В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: Здоровье нации должно стать высшим государственным приоритетом Назад
Николай Герасименко: Здоровье нации должно стать высшим государственным приоритетом
На расширенных парламентских слушаниях "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России", которые состоялись 13 марта 1997 г. в Парламентском центре, собрались почти 500 участников из 62 регионов страны - все, кому не безразлично, что происходит со здравоохранением, чтобы обсудить широкий круг проблем, влияющих на показатели здоровья нации.

Сегодняшние парламентские слушания продиктованы болью за отечество, - подчеркнул в своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф. Герасименко: " Мы хотим, как это было испокон веков на Руси в тяжелые времена, ударить в набат, чтобы донести до всех, кто обладает реальной властью - от Президента до муниципального чиновника, очевидный для нас, медиков, факт: национальная безопасность страны под угрозой!" Но получается, что пока, по словам спикера Государственной Думы Г.Н. Селезнева, не удается убедить Правительство РФ признать, что здоровье россиян перешло критическую черту и объявить здравоохранение приоритетом государственной политики.

Отмечая правомерность того, что понятия "здоровье населения" и "национальная безопасность" поставлены рядом не случайно, Н. Герасименко, с сожалением констатировал, что ни одна страна в мирное время не знала столь значительных изменений демографической ситуации, как это происходит сейчас в России. Естественная убыль - смертность превышает с 1992 г. рождаемость почти на миллион человек, или в 1,6 раза. По величине ожидаемой продолжительности жизни российские мужчины занимают 135 место в мире, а женщины - 100-е. Такая большая, как в России, разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин - 14 лет - беспрецедентна. Показатель смертности мужчин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений и травм превышает в 4 - 5 раз эти показатели в странах Европы, США, Японии. Короче говоря, если не изменится эта катастрофическая ситуация, то лишь 54% ребят, которым сегодня 16 лет доживут до пенсионного возраста. А снижение продолжительности жизни - это главный показатель благополучия страны.

У нас постоянно нарушается конституционное право на гарантии граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Россияне платят в больницах за лекарства, питание, за операции. Пора, наконец, понять, что охрану здоровья нельзя сводить только к оказанию медицинской помощи. Охрана здоровья - это прежде всего создание среды обитания, благоприятной для человека, обеспечение безопасности пищевых продуктов и воды, проведение эффективной демографической политики, пропаганда здорового образа жизни. Приходится констатировать, считает Н. Герасименко, что сегодня все эти важнейшие направления государственной политики пущены на самотек.

По мнению председателя Комитета ГД по охране здоровья, мы не можем равняться на США, где на здравоохранение расходуется свыше триллиона долларов в год, что больше всего нашего бюджета; по 5% от ВВП (для России это примерно 110 трлн. руб.) мы в любом случае должны найти. Финансирование здравоохранения - это вопрос приоритетов в государственной политике. Необходимо также принятие закона прямого действия о национальном здравоохранении. В нем должны быть предусмотрены приоритетные направления, которые должно финансировать государство и которые необходимо развивать параллельно со структурной перестройкой здравоохранения. И, прежде всего, законодательно закрепить эффективные экономические меры, утверждающие в обществе культ здорового тела и духа, здоровых традиций и привычек. Основные бюджетные финансовые потоки должны быть направлены на охрану материнства и детства, борьбу с социально опасными инфекциями.

К приоритетам, безусловно, относится и лекарственное обеспечение населения. Мы должны признать, что лекарственная безопасность страны серьезно подорвана. За последние годы доля отечественных лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке сократилось до 30%, прекращено производство практически всех субстанций и более 50 наименований лекарств. Стали уже не по карману многим нашим согражданам жизненно важные лекарственные средства. По мнению Н. Герасименко, государственная политика в сфере охраны здоровья должна включать и регулирование цен на медикаменты, и поддержку отечественных производителей медицинской техники и лекарственных препаратов.

Руководитель Центра демографии Института социально-политических исследований РАН Л.Л. Рыбаковский призвал все ветви власти осознать необходимость решения проблем, связанных с демографической ситуацией в стране и прогнозом ее развития. Он подчеркнул, что с 1992 по 1996 г. естественная убыль населения составила 3,5 млн. человек (2,5% населения страны). В 1996 г. зафиксирован невероятно низкий уровень рождаемости; в связи с этим правительству необходимо принять срочные меры по стимулированию роста населения. В противном случае в будущем нас ожидает отрицательный естественный прирост населения.

Министр здравоохранения России Т.Б. Дмитриева уделила большое внимание в своем выступлении мерам, которые предпринимает министерство для преодоления кризисной ситуации, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, решения проблем управления отраслью. Минздравом РФ подготовлены два проекта постановления правительства: о мерах по стабилизации и повышению эффективности здравоохранения и медицинской науки в РФ и о реализации государственных гарантий по льготному лекарственному обеспечению. Это очень важная проблема, касающаяся нашего лекарственного рынка. Планируется также утверждение перечня жизненно важных лекарственных средств, который будет использоваться в качестве базового при назначении лекарственной терапии в стационарах и выписке препаратов льготным категориям населения. В месячный срок предусмотрено завершить работу над постановлением о таможенных пошлинах на лекарства, в котором будут определены пути защиты отечественных производителей фармпродукции. В заключение министр подчеркнула, что успех дела во многом будет зависеть от эффективной работы всех уровней власти.

Выживет ли медицинская наука, если финансирование научных исследований осуществляется только на 10 - 12% от требуемой суммы - таким вопросом начал свое выступление президент Российской академии медицинских наук В.И. Покровский, который считает, что ухудшение состояния здоровья населения обусловлено не только экономическими трудностями и возрастающим действием экологического вреда. Существенное значение приобретают недостаточная разработка эффективных мер профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Это связано прежде всего с крайне низким уровнем финансирования здравоохранения и медицинской науки.

По мнению международных экспертов, научный потенциал России является ее вторым национальным богатством после сырьевых ресурсов. Общепризнанны и достижения медицинской науки, которые были осуществлены ценой неимоверных усилий, "не благодаря, а вопреки". Так, созданы новые препараты для лечения болезней крови, злокачественных новообразований, антисклеротические, тромболитические, антисептики, антибиотики. Однако, как считает В.И. Покровский, если в ближайшее время не будут предприняты решительные меры, то начнутся необратимые изменения, которые приведут к утрате научного потенциала медицинской отрасли и резкому снижению качества лечебной работы. При подготовке бюджета на 1998 г. следует предусмотреть финансирование медицинской науки не ниже 4% расходной части бюджета.

Как фактор национальной безопасности рассматривает сложившуюся ситуацию со здоровьем вновь рождающихся поколений детей и сохранением их жизни президент Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка академик РАМН А.А. Баранов, выступление которого было воспринято с большим интересом. Он отметил, что, к сожалению, динамика младенческой смертности за последние 30 лет свидетельствует о том, что с конца 60-х годов в России не происходило устойчивых положительных сдвигов в уровне этого показателя, за исключением короткого периода конца 80-х годов. В числе причин недостаточная квалификация врачей, неудовлетворительное развитие педиатрической неотложной помощи, службы реанимации и интенсивной терапии, отсутствие лекарств. Только за счет снижения смертности детей до одного года ежегодно можно сохранять 265 человеко-лет.

Вызывают также беспокойство уровень материнской смертности, более чем в 15 раз превышающий аналогичные показатели развитых стран, качественное ухудшение здоровья школьников (лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми), заметный рост заболеваемости подростков 15 - 17 лет. Основные заболевания, ограничивающие профессиональную пригодность, - это близорукость, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы. Дальнейшее нарастание популяции детей с низким уровнем физического развития связано с ухудшением качества питания. Сложившаяся ситуация, по мнению А.А. Баранова, требует принятия неотложных мер. Эта мысль была поддержана и выступлением председателя Комитета ГД по охране здоровья детей А.В. Опариной, по мнению которой, преступно не заботиться о будущем нации.

Решение проблемы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на государственном уровне является пожалуй, одной из самых насущных задач. Комитетом Госдумы по охране здоровья было проведено анкетирование по вопросам эффективности использования финансовых ресурсов в здравоохранении в 1996 г. Так, например, на основании сводных данных анкет (ответы были присланы из 31 субъекта федерации - 57% населения страны) структура расходов на лекарственные средства в зависимости от источников финансирования выглядит следующим образом (см. диаграмму).

Главные задачи в сфере лекарственного обеспечения, как сказал заместитель министра здравоохранения РФ А.Е. Вилькен, это найти средства и рационально их использовать. По его мнению, федеральное правительство должно принимать активное участие в финансировании профилактики и диагностики заболеваний, закупки вакцин для детей, противогриппозных вакцин, программ социально значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез, онкология). Центр должен взять на себя закупки основных жизненно важных лекарственных средств (это примерно 50% всей программы обеспечения лекарствами), остальные средства должны изыскать территории.

Должен быть также отрегулирован порядок ценообразования, в частности размеры торговых надбавок, которые удорожают иногда стоимость лекарств в 3 и более раз. По мнению А.Е. Вилькена, с 1998 г. должна функционировать программа поддержки отечественных производителей фармацевтической продукции, которая предусматривает предоставление дотаций, утверждение блока документов по таможенным пошлинам и другие меры.

Таким образом, участники парламентских слушаний считают, что Российская Федерация значительно отстала от большинства развитых и развивающихся стран по многим показателям состояния здоровья, что угрожает национальной безопасности страны. Увеличение уровня заболеваемости свидетельствует об ослаблении государственной политики в этой сфере, утрате контроля над ситуацией, сложившейся в отечественном здравоохранении, в том числе и лекарственном обеспечении. Принятые на слушаниях рекомендации предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на скорейшее преодоление кризиса в состоянии здоровья населения и повышения эффективности государственного регулирования в области здравоохранения, созданию правовой базы. В соответствии с рекомендациями необходимо подготовить ряд важнейших постановлений:

о мерах государственной поддержки учреждений и предприятий, занятых производством лекарственных средств, в том числе выделение бюджетной ссуды на пополнение оборотных средств, погашение задолженности за 1996 г. федерального бюджета предприятиям медицинской промышленности;
о государственном социальном заказе на производство жизненно необходимых лекарственных средств и субстанций;
о государственном контроле за ценообразованием на лекарственные средства;
о принципах и порядке установления таможенного тарифа на отечественные и импортные препараты.
Недостатки в сфере ораны здоровья весьма болезненно задевают интересы каждого россиянина и повышают напряженность в обществе. На парламентских слушаниях состоялся честный и открытый разговор, что даст возможность определить, куда будет двигаться наше здравоохранение. Но цель у нас одна - улучшить здоровье нации.


Т. Панфилова

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=410

ФВ No11 (77) от 01.06.1997 г.


Док. 373367
Перв. публик.: 01.06.97
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 432

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``