия, сбором налогов в госбюджет и т.д. Мы не предлагаем создавать в каждом населенном пункте и органы местного самоуправления, избранные жителями, и структуры государственной власти. По договору в каждом конкретном случае или по закону можно передать выполнение государственных функций самоуправлению, но, повторяю, с добавлением необходимых ресурсов.

НИКИТИН: Местное самоуправление осуществляется там, где проживают люди, - в городах, селах, поселках, поселенческих объединениях. Отсюда одно из положений концепции - местного самоуправления на уровне районов не будет. Район - это административно- территориальная единица, где действуют областные органы государственной власти. Возможно, где-то решат объединиться все поселения одного района - ни больше, ни меньше. Но и тогда это будет называться муниципальным образованием, а не районом.

- Давайте уточним степень разделения функций. Будут ли государственная власть и местное самоуправление взаимодействовать или предполагается независимость одних от других?

КУРИН: Конституционный принцип невхождения органов местного самоуправления в систему государственной власти до сих пор не развит текущим законодательством, так что есть простор для толкований. Доходит до абсурда, - иные мэры говорят: "Вы нам дайте денег на осуществление государственных полномочий (скажем, ремонт районной больницы), но спрашивать с нас за целевое использование этих средств вы не имеете права". Считаю такой подход недопустимым. Если под реализацию государственных функций органы самоуправления получают у государства деньги, то последнее выступает в роли заказчика работ, а потому имеет право и обязано ставить свои условия. Мы хотим, чтобы результатом реформы стало дееспособное и ответственное самоуправление.

- Не допущена ли уже одна ошибка? Я имею в виду принятый региональным парламентом закон "О границах Ангарского муниципального образования". Оно учреждено в границах района, но мэрия Ангарска занимается прежде всего городом, а до других населенных пунктов не всегда доходят руки. Вот поэтому жители поселка Мегет обращаются со своими вопросами аж в иркутский "серый дом".

КУРИН: Это еще один пример насаждения местного самоуправления сверху. А теперь жители Мегета стали задумываться: а выгодно ли иметь самоуправление "заодно" с Ангарском? Не создать ли собственное муниципальное образование? Подобные вопросы предстоит решить во всех населенных пунктах области. Но официально регистрировать создание каждого муниципального образования будут все же органы государственной власти области - администрация и Законодательное собрание.

- А если процесс изъявления воли на местах пойдет медленно? Наивно думать, что все охвачены мыслями о местном самоуправлении. Мегет - скорее исключение, его "припекло"... Что, опять подталкивать сверху?

КУРИН: Ни в коем случае. Да, вероятно, не во всех селах и поселках сразу же после принятия законов о местном самоуправлении пройдут сходы, референдумы, выборы, то есть начнется формирование муниципальных образований. Ну и что? Функция областной власти - дать юридическую основу. А дальше пусть решает население.

НИКИТИН: Сама жизнь подтолкнет людей заинтересоваться местным самоуправлением. Грядут изменения в налоговом и земельном законодательствах, а это значит, к примеру, что налог на землю будут брать по ее рыночной стоимости. В результате объем средств, идущих в местные бюджеты возрастет многократно. Что касается районного уровня государственной власти, районных бюджетов, которые, в отличие от местных, будут частью областного бюджета, то их влияние на повседневную жизнь населения уменьшится.

- Вторая часть реформы касается административно-территориального устройства области. Сейчас в Приангарье 37 районов и городов областного подчинения (не считая Усть-Ордынского округа). Сколько останется?

НИКИТИН: Проблемы районов и муниципальных образований взаимосвязаны. Разделять или, наоборот, объединять, или учреждать вместо них округа будет в юридическом и организационном плане легче после завершения процесса создания муниципальных образований. Так что пока районы могли бы существовать в нынешних границах. Иначе, если затеять оба процесса одновременно, возникнет опасность управленческой и политической дестабилизации. А вообще количество районов нужно уменьшить. Что касается Иркутска, Братска и Ангарска, то там в подобных новациях нет необходимости, у органов местного самоуправления хватит сил, как и сейчас, для выполнения на своей территории и функций государственной власти, прямого выхода на областную администрацию.

- То есть в Иркутске или Ангарске не появится "мэрия номер два"?

КУРИН: Не появится. Статус мэров крупных городов останется прежним.

- А кто будет назначать руководителей районного звена государственной власти?

НИКИТИН: Здесь возможны варианты, но ясно, что эта процедура должна учитывать интересы трех сторон - губернатора, Законодательного собрания, а также муниципальных образований данного района. Вероятно, все они должны согласовать кандидатуру между собой.

- Каковы ближайшие перспективы?

КУРИН: Над концепцией реформы работали долго, обсуждали ее с мэрами городов и районов, депутатами всех уровней, на заседании Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока, с юристами и экономистами из областных и федеральных учреждений; учли недавнее постановление Конституционного суда "О системе органов государственной власти в Удмуртской республике". Сейчас основные моменты бесспорны для специалистов и приемлемы для общества. Надеюсь и на поддержку со стороны Законодательного собрания. Концепция - это ориентир для будущих законов о местном самоуправлении в иркутской области. Их появление будет крупнейшим событием политико-правовой жизни нашего региона после принятия Устава в январе 1995 года.


Восточно-Сибирская Правда
19 марта 1997 года
http://www.kurin.ru/index.php?articles_id=94


Док. 373862
Перв. публик.: 19.03.97
Последн. ред.: 23.09.07
Число обращений: 195

  • Курин Юрий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``