В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин: Каждый хочет откусить от бюджетного пряника Назад
Виктор Гришин: Каждый хочет откусить от бюджетного пряника
Не мешает ли культурное многообразие России укреплению единого экономического пространства?
Многие регионы России свое стремление к особому статусу объясняют необходимостью сохранения и развития национального и культурного своеобразия. И при этом мы постоянно говорим о создании единого экономического пространства. А экономика по сути своей как бы безнациональна. Не мешает ли культурное многообразие России укреплению единого экономического пространства? С этого вопроса обозреватель "Парламентской газеты" начал беседу с председателем Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, членом фракции "Единая Россия" Виктором ГРИШИНЫМ .
- Вопрос о безнациональности экономики, даже в сугубо теоретическом плане, на мой взгляд, не бесспорен. Если исследовать только внутригосударственный аспект экономического развития, то и здесь мы сталкиваемся с целой серией различий между территориями, субъектами Федерации и даже районами в рамках субъекта, которые объективно, исторически определены природными и культурными особенностями, устоявшимися традициями, наконец, уровнем социально-экономического развития. Подобную ситуацию мы видим и в других развитых странах даже с унитарной формой государственного устройства.
- А граждане заинтересованы в том, чтобы иметь равные права и равные социальные и экономические возможности и при этом сохранять свои язык и этническую самобытность?
- Федеративное устройство нашего государства позволяет сделать это оптимальным образом. При этом надо иметь в виду, что в интересах единства государства, сложившейся общности народов, развития экономики необходимо постоянно обеспечивать баланс между федерализмом и принципами унитаризма, как главного фактора удовлетворения национальных и общечеловеческих потребностей граждан.
- Не случайно в последнее время уделяется особое внимание проблемам совершенствования бюджетного федерализма и механизмов финансово-экономического выравнивания регионов в соответствии с Конституцией и с учетом общегосударственных приоритетов. Результаты ощутимы?
- Нужно отметить, что в настоящее время даже при оказании финансовой поддержки из федерального бюджета уровень доходов на душу населения в субъектах отличается в 10 и более раз. Процесс межсубъектной дифференциации уровня социально-экономического развития остановить пока не удалось.
Мы по-прежнему констатируем, что в условиях недостаточности бюджетных средств субъекты вынуждены проводить политику неполного исполнения своих бюджетных обязательств. В связи с этим следует поставить в качестве приоритетной задачи всемерное содействие созданию условий для наращивания собственной налоговой базы регионов путем стимулирования развития их экономического потенциала, а также через постепенное выравнивание сложившихся диспропорций. В среднесрочной перспективе субъекты должны стать более или менее самодостаточными с точки зрения обеспечения собственной доходной базы и выполнения в полном объеме обязательств перед населением.
- Но, Виктор Иванович, существует фундаментальное противоречие между положением о повышении финансово-бюджетной самостоятельности регионов и объективной необходимостью сохранения единообразной бюджетной системы, единого налогового пространства, оказания поддержки дотационным субъектам, выполнения приоритетных общенациональных программ и проектов. Разрешимо ли это противоречие?
- Задача состоит в том, чтобы в ближайшие годы разрешить или по крайней мере существенно уменьшить данное противоречие. Необходимо усовершенствовать и стабилизировать систему федеральных, региональных и местных налогов и сборов, обеспечить рациональное, справедливое и политически выверенное распределение трансфертов и субсидий. Существующая система неадекватна современным условиям и задачам, стоящим перед государством. И, главное, она не стабильна. К примеру, за семь лет действия Налогового кодекса в него внесено более четырех тысяч (!) изменений.
Политика распределения финансовых ресурсов для исполнения полномочий на всех уровнях должна соответствовать разделению власти между Федерацией, субъектами и органами местного самоуправления. При этом речь не идет о бюджетно-финансовой децентрализации в чистом виде, а о четком, прозрачном и устойчивом разграничении межбюджетных отношений в полном соответствии с политикой разделения полномочий и предметов ведения. Такое разграничение наряду с повышением бюджетной самостоятельности региональных и местных властей при сохранении ограничительных функций со стороны Федерации должны послужить сбалансированности их бюджетов и выполнению всех расходных обязательств. Естественно, данная позиция несовместима с любым проявлением субъективизма и политического торга в области распределения финансовых ресурсов.
- Наряду с последовательной политикой выравнивания уровней развития регионов, что является стратегической целью, федеральная власть должна оказывать стимулирующее содействие, включая финансовое, тем субъектам, которые вне зависимости от объективных условий добиваются хороших результатов в развитии и могут служить примером для остальных. Не так ли?
- В целом, в сфере финансовой поддержки регионов следует сделать акцент на функции стимулирования и поощрения. Особое значение сейчас приобретает вопрос разграничения сфер финансовой деятельности, собственности и ответственности между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. В этой связи одной из первостепенных задач является повышение эффективности бюджетных взаимоотношений между субъектами Федерации и местным самоуправлением.
Рост обязанностей и ответственности муниципальных органов власти в связи с расширением перечня как собственных полномочий, так и делегированных им государственных полномочий требует увеличения доли местных бюджетов в совокупных доходах региональных бюджетов до уровня, необходимого для исполнения данных полномочий. Эта доля должна быть объективно просчитанной и фиксированной в течение согласованного срока. Федеральная власть обязана держать этот процесс под особым контролем, стать действенным законодательным и административным арбитром в урегулировании возникающих споров. Только таким образом мы добьемся того, чтобы культурное и национальное многообразие России органично сочеталось с политикой ускоренного социально-экономического развития.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 19 Сентября 2007

Док. 373494
Перв. публик.: 19.09.07
Последн. ред.: 22.09.07
Число обращений: 402

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``