В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: Изменить, но не разрушить Назад
Николай Герасименко: Изменить, но не разрушить
В Новосибирске 11 ноября состоялся Координационный совет по здравоохранению межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". В форуме приняли участие зам. председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Н.Ф. Герасименко, председатель президиума сибирского отделения РАМН акад. В.А. Труфакин, а также руководители органов управления здравоохранением регионов Сибири, крупнейших медицинских центров и научных институтов.

Открывая заседание, Н.Ф. Герасименко отметил, что реформа системы здравоохранения является частью административной реформы, которая затронет все сферы жизнедеятельности государства. Изменения в системе межбюджетных отношений при разграничении полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления могут привести к дисбалансу финансирования различных видов медицинской помощи и лекарственного обеспечения. К примеру, такие направления, как специализированная помощь, включая обеспечение специализированных учреждений ЛС, ИМН, иммунобиологическими препаратами, донорской кровью и ее компонентами, будут финансироваться из бюджетов субъектов РФ. Участники совещания были единодушны: изменить систему не значит ее разрушить, только в этом случае любая реформа имеет смысл.

По словам Н.Ф. Герасименко, важное значение в реформировании здравоохранения имеет укрепление первичного звена медицинской помощи. В этой связи представляет интерес пилотный проект по модернизации системы здравоохранения в Томской области, о котором рассказал начальник Департамента здравоохранения администрации Томской области А.Т. Адамян. Проект, рассчитанный на 2006-2008 гг., реализуется под патронажем Минздравсоцразвития России на основании поручения Президента РФ В.В. Путина. Основная цель проекта - повышение качества и доступности медпомощи, развитие профилактического направления деятельности амбулаторно-поликлинической службы, ее укрепление, эффективное использование ресурсов здравоохранения на основе внедрения рыночных механизмов и конкурентной среды между ЛПУ первичного звена.

С этой целью планируется внедрить принципы полного хозрасчета в поликлиниках, перевод медицинских консультативных, диагностических и госпитальных услуг на платную договорную основу. Как заявил А.Т. Адамян, с 2006 г. на первоначальном этапе реформы будет введен подушевой норматив для расчетов страховой компании с первичным звеном исходя из численности прикрепленного населения. В расчеты будут включены все затраты, необходимые для оказания медпомощи, кроме капитального ремонта, приобретения оборудования и оплаты круглосуточного стационарного обслуживания. В 2007-2008 гг. в подушевой норматив будут включены все без исключений расходы на оказание медпомощи. Если проект окажется успешным и дееспособным, он получит распространение в других субъектах РФ. Таково решение Минздравсоцразвития России.

Отдельно А.Т. Адамян остановился на кадровом обеспечении новой системы. По его словам, сегодня врач получает деньги за пролеченного больного, а не за здорового человека. Иначе говоря, у врача нет стимула заниматься профилактикой. Но, умело используя материальные стимулы, можно кардинально изменить этот подход. Правда, при этом произойдет перераспределение нагрузки на семейного врача или врача общей практики. Как это будет выглядеть? Пока никто не может дать ответа на этот вопрос. Но А.Т. Адамян привел любопытный пример по результатам опроса выпускников отделения менеджмента Сибирского госмедуниверситета. Их спрашивали, готовы ли они помимо обязанностей врача управлять финансово-хозяйственной деятельностью нескольких врачебных практик. Оказывается, 70% опрошенных считают, что справятся с этой нагрузкой.

Ключевая роль в системе стимулирования врачей отводится методам поощрения и индексации заработной платы. Более подробно на эту тему высказался руководитель Департамента здравоохранения администрации Новосибирской области Н.Л. Тов. По его словам, ситуация в этой сфере выглядит вполне оптимистично. С 1999 по 1-е полугодие 2005 г. годовой фонд заработной платы работников областных ЛПУ вырос в 2,8 раза и сегодня составляет более 1 млрд руб. (общие расходы здравоохранения - 34 млрд руб.). Зарплата врачей за тот же период увеличилась с 913 руб. до 8826 руб.

По словам Н.Л. Това, увеличение зарплаты не является самоцелью, это инструмент для повышения эффективности труда. Однако руководитель департамента считает, что существуют проблемы избыточной мощности ЛПУ, неравномерного распределения страхового заказа между ними, избыточной численности работающих в отрасли, диспропорции стоимости услуг в разных лечебных учреждениях. Поэтому необходимо перераспределять страховой заказ и фонд оплаты труда с учетом численности работающих.

На совещании обсуждались также примеры государственной поддержки деторождения в Омской области, проблемы заболеваемости наркоманией и алкоголизмом в свете демографического кружка.

Е. Соболевская, фото автора, Новосибирск

ФВ No38 (401) от 29.11.2005 г.

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=10306


Док. 373391
Перв. публик.: 29.11.05
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 444

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``