В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутат Госдумы РФ от Ярославля Евгений Заяшников: России надо извлечь пользу от ратификации Киотского протокола Назад
Депутат Госдумы РФ от Ярославля Евгений Заяшников: России надо извлечь пользу от ратификации Киотского протокола
Государственная Дума России на осенней сессии работает сразу над несколькими важными законопроектами, которые существенно повлияют на развитие страны. Среди них проекты законов о федеральном бюджете на 2005 год и распределении дополнительных доходов российской казны. Кроме того, депутаты ратифицировали Киотский протокол, который вызывал многочисленные дискуссии среди экспертов. Эти и другие актуальные темы в интервью "Интерфаксу" прокомментировал депутат Госдумы России от Ярославля, член фракции "Единая Россия" Евгений Заяшников.

Госдума России ратифицировала недавно Киотский протокол. Какова ваша позиция - это решение даст положительные результаты для развития российской экономики?

Киотский протокол был принят в 1997 году. Его цель - за 2008-2012 годы снизить эмиссию парниковых газов в мире минимум на 5% от уровня 1990 года. Протокол не мог вступить в силу, пока его не ратифицируют страны, суммарная доля парниковых выбросов в которых составляет 55% общемировых. США, у которых доля выбросов больше других стран, в 2001 году отказались от ратификации.

До сих пор соглашение было ратифицировано государствами, на долю которых приходится 44% общемировых выбросов, поэтому судьба Киотского протокола оказалась в руках Москвы, так как на Россию приходится 17% мировых выбросов. Присоединение России к Киотскому протоколу - это политический шаг, который дает стране определенные экономические дивиденды и привлечет в страну дополнительные инвестиционные ресурсы.

По подсчетам Росгидромета, сейчас общегосударственный запас неизрасходованных квот на выбросы парниковых газов составляет у нас в стране 2,360 млрд. тонн, плюс к этому российские переговорщики добились дополнительной квоты в 605 млн. тонн за счет поглощения нашими лесами углекислого газа. Вопрос только в том, насколько интенсивно российская промышленность будет наращивать темпы потребления энергии, увеличивая производство.

Как известно, наша экономика не отличается энергоэффективностью и, по данным Международного энергетического агентства, в 1999 году была одной из самых энергозатратных. Тогда на доллар создаваемого ВВП российская промышленность выбрасывала 1,5 кг углекислого газа от сжигаемого топлива, а, например, Китай - 0,7 кг, Индия - 0,4 кг, Великобритания, Франция и США - 0,45, 0,3 и 0,65 кг соответственно.

После ратификации протокола неиспользованная Россией квота на выбросы парниковых газов (2,965 млрд. тонн в эквиваленте углекислого газа) становится финансовым активом. Для сокращения выбросов парниковых газов в Киотском протоколе предусматривается несколько рыночных "инструментов гибкости". Все они предполагают различные варианты торговли квотами на выбросы как внутри государств, так и между ними. При этом квоты сможет продавать как правительство, так и отдельные предприятия. Смысл торговли прост: тот, кто выбрасывает парниковые газы сверх допустимого уровня, может купить квоту у того, чьи выбросы меньше разрешенных.

Бельгийцы уже готовы инвестировать средства в проекты снижения вредных выбросов в России, чтобы взамен получить от нас квоты на выбросы у себя в стране. В РАО "ЕЭС", на которое приходится около 30% всех выбросов парниковых газов страны, создан Энергетический углеродный фонд, основная задача которого разработка проектов сокращающих выброс вредных веществ. Подобные углеродные фонды должны создаваться и при муниципалитетах городов, потому что ЖКХ - второй крупный источник вредных выбросов в атмосферу после энергетики. В России необходимо будет создать и систему мониторинга выбросов парниковых газов, что потребует дополнительных вложений.

Евгений Николаевич, почему вы занимаетесь разработкой федерального закона о стимулировании использования в России альтернативных видов топлива?

С начала года цены на нефтепродукты в России резко выросли. Дело в том, что государство упустило из-под своего контроля нефтяной комплекс страны, где теперь все решает рынок. Цены на нефтепродукты сегодня практически не регулируются государством. Какой есть выход у правительства России? Первый вариант - попробовать вернуть нефтяной комплекс под крыло государства. Пример борьбы вокруг ЮКОСа показывает, что правительство спохватилось и начинает искать пути повысить государственное управление основными нефтяными компаниями. Но этот путь слишком болезненный и тяжелый.

Второй вариант - изъятие у нефтяников сверхприбылей и направление этих ресурсов на нужды малообеспеченных.

Третий вариант - самый перспективный, на мой взгляд, - это переход транспорта на альтернативные виды топлива. Это пропан-бутан, сжатый и сжиженный метан (природный газ), биогаз, диметиловый эфир (вместо дизельного топлива) и водород. Этот подход позволит увеличить конкуренцию на топливном рынке, потому что цена природного газа в два раза меньше цены бензина. Кроме того, переход на альтернативное топливо приведет к экономии природных ресурсов России, запасы которых у нас не безграничны.

Сегодня автопарк нашей страны выбрасывает 70 процентов всех вредных веществ. Например, в Ярославской области насчитывается 146 тысяч легковых автомобилей, 40,6 тысяч грузовых и 5,5 тысяч автобусов. За последний год автопарк в регионе вырос в 1,5 раза, поэтому и потребность в моторном топливе должна в ближайшее время увеличиться с 250 тысяч тонн до 385 тысяч тонн в год. Ученые посчитали, что это приведет к суммарным выбросам вредных веществ в атмосферу на уровне 960 тысяч тонн в год.

Во всем мире внедрение альтернативных видов топлива поддерживается государством. На законодательном уровне вводятся ограничения на использование традиционного вида топлива и стимулируется переход на альтернативные источники, в том числе за счет налоговых льгот и других субсидий государства. Например, в Риме все затраты по переводу машины с бензина на газ муниципалитет берет на себя. В США существуют четыре закона, которые снижают практически до нуля налоги на строительство новых автозаправочных станций торгующих альтернативными видами топлива.

По моей инициативе в Госдуме РФ разработан законопроект, стимулирующий внедрение альтернативных видов топлива в России. Мы хотим прописать в законе положение о том, что все оборудование, необходимое для перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива, прежде всего на газ, не является источником вредных веществ и освобождается от сборов за вредные выбросы. Я намерен добиться, чтобы этот закон был принят Госдумой уже в ближайшее время. Следующий шаг - необходимо убедить правительство РФ внести изменения в налоговое законодательство, чтобы стимулировать перевод автотранспорта на газ. Речь идет о предоставлении налоговых льгот на все оборудование, связанное с переводом транспорта на альтернативные виды топлива.

Сейчас начинает реализовываться инвестиционный проект создания сети газовых компрессорных заправок на территории Ярославской области. Инвесторы намерены построить четыре заправочных комплекса (пропан-бутан и сжатый метан), на самых напряженных транспортных магистралях. Речь идет о сохранении здоровья ярославцев, потому что перевод автотранспорта на природный газ значительно сокращает вредные выбросы в атмосферу и это огромный экологический прорыв.

Сейчас экономическая комиссия при ООН приняла решение, что в ближайшие годы в каждой стране 23 процента автомобилей должно быть переведено на природный сжиженный газ, 8 процентов - на биогаз и 5 процентов - на водород. Всего к 2020 году 30 процентов или 60 млн. автомобилей должно работать на альтернативных видах топлива. К нарушителям будут применяться санкции.

Что ждать всем регионам и, в частности, Ярославской области от федерального бюджета на 2005 год?

Федеральный бюджет на 2005 год принят уже в двух чтениях, сейчас идет подготовка к третьему. В принципе, это совершенно другой бюджет, который нельзя сравнивать с бюджетами предыдущих лет. Он формируется на основе федеральных законов о разграничении полномочий между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением, а также монетизации льгот и изменениях во многих социальных законах.

Я считаю, что тенденция к централизации финансов в пользу федерального центра, к сожалению, сохраняется. Регионы теряют в 2005 году дополнительно около 60 млрд. рублей, прежде всего, за счет перехода на федеральный уровень 1,5% налога на прибыль, водного налога и снижения нормативов финансирования по обязательному медицинскому страхованию. В результате за последние три года налоговые реформы привели к тому, что бюджеты регионов потеряли более 300 млрд. рублей, которые перешли в федеральную казну. Эта мера сегодня является вынужденной, потому что бюджетная обеспеченность населения в различных территориях России отличается в десятки, а то и сотни раз. Чтобы выровнять ситуацию, происходит централизация финансов на федеральном уровне.

Федеральный бюджет на 2005 год вновь предполагает профицит бюджета. В этом году он составляет 80 млрд. рублей, а в будущем превысит 180 млрд. рублей. На мой взгляд, занижена доходная база федерального бюджета на будущий год. Об этом мы говорим на заседаниях Госдумы РФ. Расчетная цена на нефть в проекте указана в пределах 28 долларов за баррель, хотя сегодня она уже выше 50 долларов. Такое занижение официальной планки цены на нефть "порождает" дополнительные доходы федерального бюджета, которые правительство не всегда прозрачно распределяет. Госдума России хотела бы более четко контролировать этот процесс.

Законодательство о разграничении полномочий между уровнями власти четко определило, кто за что отвечает. Но не до конца решены вопросы о дополнительном финансировании полномочий, переданных регионам. В частности, ежегодные затраты Ярославской области, начиная с 2005 года увеличиваются в этой связи на 2 млрд. рублей.

Что удалось сделать в такой ситуации фракции "Единая Россия"? Перед вторым чтением по нашей инициативе 10,2 млрд. рублей из раздела "обслуживание внешнего долга" перевели на помощь регионам (8 млрд. рублей) и строительство жилья для военнослужащих (2,2млрд. рублей). Плюс к этому 30 млрд. рублей правительство России согласилось выделить в бюджете на выполнение законов о монетизации льгот и выполнение дополнительных полномочий регионами.

Для Ярославской области в проекте федерального бюджета на 2005 год, в том числе и с помощью губернатора Анатолия Лисицына, удалось увеличить финансирование строительства второго моста через Волгу. В 2004 году федеральный бюджет выделил на это более 500 млн. рублей, а в будущем году эта сумма должна увеличиться в 2 раза и превысить 1 млрд. рублей. Теперь федеральный бюджет будет выделять 70% расходов на строительство моста, а региональный - 30%.

Заявка Ярославской области на выделение средств из федеральной адресной целевой программы подготовлена на сумму свыше 300 млн. рублей. Она будет детально рассматриваться в третьем чтении закона о федеральном бюджете.

Как депутат по 189 избирательному округу, я добился включения в бюджет 2005 года финансирования ряда социальных объектов, что позволит окончательно достроить и ввести в эксплуатацию большинство из них уже в будущем году. Это строительство дома для ветеранов на 35 квартир в Некрасовском районе (4 млн. рублей), средней общеобразовательной школы в селе Туношна (4 млн. рублей), комплекса сооружений подземного водоснабжения в поселке Некрасовское (2 млн. рублей) и поликлиники в Кировском районе Ярославля (10 млн. рублей). После личной встречи с председателем Госдумы РФ Борисом Грызловым удалось договориться внести поправки в проект федерального бюджета и включить 14 млн. рублей на финансирование строительства лабораторно-учебного корпуса Ярославского педагогического университета, который строится с 1991 года.

Какие средства получит Ярославская область после распределения дополнительных доходов федерального бюджета на 2004 год?

Ярославская область до конца года получит из дополнительных доходов федерального бюджета на 2004 год более 500 млн. рублей. Госдума РФ приняла сразу в трех чтениях поправки в федеральный бюджет на 2004 год. В соответствии с этим решением финансовую помощь регионам в этом году увеличили на 24 млрд. рублей.

Более 200 млн. рублей Ярославская область получит до 1 декабря на погашение кредиторской задолженности по реализации закона о социальной защите инвалидов. Это как раз та сумма, которую федеральный бюджет был должен региону за несколько лет, на что и указала после проверки Счетная палата РФ. Плюс к этим деньгам области будет выделено 137 млн. рублей на выплату жилищных субсидий малоимущим гражданам по оплате услуг ЖКХ. На выполнение федеральных законов о помощи лицам, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других катастрофах, выплачивается 9,5 млн. рублей.

На выплату детских пособий региону достанется 130 млн. рублей. На 50 миллионов рублей увеличится федеральное финансирование дорожного хозяйства: вместо 250 миллионов рублей в область будет направлено 300 млн. рублей. Свыше 66 миллионов рублей получит регион и через дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

Это беспрецедентное решение правительства России, потому что в последние годы таких действий не предпринималось. Таким образом, в случае выполнения центром заявленных обязательств, Ярославская область закроет почти всю кредиторскую задолженность по федеральным законам. Проблемы недостаточного финансирования законов о социальной поддержке инвалидов и о ветеранах вызывают многочисленные жалобы населения в избирательных округах. Использование этих средств может осуществляться и в следующем году, и это должно помочь региону в реализации новых полномочий. Такие исполнение финансовых обязательств федеральным центром дает оптимизм и надежду, что и политическая централизации системы исполнительной власти приведет к положительным результатам.

Поддерживаете ли Вы инициативу президента России об изменении порядка избрания глав регионов?

Предложенная президентом новая система избрания глав регионов политически необходима и юридически возможна. Все попытки оппозиции аппелировать к Конституции РФ беспочвенны. Сложившаяся в регионах России политическая система требует корректировки, потому что у нас в некоторых регионах фактически сидят вечные президенты. Это одна из причин этого временного и, может быть не совсем популярного, решения.

При рассмотрении законопроекта о новом порядке избрания глав регионов особе внимание будет уделяться трем моментам, которые больше всего волнуют региональные законодательные собрания. Необходимо уточнить критерии для кандидатов на пост глав регионов. Пока в законе написан только один - кандидат не должен быть моложе 30 лет и все. А может он сидел 15 лет из своих 30 в тюрьме, ведь и его могут предложить к назначению? Кроме того, всех волнуют критерии освобождения губернаторов от должности. Не совсем понятно, что такое "утрата доверия". Авторы законопроекта обещали уточнить это понятие перед вторым чтением закона.

Наибольшие споры в регионах вызывает положение законопроекта, по которому президент может распустить региональный парламент, если он дважды отклонит кандидатуру на пост губернатора. Я считаю, что если депутаты нормально работают, то они не должны бояться роспуска. Все равно такое решение практически принять очень трудно. Если оно будет, то значит либо кто-то обманул президента и его аппарат, предложив региональному парламенту утвердить какого-то дурачка, а они естественно отклонили, либо дума что-то чудит, если отклоняет кандидатуру нормального человека.

Что касается переназначения избранных ранее губернаторов краев, областей и президентов республик, то пока в законопроекте прописано, что все избранные ранее главы регионов остаются исполнять свои обязанности до окончания срока полномочий.

Как Вы можете прокомментировать события вокруг уголовного дела, возбужденного в отношении ярославского губернатора Анатолия Лисицына?

Недавно меня, как депутата Госдумы РФ по одномандатному округу, приглашали в администрацию президента, где я выразил свое негативное отношение по поводу уголовного преследования главы региона. Три месяца Ярославская область находится в проверках, результаты которых показывают, что ничего незаконного здесь не совершалось. Тот факт, что губернатору надо каждый свой выезд в Москву согласовывать со следователями, это вообще нонсенс. Мне ответили, что у администрации президента России нет никаких вопросов к ярославскому губернатору, он их полностью устраивает, а Генеральная прокуратура выясняет свои вопросы в рамках уголовного дела. Преследование главы региона привело к тому, что бюджет области выполнен по итогам 9 месяцев всего на 57%. Это связано с тем, что ряд новых налогоплательщиков отказались приходить в Ярославскую область. Я думаю, что в ближайшее время преследование губернатора должно закончиться.



Интерфакс,

3 ноября 2004 года

Док. 373550
Перв. публик.: 03.11.04
Последн. ред.: 22.09.07
Число обращений: 345

  • Заяшников Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``