В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Бударагин: Молодежь как она есть. Идентичность Назад
Михаил Бударагин: Молодежь как она есть. Идентичность

Приближаются выборы, и разговоры о молодежи звучат всё чаще. Пенсионеры - надежда всех партий, но рассчитывать только на них - дурной тон. Технологические удобства не компенсируют общего неприятного фона.

Этот фон тяжелой печатью лежит на предстоящей кампании: именно из-за того, что выборы в России традиционно ассоциируются с людьми старшего возраста, всех тех, кому и должно выбирать депутатов парламента, на участки калачом не заманишь. Всё это - давняя история, поминаемая при случае с известным ворчанием. Ворчанием, однако, дела не исправишь, здесь нужна работа. Прежде всего - по выяснению того, с кем же мы всё-таки имеем дело.


Исследование "Молодежь России", проведенное под руководством консультанта Федерального молодежного избирательного Штаба "Единой России" Андрея Маруденко, выстроено не так, как привычная всем "предвыборная социология".


"Только 233 респондента (27%) назвали себя "гражданами", "патриотами", "россиянами", только 31 человек идентифицировал себя с "малой Родиной", городом, селом, регионом" Основная задача сложного по структуре опроса с возможностью подробных ответов - выяснить ценности нынешней молодежи, ее мировоззренческие и политические установки. Результаты исследования и ожидаемы, и неожиданны одновременно: призадуматься есть о чем.


Всего было опрошено 878 респондентов (412 мужчин и 466 женщин) в возрасте от 18 до 30 лет. География опроса - 25 регионов России: от Москвы и Санкт-Петербурга до Приморского края, от Архангельской области до областей Ростовской и Ставропольской, от Калининградской области до Амурской. Среди опрошенных - студенты, служащие, молодые родители, безработные и 18 человек, написавших о себе "домохозяйка".


Первая часть исследования касалась идентичности: респондентам предлагалась определиться с ответами на следующие вопросы: "Что Вы можете сказать о себе, кем Вы считаете себя в первую очередь? Как бы Вы могли ответить на вопрос: "Кто Вы"? Большая часть опрашиваемых, к счастью, идентифицировала себя как людей или же совсем уж оценочно (есть и такие ответы: "зайка", "все - люди как люди, а я - богиня", "молодой, амбициозный юноша с философским настроением"). С одной стороны, принадлежность респондентов к Homo Sapiens очевидна и им, и интервьюерам. Какой смысл делать на этом акцент? Что хочет сказать человек, говоря "я - человек"? Вопрос не праздный. Его можно оставить в стороне, предположив, что "человеческое" - это просто "общее место", необходимое внутреннее умолчание, которое при открытости вопроса (ну, не спрашивать же в лоб - "человек ли Вы?") нуждается в озвучивании. Но смею предположить, что "я - человек" - одна из немногих отдушин в насквозь информатизированном обществе, где для молодежи уже почти реальностью являются и роботы с вампирами, и - что куда важнее - интернет-ники и аккаунты. "Человеческое" оказывается важной частью идентификации, и нельзя не принимать в расчет этот факт.


Отдельная часть ответов касалась идентичности профессиональной: свою принадлежность к деятельности отметили всего 211 респондентов ("строитель", "продавец", "общественный деятель", "философ", "директор/начальник", "бармен", "хороший специалист"). Еще меньше - 115 человек - посчитали важным указать свой пол: среди мужчин таковых оказалось лишь 19 человек, среди женщин - 136, всемеро больше. Профессия есть не у всех молодых людей (у многих это - подработка на время, не более), так что идентичность этого рода (и ее отсутствие) объяснима легко. Второй случай - сложней и интересней. 19 мужчин из 416 опрошенных мужского пола - это серьезный упрек обществу, в котором во многом благодаря именно женщинам само положение мужчины уже совсем не столь очевидно выигрышно. Феминистки могут сколь угодно говорить о попрании собственных прав: пройдет еще лет 20, и из этих 19 смельчаков останутся в лучшем случае 6-7. Мамы и бесконечные школьные учительницы так просто фронт не сдадут. Отсутствие маскулинной идентичности - важнейшая черта российской молодежи, которая предпочитает унификацию пола иногда просто ради удобства и спокойствия: ответственность пола, как известно, та еще радость. К слову, на семье, речь о которой пойдет в следующей статье, эта унификация почти никоим образом не сказалась.


Консультант Федерального молодежного избирательного Штаба "Единой России" Андрей Маруденко

Последняя часть ответов об идентичности относилась к стране и социуму, гражданственности и патриотизму. Результаты можно назвать достаточно неожиданными: только 233 респондента (27%) назвали себя "гражданами", "патриотами", "россиянами", только 31 человек идентифицировал себя с "малой Родиной", городом, селом, регионом. И, наконец, лишь 1 (!) опрошенный написал "я - русский". Последнее - крайне неожиданно. Попутно заметим, что в исследовании не принимали участие национальные республики: география опроса охватывала в основном традиционно русские территории. Национальная идентичность (и вообще весь этот блок ответов) касается выборов и партий непосредственно: о русских в ходе этой кампании будут говорить почти все, тема национализма считается одной из самых важных, и, скорее всего, так оно и есть на самом деле, ведь опрошенные - молодые люди, которые и к урнам-то могут не прийти, а у избирателей постарше - "свои есть резоны". Но молодежь в основной своей массе к национализму глуха. Глуха к любым его проявлениям, от гордости за Отечество до нелюбви к "понаехавшим" и иностранцам. Современная массовая культура космополитична и вненациональна: стоит ли удивляться тому, что среди этой воспитанной уже на послесоветских образцах аудитории слова "я - русский" звучат очень негромко.


Куда более опасным представляется другой тренд: молодые люди, согласно опросу, живут вне малых социальных и политических групп. Разумеется, на вопрос "Кто Вы?" никто не ответил "Я - представитель / сторонник партии", но ведь и ответа "Я - студент вуза / житель города" не прозвучало. Поколение 90-х, на которое возлагали большие "демократические надежды", вряд ли их оправдает, ведь демократия всегда начинается "снизу", от тех самых малых социальных групп, которые в ответах не представлены вовсе.


И здесь мы впрямую подходим к ценностям: речь об этом пойдет в следующем тексте. А пока стоит отметить, что свободу ("право выбора", "самореализация", "самостоятельность" etc.) выбрали в качестве наибольшей ценности 22 молодых человека из 878.


А вы говорите, гражданское общество...

http://www.vz.ru/2007/9/20/

Док. 373433
Опублик.: 22.09.07
Число обращений: 353

  • Бударагин Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``