В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: Что мы ждем от нашего здравоохранения? Назад
Николай Герасименко: Что мы ждем от нашего здравоохранения?
В Госдуме 15 октября были обсуждены наболевшие вопросы российского здравоохранения в рамках "круглого стола" под названием "Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения РФ", организованного Комитетом по охране здоровья.

За последние 10 лет было принято более 300 законов, регулирующих правоотношения в различных секторах здравоохранения. Все они направлены на решение острых и сложных задач отрасли. Однако главным недостатком многих нормативных актов является отсутствие комплексного подхода к решению ряда проблем, декларативность и противоречивость отдельных норм.

Принципы госполитики в области здравоохранения, ответственность Правительства РФ за состояние здоровья населения, правовые нормы, обеспечивающие доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи, были провозглашены в проекте ФЗ "О здравоохранении в РФ", широко обсуждавшемся медицинской общественностью. Однако ввиду несостоявшейся административной реформы готовый ко второму чтению законопроект (после первого чтения в него внесено более 2,5 тыс. поправок) был отложен Госдумой в конце прошлого года.

Как сообщил ведущий "круглого стола" зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Н.Ф. Герасименко, концепция закона была обсуждена в штаб-квартире ВОЗ, на парламентских слушаниях.

Принявшие участие в обсуждении ведущие ученые и специалисты в области организации здравоохранения указали на необходимость скорейшего принятия закона.

По словам Н.Ф. Герасименко, одним из важнейших принципов данного закона является установление равенства возможностей медорганизаций независимо от форм собственности, с одной стороны, и возможности осуществления реального контроля и управления системой здравоохранения со стороны государства - с другой. В законе содержатся понятия об организациях и учреждениях здравоохранения, определены различные аспекты их деятельности, а также сфера платных медуслуг; поставлена задача повышения доли государственных расходов на здравоохранение до 5% ВВП (по критериям ВОЗ, это минимум для поддержания достаточного уровня здравоохранения).

Данная мера является крайне необходимой, считает Н.Ф. Герасименко, поскольку в большинстве субъектов РФ средств на выполнение программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи явно не хватает.

Принятый в первом чтении в 1999 г. законопроект "О здравоохранении в РФ" был доработан с учетом нового изменившегося законодательства о лицензировании, о техническом регулировании, о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Вместе с тем, сказал в заключение Н.Ф. Герасименко, актуальность законопроекта и необходимость принятия были подтверждены 76 субъектами РФ, принявшими законы о здравоохранении в отсутствие федерального.

По мнению директора Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития России Р.А. Хальфина, в настоящее время следует ввести новые и дать более четкие определения некоторым имеющимся понятиям, определить права и ответственность медработников и т.д. Но главный вопрос, требующий решения, - закон необходимо адаптировать к законопроектам, которые сейчас готовятся Правительством РФ для внесения в Госдуму: об ОМС и программе госгарантий оказания медпомощи. Поэтому следует говорить лишь о концепции обсуждаемого законопроекта в свете нового законодательства. Это позволит Закону "О здравоохранении в РФ" занять должное место в ряде нормативных актов, праворегулирующих отношения в сфере здравоохранения, считает зам. начальника Экспертного управления Администрации Президента России Н.Б. Найговзина.

Говоря о концепции данного законопроекта, следует опираться на Конституцию РФ, в соответствии с которой координация вопросов здравоохранения должна осуществляться на федеральном уровне. Сами же вопросы решаются на уровне субъектов РФ, в отличие от системы ОМС, являющейся предметом совместного ведения.

Еще один немаловажный вопрос - как рассчитать тарифы? Сегодняшняя система тарификации не устраивает, т.к. не позволяет "финансово наполнить ЛПУ", как сообщила Н.Б. Найговзина.

В готовящихся законопроектах (об ОМС и госгарантиях) будет заложена норма о том, что методика установления тарифов на оказание медицинской, в т.ч. лекарственной, помощи будет утверждаться Правительством РФ. Однако установить единые для всех субъектов РФ тарифы невозможно.

Член Комиссии по правам человека при Президенте РФ проф. Л.М. Рошаль заявил: "Если бы закон о здравоохранении был принят 5-7 годами раньше, нам удалось бы избежать разгрома Минздрава России и единой службы системы здравоохранения в регионах и на местном уровне. В результате мы имеем некомпетентность в определении задач предоставления объемов медпомощи в соответствии с новой административной реформой, попытку повсеместного введения врачей общей практики, перераспределение средств ОМС за счет регионов-доноров, а также упорное непонимание Минэкономразвития и Минфином России необходимости доведения уровня здравоохранения хотя бы до нижних международных стандартов".

Закон "О здравоохранении в РФ" должен ответить, утверждает Л.М. Рошаль, на основные вопросы: формы организационных структур в отрасли, их функциональные обязанности, взаимоотношения структур между собой; формы финансирования (бюджетное, страховое, смешанное); четкая расшифровка содержания медицинских социальных стандартов и госгарантий; роль ОМС; место частной медицины в здравоохранении; возможности приватизации государственных и муниципальных учреждений здравоохранения; роль меднауки и координация медицинских исследований.

Прежде всего, по словам зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья С.А. Афендулова, следует четко определить: "А что такое здравоохранение?" Это государственная система, направленная на оказание необходимой медпомощи населению, или бизнес? В последнем случае государство должно решить, что оно оставляет за собой, а что уйдет в частное здравоохранение. Говоря о приватизации ЛПУ, следует иметь в виду, подчеркивает С.А. Афендулов, что все лучшее, что было в здравоохранении, может "уйти в бизнес", а худшее - останется в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Профессор В.Б. Филатов (Новоси-бирск) остановился на следующем моменте: "Практика показывает, что наша система здравоохранения уже перестала быть государственной, поэтому в законе следует говорить о государственном характере медпомощи". Зав. кафедрой ММА им. И.М. Сеченова, чл.-корр. РАМН В.З. Кучеренко предложил ввести новый термин - "национальная система здравоохранения", которая объединит федеральные, муниципальные и частные учреждения здравоохранения.

Секретарь Федерации независимых профсоюзов И.Г. Шанин указал на необходимость дальнейшего развития медстрахования, и в первую очередь - добровольного. Это особенно актуально при усилении амбулаторного звена оказания медпомощи. "Помимо льготных категорий населения у нас имеется огромное число граждан, которым ЛС не по карману", - отметил он. В связи с этим очень важно, чтобы в объем страховки были включены медикаменты.

В условиях проходящей по всей стране административной реформы весьма сложно в обсуждаемом законе будет закрепить уровень финансирования. Единственное, что можно сделать, отметил зам. председателя Комитета Госдумы по науке и образованию С.И. Колесников, пойти по пути прописания минимальных медицинских и социальных стандартов: "Правительство РФ и Администрация Президента России считают, что это нереальная задача". По его словам, у нас есть МРОТ, потребительская корзина - это минимальные стандарты; такие же стандарты должны быть закреплены и в Законе "О здравоохранении в РФ": "Это одна из ключевых задач, которую нам сегодня необходимо решить".

Участники "круглого стола" пришли к следующему выводу: законопроект "О здравоохранении в РФ" должен быть доработан с учетом позиций сегодняшнего дня. Такая задача поставлена перед рабочей группой, в состав которой войдут специалисты различных ведомств, ученые, представители общественности.

Т. Борисова

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=8760

ФВ No34 (355) от 26.10.2004 г.

Док. 373364
Перв. публик.: 26.10.04
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 427

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``